Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения: прокурор, руководитель следственного органа, следователь, органы дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность вопроса объясняется ещё и тем, что все участники уголовного процесса выполняют часть уголовно-процессуальной деятельности и являются субъектами отдельных уголовно-процессуальных действий и отношений. Вместе с тем, участники уголовного процесса со стороны обвинения играют в нём ведущую роль, состоя в главном, центральном процессуальном правоотношении, выполняя одну из основных процессуальных функций – функцию обвинения. Эти участники являются субъектами не только отдельных процессуальных действий, но и всего уголовного процесса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Прокурор………………………………………………………………………..5
2. Следователь……………………………………………………………………11
3.Руководитель следственного органа………………………………………….17
4.Органы дознания………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Участники уголовного процесса.Курсовая(Викулин).docx

— 65.38 Кб (Скачать файл)

Руководитель следственного органа имеет право принять уголовное дело к своему производству (ч.2 ст. 39 УПК РФ). Если руководитель следственного органа принимает дело к своему производству, то он вправе пользоваться полномочиями следователя, вправе лично провести расследование по делу в полном объеме, как в форме предварительного следствия, так и дознания, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК и несет полную ответственность за результаты расследования.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного отдела (ч. 4 ст. 39 УПК РФ).

Руководитель следственного органа – это новый субъект уголовно-процессуальной деятельности. Он пришел на смену другому субъекту – начальнику следственного отдела – участнику, обладающему значительно меньшим объемом процессуальных полномочий.

Появление руководителя следственного органа было обусловлено проведенной в 2007 г. реформой органов прокуратуры и предварительного следствия, сопровождающейся изменением соотношения надзорных (прокурорских) и контрольных (ведомственных) полномочий за действиями и решениями следователя ( федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ и от 3 декабря 2007 г. № 323-ФЗ).

Основная концепция данной реформы, как уже было отмечено выше, заключалась в серьезном разделении полномочий прокурора и органов предварительного следствия. При этом руководитель следственного органа получил в свое ведение практически все контрольные полномочия за подчиненными следователями, которые ранее находились в компетенции прокурора. Но вместе с тем он сохранил за собой и полномочия существовавшего ранее начальника следственного отдела.

 

4. Органы дознания

Органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

Позволим себе дать более точное, на наш взгляд, определение понятия органов дознания.

Органы дознания — осуществляющие распорядительно-управленческую деятельность государственные органы и должностные лица, на которые дополнительно к их основным функциям возложены обязанности по:

1) реагированию на совершение преступлений путем возбуждения уголовного дела;

2) производству неотложных следственных действий или предварительного расследования в форме дознания в полном объеме;

3) реализации других уголовно-процессуальных полномочий.

Интересы и полномочия органов дознания представляют их руководители (начальники).17

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Начальник органа дознания действует в уголовном судопроизводстве в качестве самостоятельного участника правоотношений, если речь идет о внутренних взаимоотношениях в органе дознания, и от имени органа дознания в целом, когда он представляет интересы руководимого им учреждения во взаимоотношениях с другими субъектами уголовно-процессуальной деятельности или иными государственными органами.18

Согласно ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания возлагаются:

а) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 УПК РФ;

б) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ.

Уголовно-процессуальный закон по существу, если следовать буквальному толкованию соответствующих норм (ст. 40, 151 и 157 УПК РФ), разделил органы дознания на три группы.

Первую группу составляют органы дознания, имеющие право на производство как дознания в полном объеме, так и неотложных следственных действий; вторую — органы дознания, обладающие правом производства дознания лишь в полном объеме; третью — органы дознания, которым предоставлено право на производство только неотложных следственных действий.19

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания — это субъект уголовно-процессуальной деятельности, введенный федеральный законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".20

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю  проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в  порядке, установленном ст. 145 УПК  РФ, выполнение неотложных следственных  действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело  у дознавателя и передавать  его другому дознавателю с обязательным указанием на основания такой передачи;

отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

3) вносить прокурору ходатайство  об отмене незаконных или необоснованных  постановлений дознавателя об  отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении полномочий начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы  уголовного дела;

2) давать дознавателю  указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных  действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы начальнику органа дознания или прокурору.

Обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения.

При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ).

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Полномочия органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, возлагается на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

При этом не допускается возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить  следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовнопроцессуальным законом.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с уголовно-процессуальным законом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору.

Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения при любых обстоятельствах (ст. 41 УПК РФ).

 

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, анализа юридической литературы и нормативно-правовых источников, можно сделать следующие выводы.

Участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения являются государственные органы и должностные лица, ответственные за ведение уголовных дел и обладающие властными полномочиями. Их главная функция - функция обвинения. Данная группа участников осуществляет уголовное преследование от имени государства в силу своего должностного положения.

К участникам со стороны обвинения относятся: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник отдела дознания, дознаватель, а также потерпевший, гражданский истец, частный обвинитель, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В данной работе определено правовое положение и функции прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания.

Общее для них, – охрана государственных интересов и выполнение функций, направленных на достижение задач уголовного процесса (разрешение уголовного дела, уголовное преследование). Только эти органы и лица на основе властных полномочий решают вопросы о начале процесса, о производстве тех или иных следственных и судебных действий, определяют направление и объем исследования, несут персональную ответственность за ведение уголовного дела. Закон обязывает их быстро и полно раскрыть преступление, изобличить виновных и обеспечить правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Их основными отличительными чертами является то, что только прокурор, в отличие от других государственных органов и должностных лиц, выступающих со стороны обвинения, присутствует в уголовном процессе на всем его протяжении, от возбуждения уголовного дела до поддержания государственного обвинения в суде. Начальник следственного отдела является единственным должностным лицом, для которого указания прокурора не являются обязательными. Процессуальное положение дознавателя, при производстве предварительного расследования в форме дознания, аналогично положению следователя. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена.

Итак, на основании вышеизложенного, можно считать тему данной курсовой работы раскрытой.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

1. "Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 05.04.2013)// "Российская газета", № 249, 22.12.2001

2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 03.12.2012) "О прокуратуре Российской Федерации"// "Российская газета", № 229, 25.11.1995

3. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"// "Российская газета", № 122, 08.06.2007

4. Федеральный закон от 03.12.2007 № 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"// "Российская газета", № 273, 06.12.2007

5. Федеральный закон от 06.06.2007 № 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"// "Российская газета", № 123, 09.06.2007

Литература:

1. Гельдибаев М.Х., Вандышев В.В. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям.// М.: ЮНИТИ-ДАНА – 2012 г.

2. Брагин А.П., Пронякин А.Д. Российский Уголовный Процесс: Учебно-методический комплекс.// М.: Изд. центр ЕАОИ – 2008 г.

3. Воронин С.Э. Прокурор как участник уголовного судопроизводства: монография// Биробиджан: Биробиджанский филиал ФГБОУВПО «Амурский государственный университет» - 2012 г.

4. Булатова Б.Б и Баранова А.М.  Уголовный процесс: Учебник – 2-е изд.// М.: Юрайт – 2011 г.

5. Божьев В.П.  Уголовный  процесс: Учебник для вузов// М.: Юрайт  – 2011 г.

6. Башкатов Л.Н. Уголовный  процесс: Учебник – 3-е изд.// М.: Проспект – 2010 г.

7. Балакшин В. С. Зависимый - независимый следователь // Законность. – 2011г. , № 10.

Информация о работе Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения: прокурор, руководитель следственного органа, следователь, органы дознания