Статуса беженцев по Российскому законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение на основе различных источников статуса беженцев по российскому законодательству.
Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:
дать характеристику понятия беженцев по российскому законодательству и международным стандартам;
раскрыть порядок признания беженцем;
рассмотреть права и обязанности беженцев;
показать значение защиты прав беженцев.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ БЕЖЕНЦЕВ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 4
2. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ БЕЖЕНЦЕМ 10
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БЕЖЕНЦЕВ 17
4. ЗАЩИТА ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ БЕЖЕНЦЕВ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 4

2. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ БЕЖЕНЦЕМ 10

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БЕЖЕНЦЕВ 17

4. ЗАЩИТА ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….………….…...26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы связана с тем, что, несмотря на то, что формулировка статуса «беженец» хорошо известна, сегодня продолжается дискуссия по поводу определения понятия «беженец», в связи с последними событиями на Украине.

Проблема беженцев и вынужденных переселенцев имеет международный характер.

В целом, проблемы правового статуса беженцев получили достойное освещение в отечественной правовой науке. Но сложность в том, что основные работы приходятся на 1995-2000 годы, что явно не соответствует современным условиям жизни.

Целью данной работы является изучение на основе различных источников статуса беженцев по российскому законодательству.

Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:

  1. дать характеристику понятия беженцев по российскому законодательству и международным стандартам;
  2. раскрыть порядок признания беженцем;
  3. рассмотреть права и обязанности беженцев;
  4. показать значение защиты прав беженцев.

Объектом исследования является правовой статус беженцев в Российской Федерации, а так же весь спектр общественных отношений, возникающих вокруг данного института.

Предмет исследования – нормы законодательства, регулирующие общественные отношения, связанные с предоставлением, обеспечением, защитой статуса беженцев.

На основании изложенного, можно прийти к выводу о целесообразности рассмотрения данной темы в рамках курсовой работы.

 

1. ПОНЯТИЕ БЕЖЕНЦНВ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ

 

Статус беженца, как юридический термин, появился в обороте после того как 28 июля 1951 году, в Женеве, была подписана Конвенция о статусе беженцев. Следует отметить, что 57 лет, прошедшее со времени принятия Конвенции 1951 года, является вехой в процессе формирования и развития международной системы защиты прав беженцев. Безусловно, универсальная Конвенция о статусе беженцев стала фундаментом этой системы, мини-«конституцией» беженцев. Время показало, что ее положения не совсем подходят для решения современных проблем беженцев в некоторых их аспектах, но ее главной целью всегда было регулирование правового статуса и обращения, а не руководство по поиску решений, приемлемых для всех.

Появлению Конвенции 1951 года предшествовал длительный процесс формирования права беженцев. В период с 1921 по 1939 года в рамках деятельности Лиги Наций был принят ряд соглашений и конвенций, которые послужили основой для действующей Конвенции 1951 года.

В частности, необходимо выделить:

- Соглашение 1926 года, впервые сформулировавшее  определение понятия «беженец»;

- Конвенцию 1933 года «О международном  статусе беженцев», которая во многом стала моделью будущих международных документов, включая Конвенцию 1951 года;

- Конвенцию 1938 года «О статусе  беженцев из Германии», в которой  были изложены основные правила  обращения с беженцами, а также  основные права беженцев в  стране убежища.

Формирование основных принципов права беженцев продолжилось в период после Второй мировой войны. Этот процесс, в какой-то степени, завершился созданием Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и принятием Конвенции о статусе беженцев 1951 года. Указанная правовая и организационная работа отразила достаточно сложный характер адаптирования необходимых мер и инструментов, а также тот факт, что проблемы беженцев, с которыми сталкивается мир, претерпели сильные изменения.

В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Так, Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 года), которая вступила в силу для России 1 февраля 1993 года, в статье 1 дала определение понятия «беженец». В указанной Конвенции под термином «беженец» подразумевается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Конвенция 1951 года распространяется только на тех лиц, которые стали беженцами в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года. Пунктом 2 статьи 1 Протокола, касающегося статуса беженцев (Нью-Йорк, 31 января 1967 года) были внесены изменения в определение понятия «беженец». Исходя из смысла указанного Протокола под термином «беженец» понимается любое лицо, подпадающее под определение статьи 1 Конвенции о статусе беженцев с опущением в этой Конвенции слов «в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года…» и слов «…в результате подобных событий». Россия присоединилась к данному Протоколу 2 февраля 1993 года (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 года № 3876-1).

Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом «О беженцах» от 19.02.1993 года.

В соответствии с Федеральным законом «О беженцах», беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Федеральный закон Российской Федерации «О беженцах» от 19 февраля 1993 года также кроме определения понятия «беженец» давал определение прав и обязанностей лица, признанного беженцем (ст. 8), также этот Закон впервые определил полномочия территориальных органов (ст. 17) и вопросы международного сотрудничества по проблеме беженцев (ст. 18) – это был первый документ в России, затрагивающий данные вопросы.

