Торговля оружием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Оружие - общее название устройств, предметов и средств, конструктивно предназначенных для убийства людей и животных и/или выведения из строя техники и сооружений сторон, вольно либо невольно участвующих в конфликте с применением оружия. После изобретения пороха широко стали применяться артиллерия и ракеты, а также стрелковое оружие. До изобретения же и массового внедрения последнего, основой армий были войска, вооруженные холодным ручным и метательным оружием.

Содержание работы

Глава 1. Общее понятие оружия и его видов.........................................................2
Глава 2. Правовое регулирование торговли оружием .........................................10
Список использованной литературы .............................

Файлы: 1 файл

контрольная по международному праву.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

боевые танки,

боевые бронированные машины,

артиллерийские системы большого калибра,

боевые самолеты,

боевые вертолеты,

военные корабли,

ракеты и ракетные пусковые установки (включая ПЗРК).

Официальная статистика ООН показывает, что в 2008 г. из 192 государств - членов ООН не более 40% подали в этот регистр хотя бы какую-то информацию. Сегодня отчетность в этот регистр поступает даже хуже, чем в 1992 г., в первый год его существования.

Причем необходимо отметить, что перечень вооружений, заявленный странами-экспортерами, далеко не всегда совпадает с перечнем, поданным странами-импортерами. Процент несовпадений из года в год колеблется, но в целом находится в диапазоне от 65 до 80%. В связи с этим данные Регистра не могут быть признаны объективными даже среди государств, представляющих свои отчеты на регулярной основе. В соответствии с последним обзором действия Регистра ежегодно с момента создания Регистра отчеты представляют лишь 43 государства.

Средний показатель числа отчетов об экспорте и импорте остается неизменным. В каждом из последних календарных лет с 2005 по 2010 гг. порядка 70 государств представляли информацию об экспорте (включая отчеты с нулевыми данными) и менее 60 - информацию об импорте (включая отчеты с нулевыми данными). По итогам за 2010 г отчеты об экспорте и/или импорте (включая нулевые данные) представили 72 государства. Такая же закономерность сохраняется и в текущем периоде. При этом важно заметить, что если из числа представляемых отчетов вычесть отчеты с нулевыми данными, то число стран экспортеров или импортеров существенно сократится - до 25-30.

В отношении национальных военных запасов информацию в Регистр представили: в 2005 г. - 27 государств, в 2006 г. - 28, в 2007 г. - 26 и в 2008 г. - 24. Понятно, что при таком охвате говорить об эффективности Регистра не приходится. Большинство государств - сторонников договора избегают выполнять свои нынешние обязательства в этой области.

На протяжении ряда лет Группа правительственных экспертов не может добиться включения в Регистр дополнительных категорий поставок: например, "вооруженных атмосферных беспилотных летательных аппаратов", которые все чаще становятся предметом купли-продажи, а также "стрелкового оружия и легких вооружений".

Формально Россия регулярно отчитывается об экспорте вооружений во все международные организации, хотя и не в полном объеме (так Россия, в отличие от большинства стран НАТО, не представляет в Регистр данных о своих военных запасах и обороте локальных систем оповещения, в то же время данные по ЛСО Россия на регулярной основе представляет в рамках ОБСЕ и Вассенаарских договоренностей). В публичных выступлениях ответственные за военно-техническое сотрудничество российские чиновники сообщают, что сотрудничество осуществлялось с 60 и более странами, в то время как в Регистр представляются лишь сведения о поставках в 10-12 стран.

Регистр обычных вооружений ООН - главнейший из действующих инструментов контроля за трансфертами обычных вооружений - работает с серьезными сбоями.

Другой международный документ регулирующий оборот вооружений, был принят в 2001 г. и носит название "Программа действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким и стрелковым оружием". Через 5 лет после принятия программы обзорная конференция показала, что из общего числа 191 государств-членов ООН, подписавших Программу действий по ЛСО, принятые на себя обязательства выполнили следующее число стран:

стран имели законы о транзите оружия,

осуществляли маркировку всего производимого ЛСО,

стран осуществляли специальный контроль над посреднической деятельностью в сфере торговли оружием.

Исходя из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что большинство государств не готово раскрывать тайны своих оружейных трансфертов. К сожалению, лишь наиболее защищенные в военном отношении и финансово обеспеченные страны сегодня могут по¬зволить себе сделать общедоступными секреты своего (и не только своего) военного строительства. Но, похоже, и эта готовность имеет пределы. Пока вне договоренностей остаются беспилотные летательные аппараты, а следом, вероятно, останутся другие перспективные вооружения - противоракетные системы, высокоточные вооружения, средства электронной борьбы и многие другие инструменты войн будущего.

