Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 06:08, контрольная работа
Свобода движения капитала в системе свобод общего рынка осуществляет три взаимосвязанные функции, которые формировались и изменялись в ходе создания общего (внутреннего) рынка Европейского Союза:
- обеспечительную, поскольку она содействует реализации других свобод, прежде всего - свободы передвижения услуг;
- регулятивную, поскольку она регламентирует общественные отношения, возникающие в ходе перемещения денежных средств внутри Европейского Союза и между Союзом и третьими странами;
- охранительную, поскольку в значительной мере служит защитой внутреннего рынка Европейского Союза от внутренних и внешних негативных экономических воздействий.
Министерство образования
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Юридический факультет
Кафедра международного права
Европейское право
Вариант 5
Контрольная работа
Студента 3 курса заочной (сокращенной) формы обучения
Гончарука Кирилла Алексеевича
Гродно, 2013
Свобода перемещения капитала и осуществления платежей
в Европейском Союзе
Свободу движения капитала можно определить как основополагающий принцип общего рынка, представляющий собой совокупность прав и обязанностей граждан Европейского Союза и юридических лиц, зарегистрированных в Европейском союзе (а в некоторых случаях - иностранных лиц), связанных со свободным перемещением капиталов между государствами-членами и между государствами-членами и третьими странами, с учетом ограничений, предусмотренных правом Европейского Союза.
Свобода движения капитала в системе свобод общего рынка осуществляет три взаимосвязанные функции, которые формировались и изменялись в ходе создания общего (внутреннего) рынка Европейского Союза:
- обеспечительную, поскольку
она содействует реализации
- регулятивную, поскольку
она регламентирует
- охранительную, поскольку
в значительной мере служит
защитой внутреннего рынка
Разрешенные правом Европейского
Союза ограничения свободы
- полная либерализация
движения капитала приводит к
утрате контроля государств-
- для защиты стратегических интересов государств-членов и Европейского Союза в целом могут быть введены ограничения по мотивам «общих интересов». Соответствие таких ограничений требованиям учредительных документов Европейского Союза определяется и оценивается Судом Европейских сообществ. При этом, поскольку государства-члены вправе самостоятельно вводить такие ограничения, возникает опасность неконтролируемого введения таких ограничений и, соответственно, сложности в их своевременной идентификации на предмет совместимости с Учредительным договором.
Существующие ограничения свободы движения капитала можно классифицировать следующим образом:
- общие исключения, предусмотренные Учредительным договором;
- специфические исключения, предусмотренные Учредительным договором в отношении свободы движения капитала;
- специфические исключения,
связанные со свободой
- исключения по мотивам
«общих интересов», основанные на
прецедентном праве Суда
- горизонтальные исключения, существующие в рамках регулирования других отраслей права Европейского Союза или в различных секторах экономической деятельности, связанные со спецификой деятельности в таких секторах.
Свободе осуществления платежей присуща техническая функция в системе других свобод внутреннего рынка. Указанная свобода является вспомогательной по отношению к другим свободам и была провозглашена только для обеспечения их нормального функционирования.
На основе имеющейся судебной практики движение капитала может быть определено как операция, достигающая перевода собственности на финансовый актив (финансовое соглашение или разовая операция), осуществляемая юридическим или физическим лицом на трансграничной основе, и которая не предполагает наличия встречной/сопутствующей операции, либерализованной в рамках общего рынка. Платежом является любой текущий перевод денег, связанный с реализацией товаров, услуг или капитала, то есть который всегда предполагает предоставление взамен какого-либо товара (услуг и т.д.).
Принцип свободного движения капитала не исключает надзорную роль государств-членов и Европейского Союза за движением капитала. Потребность в осуществлении постоянного надзора связана с существенным влиянием свободы движения капитала на экономику государств-членов и Европейского Союза в целом, и обусловлена необходимостью защиты от кризисов, связанных с чрезмерной либерализацией такой свободы и злоупотребления свободой в преступных целях деятельности. Надзорная роль должна сохраниться независимо от развития экономических отношений и стабильности в Европейском Союзе. Могут быть введены новые ограничения движения капитала в связи с усилением надзора в рамках борьбы с легализацией доходов, добытых преступным путем и финансирования терроризма.
