Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:44, курсовая работа
К вопросам трудовой миграции обращались различные авторы, в частности, О.В.Абрамова, Е.В.Виноградова, В.В.Глазырин, Э.Р.Григорьев и Л.В. Труханович, Р.Ш.Давлетгильдеев, О.К.Дадаев, Е.С.Скачкова, В.В.Трубин, И.В. Халевинский и др. В последние годы были защищены диссертационные работы Н.А.Андриановой «Трудовые отношения с участием иностранцев в системе международного частного и трудового права России» (2002); В.А.Асриян «Социальные и трудовые права мигрантов в РФ» (2004); Ю.В.Жильцовой «Правовое регулирование трудовых отношений рабочих-мигрантов» (2002). По глубине исследования проблемы мне хочется выделить научно-практическое пособие Г.С.Скачковой «Труд иностранцев в России: правовое регулирование» (2006).
Целью исследования является комплексный анализ правового регулирования труда иностранных граждан в РФ, для чего поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие «трудовой миграции» и «иностранного работника»;
- проанализировать основные международно-правовые акты и национальное законодательство ряда иностранных государств в сфере трудовой миграции;
- выделить проблемы правового регулирования внешней трудовой миграции в современном российском законодательстве;
- рассмотреть особенности трудового договора с трудящимся-мигрантом;
- сформировать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере труда иностранных граждан.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
1.1. Понятие, признаки и виды иностранных работников
1.2. Правовое регулирование труда трудящихся-мигрантов нормами международного права
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
2.1. Источники правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников в Российской Федерации
2.2. Порядок привлечения иностранной рабочей силы
2.3. Трудовой договор с иностранным работником
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
1.1. Понятие, признаки и виды иностранных работников
1.2. Правовое регулирование
труда трудящихся-мигрантов
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
2.1. Источники правового
регулирования трудовых
2.2. Порядок привлечения иностранной рабочей силы
2.3. Трудовой договор с иностранным работником
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Прибытие в Российскую Федерацию иностранцев с целью трудовой деятельности, а также выезд наших сограждан на работу за рубеж – весьма распространенное явление в современной российской действительности. Вместе с тем, если взглянуть в историческом аспекте, то проблемы внешней трудовой миграции являются сравнительно новыми для отечественного правоведения.
Россия становится как
«донором» рынка труда, принимая
большое количество мигрантов из
стран СНГ и Китая, так и
его «реципиентом», поскольку российские
граждане трудятся в различных странах
мира, привлекающих иностранную рабочую
силу. Вместе с тем в России до
последнего времени отсутствовало
комплексное регулирование
Миграция иностранной
рабочей силы в Российскую Федерацию
является одним из направлений внешней
трудовой миграции. Она представляет
собой наиболее многочисленный миграционный
процесс, оказывающий влияние на
социально-экономическую и
Таким образом, вопросы, касающиеся
порядка привлечения
К вопросам трудовой миграции обращались различные авторы, в частности, О.В.Абрамова, Е.В.Виноградова, В.В.Глазырин, Э.Р.Григорьев и Л.В. Труханович, Р.Ш.Давлетгильдеев, О.К.Дадаев, Е.С.Скачкова, В.В.Трубин, И.В. Халевинский и др. В последние годы были защищены диссертационные работы Н.А.Андриановой «Трудовые отношения с участием иностранцев в системе международного частного и трудового права России» (2002); В.А.Асриян «Социальные и трудовые права мигрантов в РФ» (2004); Ю.В.Жильцовой «Правовое регулирование трудовых отношений рабочих-мигрантов» (2002). По глубине исследования проблемы мне хочется выделить научно-практическое пособие Г.С.Скачковой «Труд иностранцев в России: правовое регулирование» (2006).
Целью исследования является комплексный анализ правового регулирования труда иностранных граждан в РФ, для чего поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие «трудовой
миграции» и «иностранного
- проанализировать основные международно-правовые акты и национальное законодательство ряда иностранных государств в сфере трудовой миграции;
- выделить проблемы правового
регулирования внешней
- рассмотреть особенности
трудового договора с
- сформировать предложения
по совершенствованию
В качестве методов исследования
применялись сравнительно-
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
1.1. Понятие, признаки и виды иностранных работников
Процесс перемещения физических лиц через границы государств для занятия трудовой деятельностью в литературе называют по-разному: «международный рынок труда», «международный трудовой обмен», «международное перемещение трудовых ресурсов»1. В российских нормативных правовых актах используется термин «внешняя трудовая миграция»2.