 Перспективы создания Международного Договора о Торговле Оружием

 

Несмотря на вышеперечисленные договоры, а также множество региональных договоров (к примеру Кодекс поведения Европейского Союза в отношении экспорта оружия, ОДКБ и т.д.), регулирующих поставки вооружений, эффективных международных инструментов, которые могли бы предотвратить военные конфликты регионального или внутригосударственного характера, нет. Из-за этого возникла необходимость создания нового международного договора о торговле оружием под эгидой ООН. Идея выдвинута Великобританией в марте 2005 года. Ее суть - формирование международного юридически обязывающего инструмента (в форме договора), регулирующего глобальную торговлю оружием. Сфера охвата должна распространяться на все виды обычных вооружений. Положения договора должны основываться на определенных ключевых принципах и критериях, которые бы четко указывали, когда поставка оружия неприемлема с точки зрения ее дестабилизирующего эффекта, нарушения прав человека, разжигания внутренних или региональных конфликтов, "утечки" оружия к террористам или другим нежелательным конечным пользователям. Документ должен предусматривать механизмы обеспечения его соблюдения и контроля, а также способствовать повышению прозрачности легальной торговли оружием через информационный обмен между его участниками.

Большинство (примерно 150) государств изначально поддержали идею МДТО. Открытых оппонентов у нее нет, хотя ряд стран, включая некоторых крупных экспортеров и импортеров оружия, относятся к ней достаточно сдержанно. У некоторых государств сохраняются сомнения в практической осуществимости подобного инструмента.

Практическая проработка идеи МДТО началась после принятия резолюции ГА ООН 61/89 от 06.12.2006. ("За" проголосовали 155 государств; "против" - США; воздержались - 24, в т. ч. Россия, Белоруссия, Венесуэла, Индия, Китай, Пакистан, страны Ближнего Востока, включая Израиль). В основе российской позиции по данной резолюции - убежденность в том, что проработку идеи МДТО следует начинать только после выяснения причин слабой эффективности уже существующих региональных механизмов и анализа ключевых проблем, связанных с неконтролируемым оборотом обычных вооружений.

Первым шагом в выполнении резолюции стал опрос государств относительно осуществимости идеи МДТО. В 2007 году более 100 государств, представили в Секретариат ООН свое мнение по данному вопросу.

Россия в подходе к проблематике МДТО исходила из следующего. Как показал мировой опыт, наличие многосторонних механизмов в области передач оружия (среди них есть юридически обязывающие: три - в Африке, по одному - в Европе и Латинской Америке) не предотвращает его попадания в нелегальный оборот, в том числе в руки террористов и экстремистов. В этой связи было бы логичным сначала проанализировать причины недостаточной эффективности существующих механизмов.

По мнению российской стороны, перекрытию каналов утечки оружия в незаконный оборот способствовало бы повсеместное укрепление национальных систем контроля в государствах, прежде всего, импортерах вооружений. В этом контексте следует также решать такие задачи, как прекращение поставок оружия, произведенного без лицензий или по просроченным лицензиям; регламентация реэкспорта (запрет на его осуществление без согласования с первоначальным экспортером); наведение порядка в брокерской деятельности; усиление контроля за конечным использованием поставляемого оружия; прекращение поставок структурам, не уполномоченным правительством.

Следующий этап - деятельность Группы правительственных экспертов (ГПЭ) ООН из представителей 28 государств (в т. ч. России), которая провела в 2008 году в Нью-Йорке три сессии для рассмотрения вопросов осуществимости идеи МДТО, его охвата и предварительных параметров.

Для определения осуществимости идеи МДТО российская сторона предлагала решить в ходе работы ГПЭ три вопроса:

выяснить причины недостаточной эффективности существующих региональных механизмов передач оружия, которые в целом содержат критерии, предлагаемые в контексте МДТО

проанализировать ключевые проблемы неконтролируемого распространения обычных вооружений и на этой основе наметить пути их решения;

четко определить цели предлагаемой регламентации легальных передач оружия.

В итоговом документе ГПЭ и докладе Генсекретаря ООН 63-ей сессии ГА ООН нашли отражение многие российские подходы к проблематике МДТО (необходимость анализа каналов попадания оружия в незаконный оборот, включая несанкционированный реэкспорт, безлицензионное производства, незаконное брокерство и т.п.). Было признано целесообразным рассматривать "оружейную" проблематику поступательно, поэтапно с целью консенсусного выхода на всех устраивающий результат. Однако главный вопрос - об осуществимости идеи МДТО - ГПЭ прояснить так и не удалось.