Свободе передвижения капиталов в целом посвящены сегодня
ст. 56 — 60 Договора о ЕС. Центральной из
них, посвященной именно содержанию свободы
передвижения капиталов, является ст.
56. которая устанавливает запрет на любые
ограничения передвижения капиталов и
платежей: между государствами-членами;
между государствами-членами и третьими
странами.
Передвижение капиталов характеризуется следующим. Во-первых,
это финансовые операции, связанные с инвестированием.
Во-вторых, такое инвестирование должно производиться
в другое государство. В-третьих, следуя
этому же прецеденту, одним из основных признаков передвижения
капиталов необходимо назвать невозвращение
финансовых ресурсов в страну первоначального
нахождения в разумный срок.
Сформулировав основные признаки передвижения капиталов именно таким образом, Суд практически свел его к понятию «передвижение инвестиций».
В отличие от передвижения капиталов, передвижение платежей включает следующие компоненты:
- простые передвижения в иностранной валюте;
- передвижение между двумя государствами-членами;
- использование валюты одного из государств-членов (трансграничные платежи в евро).
Директива 88/361/ЕЭС дифференцирует
передвижение капиталов на 12 групп и устанавливает
порядок их движения в наличной и безналичной
форме.
В сфере текущих платежей сегодня важнейшим
актом является Регламент Европейского
парламента и Совета (ЕС) 2560/2001 от 19 декабря
2001 г. о трансграничных платежах в евро.
Этот документ применяется к трансграничным
платежам, превышающим 50 тыс. евро. Регламент
2560/2001 называет три вида такого рода платежей:
1) трансграничные кредитные переводы;
2) трансграничные электронные платежи;
3) трансграничные чеки.
Вопросы переводов подробно регулирует специально посвященная им Директива Европейского парламента и Совета 97/5/ЕС от 27 января 1997 г. о трансграничных кредитных переводах.
Свобода передвижения капиталов имеет два аспекта: внутренний, который касается ее реализации между государствами-членами, и внешний, затрагивающий передвижения капиталов и платежей между ними и третьими странами. Ограничениям движения капиталов посвящены ст. 57 — 60. Параграф 1 ст. 58 содержит перечень мероприятий государств-членов, которые могут ограничивать внутренний аспект передвижения капиталов. Это:
- применение различий в налоговом законодательстве между налогоплательщиками;
- применение необходимых мер по предотвращению налоговых правонарушений, включая контроль;
- введение обязательного декларирования данных о движении капиталов;
- ограничения по мотивам публичного порядка
и государственной безопасности.
В отношении ограничений внешнего аспекта ситуация несколько более сложная. Можно
выделить три группы таких ограничений:
1. Ограничения status quo. Их определяет ст. 57 Договора о ЕС. Это
ограничения на передвижение капитала
с третьими странами, введенные государствами-членами
или Сообществом до 31 декабря 1993 г. и не
отмененные по сей день. Такие ограничения
могут касаться четырех основных областей
финансового сектора: 1. прямые инвестиции
в предприятия; 2. вложения в недвижимость;
3. предоставление финансовых услуг; 4.
допуск ценных бумаг на финансовый рынок.
2. Ограничения, связанные с функционированием ЭВС (экономический валютный союз). Этим мерам посвящена ст. 59 Договора о ЕС. Такие меры вводятся исключительно на уровне Сообщества. По своей природе это защитные меры, они еще ни разу не применялись на практике. Только в случае крайней необходимости и сроком не более шести месяцев.
3. Финансовое эмбарго. Эмбарго представляет собой введение экономических ограничений в качестве международных санкций в отношении одной или нескольких третьих стран по политическим мотивам. Следовательно, финансовым эмбарго будут подобные ограничения в отношении капиталов и платежей. Может быть коллективное эмбарго, вводимое на уровне Союза, может включать ограничения на капиталы и платежи (например, Афганистана), и одностороннее финансовое.