Проблемы правового положения беженцев нашли свое отражение также в Законе Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (от 25 июня 1993 г.); постановлении Правительства Российской Федерации «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом» (от 31 августа 1994 г.); «Положении о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими в Россию и находящимися в России в поисках убежища, определении их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства 8 сентября 1994 года.

В настоящее время, правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев претерпело коренные изменения. Это можно объяснить недавним принятием двух основополагающих законов: Закона РФ «О Гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г №62-ФЗ и закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002г № 115-ФЗ.

Процесс вынужденной миграции в настоящее время привлекает к себе внимание международного сообщества и отдельных государств своим комплексным характером, требующим разработки общего регионального подхода в этой области. Поскольку основы международно-правового механизма помощи беженцам заложены более 50 лет назад и проверены временем и практикой, основная проблема современной вынужденной миграции связана с применением этих основ к новым условиям и новым явлениям.

Представляется, что в настоящее время в российском законодательстве и миграционной практике формируется тенденция своевременного правового регулирования вопросов вынужденной миграции, с одной стороны, и активного использования универсальных и региональных международных стандартов, с другой.

По данным Федеральной миграционной службы, сейчас в России состоит на учете более 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, включая тех, кто не зарегистрирован.

Регионы массового сосредоточения вынужденных мигрантов — Северный Кавказ (более 242 тыс.), Поволжье (около 207 тыс.), Центральное Черноземье (более 116 тыс.), Центральный район (более 150 тыс., из них в Московском регионе более 25 тыс.), Урал (более 150 тыс.).

Следует отметить, что основное бремя несения обязанностей по обеспечению и защите прав беженцев и вынужденных переселенцев, закрепленных в вышеуказанных документах, лежит непосредственно на органах миграционной службы субъектов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по учету и контролю въезда в Российскую Федерацию, пребывания на ее территории и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» от 23 ноября 1996 г. № 1395 в регионах назрела необходимость в осуществлении мероприятий по оборудованию действующих на их территориях постов иммиграционного контроля техническими средствами учета пересечений иностранными гражданами и лицами без гражданства административной границы и передачи этих сведений по сетям связи в федеральную систему «Поток». Для реализации этих и иных задач субъекты РФ должны разработать необходимую нормативно-правовую базу, на основе которой и создать реально действующие механизмы обеспечения и защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев. Однако процесс создания указанной нормативно-правовой базы в различных субъектах идет достаточно медленно и неоднозначно.

Следует отметить, что собственно вопросы беженцев и вынужденных переселенцев не отражены практически ни в одном уставе или конституции субъекта РФ. Исключение составляет Устав Курганской области, где ст. 134 закрепляет право областной Думы в необходимых случаях определять правила поселения на жительство беженцев и других граждан при их вынужденной миграции, порядок пребывания на территории области иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, новые социально-экономические отношения требуют кардинальных изменений законодательства, в том числе и субъектов РФ, регулирующего проблемы миграции населения.

 

 

 

 

2. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ БЕЖЕНЦЕМ

 

По российскому законодательству признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом Федеральным законом Российской Федерации «О беженцах» от 19 февраля 1993 года.

Признание лица беженцем предусматривает:

  • обращение с ходатайством о признании беженцем;
  • предварительное рассмотрение ходатайства;
  • принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • рассмотрение ходатайства по существу;
  • принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
  • выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Процедура признания лица беженцем предваряется анкетированием данного лица и оформлением на него опросного листа на основе проведения индивидуального собеседования. При этом органы миграционной службы при необходимости могут затребовать документальное подтверждение фактов угроз, насилия или преследования в иной форме в отношении лица или членов его семьи.

Орган миграционной службы, проведя предварительное всестороннее исследование причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве, а также в опросном листе, убедившись в их достоверности и сопоставив их с перечнем причин, по которым лицо может быть признано беженцем, принимает решение о рассмотрении ходатайства по существу о признании лица беженцем и о выдаче соответствующего свидетельства.

На период предварительного рассмотрения ходатайства лица, в отношении которых проводится изучение материалов дела, помещаются в места временного содержания, являющиеся федеральными государственными учреждениями Федеральной Миграционной Службы России. Статус и полномочия этих учреждений определены в положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 679 «Об утверждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами».

Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего восемнадцатилетнего возраста. Членами семьи считаются, как правило, супруги и их дети. Бабушки и дедушки могут считаться членами семьи, а сестры и братья нет, кроме случаев, когда они несовершеннолетние (или взрослые, но нетрудоспособные) и живут на иждивении брата или сестры.

Информация о работе Статуса беженцев по Российскому законодательству