Тем не менее, в декабре 2008 года 145 государствами против 1 (США) и при 18 воздержавшихся, включая Россию, принята резолюция ГА ООН 63/240, в которой зафиксирован курс на разработку основных положений МДТО. Резолюцией учреждалась рабочая группа открытого состава (РГОС) с задачами, с одной стороны, постепенного, поэтапного обсуждения путей решения проблем международной торговли обычными вооружениями, с другой - рассмотрения тех элементов доклада ГПЭ, "по которым можно было бы прийти к консенсусу, для их включения в потенциальный юридически обязательный договор …".

октября 2009 г 1-й комитет Генеральной ассамблеи ООН 153 голосами проголосовал в пользу Международного договора о торговле оружием (МДТО). Согласно этому решению в 2012 г. должна состояться 4-недельная конференция ООН, которая призвана выработать проект договора "о трансфертах обычных вооружений по максимально возможным международным стандартам". Подготовительные встречи в рамках ООН состоялись в 2010 и 2011 гг.

В пользу резолюции высказались представители крупнейших экспортеров вооружений: США, Великобритании, Франции и Германии. 19 стран воздержались, среди них: Россия, Китай, Индия, Пакистан, Венесуэла. Против договора проголосовал представитель Зимбабве.

В рамках проведенного голосования произошло событие, значительно изменяющее ситуацию вокруг МДТО. Представитель США поддержал эту инициативу. До октября 2009 г. эта страна была главным противником принятия данного договора. Сегодня новая администрация США может стать одним из главных двигателей договора. Как подчеркнула госсекретарь США Хиллари Клинтон: "Соединенные Штаты готовы напряженно трудиться, чтобы установить надежные международные стандарты в этой сфере, используя возможность, предоставленную Конференцией ООН по договору о торговле оружием".

Несмотря на столь широкую поддержку договора в мире и изобилие публикаций, поясняющих его принципы, немногие сторонники данного документа, а тем более противники, понимают суть и смысл предложенной инициативы.

Для российского общественного мнения договор остается малоизвестным. Предлагаемый договор вызывает подозрения, и это объяснимо. Являясь вторым по объему экспортером вооружений в мире, Россия неохотно воспринимает любые попытки установить внешние ограничения.

Официальная российская позиция в отношении МДТО уклончива. Наличие согласованных многосторонних механизмов поставок оружия не предотвращает незаконный оборот оружия и его попадание в руки террористов и экстремистов. В связи с этим Россия предложила вначале проанализировать причины неэффективности существующих механизмов контроля за оборотом оружия и только после этого анализа поднимать вопрос о разработке глобального документа. Основное внимание в деятельности по контролю над оружием должно быть сосредоточено на борьбе с его незаконной передачей. При голосовании в ООН по вопросам МДТО российская делегация воздержалась.

Ответ России означает, что она не будет в ближайшей перспективе поддерживать разработку МДТО, поскольку считает, что прийти к соглашению относительно глобальных правил законной передачи всех видов обычных вооружений без нанесения ущерба законной торговле оружием и праву государств на самооборону не удастся.

Сторонники МДТО переводят российский язык дипломатии однозначно: Россия против договора. До конца 2009 г. мировое общественное мнение причисляло ее ко второму эшелону противников договора. Но после перехода США в стан сторонников договора Москва становится главным противником и главной мишенью для критики со стороны как государственных структур, продвигающих эту идею, так и неправительственных организаций, представляющих международное гражданское общество.

В список стран, воздержавшихся при голосовании, также входят Китай и Индия, Пакистан, Иран, Венесуэла, Куба, Йемен, Судан, Ливия и Белоруссия.

Основными принципами МТДО должны стать:

. Принцип  ответственности государств - каждый экспортер оружия будет обязан заранее убедиться, что планируемая поставка предназначена именно для заявленного получателя. Государства возьмут обязательства не выдавать лицензии на сделки, вызывающие малейшее сомнение. Благодаря этому принципу вероятность того, что проданные вооружения окажутся не у законного конечного пользователя, будет сведена к минимуму.

. Принцип  прямо оговоренных ограничений - отказ от международных сделок  по передаче оружия и боеприпасов, которые нарушают прямые обязательства государств в рамках международного права: обязательства в рамках ООН, международные договоры и эмбарго, общепринятые и обязательные для исполнения принципы международного гуманитарного права.

Информация о работе Торговля оружием