Римские договоры 1957 года и их значение
«Суэцкое унижение» Франции и Великобритании было воспринято в Западной Европе не просто как дипломатическое поражение этих двух стран, но и как посрамление европейцев вообще, пощечина, нанесенная им с двух сторон — Советским Союзом и Соединенными Штатами. В Европе царили раздражение против США и обида на грубость, с которой американцы дали понять европейцам их зависимость от Вашингтона.
Между тем, у европейцев были основания по-новому расценивать свои отношения с США. Западная Европа, хотя она восстанавливала свои силы на средства «плана Маршалла», не чувствовала себя такой слабой перед Соединенными Штатами, как в первые послевоенный годы. Произошел сдвиг в соотношении экономических возможностей Соединенных Штатов и западноевропейских стран. Они в значительной мере преодолели экономическое отставание за счет того, что развивались быстрее, чем США. Промышленное производство в Западной Европе выросло в 1955 г. по сравнению с 1930 г. на 40% (в ФРГ - на 81%, Италии - на 56%, Франции - на 46%), а в США - на 24%. В 1948 г. доля США в мировом промышленном производстве западных стран составляла 53,4%, а доля всей Западной Европы — 30,4%. В 1953 г. — удельный вес США сократился до 48%, а Западной Европы — возрос до 34%. Тем сильнее европейцы ощущали себя униженными.
Сдвиг в соотношении экономических возможностей США и западно-европейских стран => необходимо преодолеть внутренние разногласия и ускорить сотрудничество в интересах укрепления экономических и политических позиций Западной Европы (промышленное производство Западной Европы росло быстрее, чем в США). В разгар суэцкого кризиса — 5 ноября 1956 г. — западногерманские и французские представители договорились по спорным вопросам интеграционнных соглашений. Вскоре проекты соглашений были доработаны и согласованы с другими странами ЕОУС.
В 1956 году состоялась встреча
руководителей государств в Венеции; на конференции был одобрен
доклад Спаака; затем начались переговоры
о создании Европейского экономического
сообщества.
Уже в 1957 году 2 акта, призванных сыграть
важнейшую роль в развитии процессов интеграции,
были готовы к подписанию. В 1957 году в Риме
состоялась торжественная процедура подписания:
1)Договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или договора об общем рынке);
2)Договора о создании
Европейского сообщества по
Оба договора вступили в силу с 1 января 1958 года.
Подписанные акты имели важное значение
для развития процессов интеграции в Западной
Европе. Евратом напоминал по своему функциональному
назначению ЕОУС, т.е. регулировал сравнительно
узкую, но очень важную (энергетическую)
область международного сотрудничества.
В отличие от Евратома, создание Европейского
экономического сообщества имело чрезвычайно
важное не только энергетическое, но и
политически-правовое значение. Речь шла
о создании интеграционного объединения
универсального характера. В состав Сообщества
вошли страны с высоким уровнем развития,
что во многом предопределило значительные
темпы его экономического роста на протяжении
последующих 15 лет. В 1958г. среднемесячный
доход на душу населения составлял 980 долларов
в Нидерландах, 1170 в Бельгии и 800 долларов
в Северной Италии. Разрыв, как видим, невелик.
Сильно отставала лишь Южная Италия(360
долларов). За первые 15 лет разрыв по объёму
ВНП на душу населения между странами
сокращался: 26% в 1960г., 13.5% в 1970г. и 15% в 1973
г., что в целом свидетельствует о сближении
уровней экономического развития участников
Сообщества.
Выдвигалась задача создания общего рынка
товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,
основанного на таможенном союзе. В ходе
построения общего рынка должна была быть
обеспечена экономическая интеграция
государств, создана основа для будущего
экономического и валютного сообщества,
создан сам механизм для управления интеграционными
процессами.
Договор предусматривал поэтапное строительство
общего рынка.
Сообщества наделялись необходимыми институтами
и материальными средствами.
Информация о работе Свобода перемещения капитала и осуществления платежей в Европейском Союзе