Внешняя трудовая миграция
– это осуществляемое в порядке,
установленном нормами
К сожалению, в действующем
законодательстве понятие «внешней
трудовой миграции» отсутствует, хотя
сам термин используется. Полагаем,
законодателю необходимо разработать
и включить соответствующую дефиницию
в один их нормативных правовых актов,
регулирующих вопросы внешней миграции.
Понятие иностранного работника
используется в российских и международных
актах для обозначения
Нормативного определения
трудящегося-мигранта российское законодательство
не содержит. В ст.11 Конвенции МОТ
№ 97 о трудящихся-мигрантах
Самое широкое определение понятия «трудящийся-мигрант» дается в Международной Конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.), согласно которой этим термином обозначается любое лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является.
Несколько иначе толкуется рассматриваемое понятие в ст.1 Европейской Конвенции 1997 г. о правовом статусе трудящихся-мигрантов, согласно которой термин «трудящийся-мигрант» означает гражданина государства-участника, которому разрешено другим государством-участником проживать на его территории для выполнения оплачиваемой работы. При этом акцент делается на гражданстве, то есть из сферы действия Конвенции исключаются лица без гражданства (апатриды).
Проведенный анализ международных
актов позволяет сделать вывод
об отсутствии единообразного применения
термина «трудящийся-мигрант». К
общим признакам трудящегося-
Федеральный закон от 25.07.2002
№ 115-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О правовом положении
иностранных граждан в
На наш взгляд, категории «трудящийся-мигрант» и «иностранный работник» должны соотносится как общее и частное. Иностранным работником следует называть тех мигрантов, которые работают по найму, на основе трудового договора, то есть являются участниками трудовых правоотношений (само наименование «работник», характерное именно для трудового права, говорит в пользу этого подхода). Но к трудящимся-мигрантам можно отнести также и другие категории граждан, занимающихся оплачиваемой трудовой деятельностью не на основании трудового договора (например, индивидуальные предприниматели или лица, работающие по договору подряда). В международных актах и юридической литературе субъект внешней трудовой миграции именуется именно понятием «трудящийся-мигрант».
Правовой статус иностранного работника складывается из совокупности его прав, обязанностей и ответственности. Состав социальных и трудовых прав человека, которыми в равной степени пользуются и трудящиеся-мигранты, не одинаков в актах разных международных организаций, международных договорах и российском законодательстве. Согласно ст.13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Как отмечается в литературе,
составить исчерпывающий
1.2. Правовое регулирование труда трудящихся-мигрантов
нормами международного права
В сфере правового регулирования трудовой миграции большое значение имеют нормы международного публичного и частного права, закрепленные в актах, принятых ООН, МОТ, Советом Европы, СНГ, региональными объединениями государств, а также многосторонних и двусторонних соглашениях РФ.
Акты ООН в области трудовой миграции. Главный вклад нормативных актов ООН в регулирование труда мигрантов состоит в разработке и принятии Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, одобренной 45-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году1. Россия в данной Конвенции не участвует, однако не исключается ее присоединение в будущем.
Основные положения Конвенции, на мой взгляд, следующие: Термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является (ст.2). Запрещена какая-либо дискриминация мигрантов в сфере труда, в частности, устанавливается, что они пользуются не менее благоприятными условиями, чем граждане государства работы по найму (ст.ст. 7, 43, 45, 55 и др.). Трудящиеся-мигранты и члены их семей могут свободно покидать любое государство, включая государство своего происхождения. Это право не должно подлежать каким-либо ограничениям, за исключением тех, которые предусматриваются законом, необходимым для охраны национальной безопасности, общественного порядка (ordre public), здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признанными в настоящей части Конвенции другими правами (ст.8). Трудящийся-мигрант или член его или ее семьи не должен лишаться разрешения на проживание или получение работы или высылаться только на основании невыполнения обязательства, вытекающего из трудового соглашения, если только выполнение такого обязательства не представляет собой одно из условий получения такого разрешения (ст.20). Трудящиеся-мигранты и члены их семей пользуются правом свободного передвижения по территории государства работы по найму и свободой выбора местожительства в нем (ст.39). Трудящиеся-мигранты имеют право переводить свои заработанные средства и сбережения, в частности такие суммы, которые необходимы для содержания их семей, из государства работы по найму в государство происхождения или любое другое государство (ст.47). Трудящиеся-мигранты в государстве работы по найму имеют право свободно выбирать свою вознаграждаемую деятельность с учетом некоторых ограничений или условий (ст.52).
Акты Международной Организации Труда. Наибольший вклад в правовое регулирование вопросов трудовой миграции вносит Международная Организации Труда. Главной идеей Конвенции МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» от 1 июля 1949 г.1 является признание государствами-участниками равенства в отношении мигрантов независимо от национальной, расовой принадлежности, религии, пола.
Информация о работе Статус мигрантов и членов их семей в международном праве