Универсальные механизмы и процедуры защиты прав человека в рамках ООН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Всеобщее уважение и соблюдение прав человека на сегодняшний день входит в число наиболее важных задач, необходимость решения которых стоит перед мировым сообществом. Вплоть до начала нынешнего века вопросы регулирования прав человека относились к внутренней компетенции государств. Положение принципиальным образом изменилось лишь после принятия Устава ООН, Пактов о правах человека и других соглашений в рассматриваемой области, ибо они не только налагают на государства-члены юридические обязательства в области прав человека, но и предусматривают создание целой системы международных механизмов контроля за соблюдением государствами своих обязательств.

Содержание работы

Введение
Универсальные механизмы и процедуры защиты прав человека в рамках
ООН
История создания ООН
Устав ООН
Комиссия и комитеты по правам человека
Международные механизм защиты прав и свобод человека. Современные международные нормы и стандарты по правам человека
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

международное право сдел..docx

— 51.93 Кб (Скачать файл)

11

экономического, социального, культурного и гуманитарного порядка (пункт 3 ст. 1). Коллективные или индивидуальные действия государств в сфере международной защиты прав человека (ст. 56 Устава) становятся, тем самым, составной частью комплекса прогрессивных, демократических принципов международного права. В ст. 55 пункт «с» государства обязываются содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права личности, не допуская при этом какой-либо дискриминации. ООН призвана быть центром для согласованных действий наций в осуществлении международного сотрудничества по правам человека (п. 4 ст. 1 Устава). Устав ООН не ограничивается только тем, что указывает на уважение к правам человека как на цель, к которой должна стремиться ООН. Формальное провозглашение в Уставе задачи принятия эффективных совместных мер по содействию всеобщему соблюдению прав человека было дополнено уточнением компетенции важнейших органов ООН в данной сфере. Закрепив компетенцию международных органов в области прав человека, Устав ООН заложил основы для вывода этой проблемы из исключительной внутренней юрисдикции государств и создал предпосылки для развития эффективной защиты личности непосредственно международным правом. Составители Устава ООН видимо исходили из того, что конкретный перечень таких прав и свобод закреплён в конституциях и других законодательных актах стран-участниц Организации и их реальное воплощение в жизнь должно проводиться путём осуществления в соответствующих международных и внутригосударственных мероприятий. Объём прав человека, их реальное содержание и гарантии осуществления определяются в конечном счёте характером социально-экономического строя государства, поэтому, естественно, объём прав и свобод, предоставляемых

12

личности различен в странах-участницах ООН. Каждое государство в зависимости от социально-экономических условий и уровня обеспечения права и свобод человека регламентирует их объём и представляет определённые гарантии.  Первым в истории международных отношений документом, провозгласившим перечень прав и свобод человека, является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В 1966 году Генеральная Ассамблея приняла Пакт об экономических, социальных и культурных прав, а также Пакт о гражданских и политических правах. В этих документах также содержится перечень прав и свобод, которые должны предоставляться государствами-участниками всем лицам, находящимся под юрисдикцией, и отмечается, что государства обеспечат претворение в жизнь прав, признаваемых в Пактах, путём принятия законодательных и иных внутренних мер (ст. 2). Пакты о правах человека являются обязательными для участвующих в них государствах, в отличие от Всеобщей декларации, которая принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеей ООН и поэтому имеет лишь рекомендательный характер. Пакты о правах человека и другие международные соглашения в рассматриваемой области обязывают именно государства провести целый комплекс внутригосударственных мероприятий для выполнения взятых на себя обязательств. В ряде международных документов и, в частности, в Уставе ООН специально подчёркивается, что государства обязаны предпринимать «совместные и самостоятельные» действия в сотрудничестве с Организацией для содействия всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека (ст. 56 Устава ООН). Формулировка «самостоятельные действия», как совершенно очевидно, означает, что именно государства и только они обязаны предпринимать меры для соблюдения основных прав и свобод человека. Иначе регулирует Устав ООН эти вопросы применительно к подопечным и

13

несамоуправляющимся территориям. Проблемы, относящиеся к таким территориям, носят международный характер и не входят во внутреннюю компетенцию колониальных держав. Согласно ст. 73 Устава ООН «члены Организации, которые несут или принимают на себя ответственность за управление территориями, народы которых не достигли ещё полного самоуправления, признают тот принцип, что интересы населения этих территорий являются первостепенными и, как священный долг, принимают обязательство максимально способствовать благополучию населения этой территории». Главы XI и XII Устава ООН обязывают колониальные державы предоставлять Организации информацию о самоуправляющихся и подопечных территориях, а Совет по Опеке уполномочивается также «принимать петиции и рассматривать их, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опёкой…, предпринимать упомянутые и другие действия в соответствии с условиями соглашений об опёке» (ст. 87). Международная защита прав человека осуществляется и в порядке применения главы VII Устава ООН. Согласно п. 7 ст. 2 Устава, принцип невмешательства в дела, по существу входящие во внутренние дела государств, не затрагивает применения принудительных мер на основании главы VII Устава ООН. В докладе Подкомитета 1/1 А конференции в Сан-Франциско указывалось, что если «права и свободы вопиюще нарушаются таким образом, что создают ситуацию, которая угрожает миру или препятствует осуществлению постановлений Устава, то они перестают быть исключительно делом каждого государства». Вменять принудительные меры против государства, которое своими действиями ставит под угрозу мир и международную безопасность. ООН неоднократно рассматривала вопрос о применении принудительных мер к тем странам, в которых вопиющее нарушение прав и свобод создаёт угрозу миру и международной безопасности.

14

3 Комиссия и комитеты по правам человека

Комиссия ООН по правам человека учреждена Экономическим и Социальным Советом в 1946 г. Первоначально в составе 18 членов. Комиссия ныне избирается Советом на три года и состоит из 43 членов. Комиссия разрабатывает предложения и рекомендации и представляет Совету доклады относительно международно-правовой регламентации гражданских и политических прав человека, правах женщин и детей, защиты меньшинств, предупреждения дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии, других вопросов прав человека. Комиссия создала несколько вспомогательных органов, в том числе Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Рабочую группу по вопросу о насильственных или недобровольных исчезновения людей и др. Правительства и неправительственные организации представляют Комиссии по ее требованию информацию о нарушения прав человека, нередко представители критикуемых правительств выступают в Комиссии или ее органах с целью дать объяснения и ответы. Если ситуация является достаточно серьезной, Комиссия может принять решение поручит расследование независимым экспертам и призвать соответствующее правительство осуществить требуемое изменение. В таком порядке, например был рассмотрен ряд конкретных ситуаций в Южной Африке и Намибии (1967), на оккупированных арабских территориях, включая Палестину (1986), в Чили (1975–1978), в Афганистане, Сальводоре, Иране и др. Заседания Комиссии проходят в Женеве. Комитет по правам человека есть орган контроля за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией 2200 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. Комитет основывает свою деятельность на ст. 28 Пакта. Комитет состоит из 18 экспертов, избираемых в персональном качестве на четырехлетний срок в соответствии с принципом справедливого

15

географического представительства. Ежегодно он проводит три сессии (две в Женеве и одну в Нью-Йорке). Неправительственные организации и прочие наблюдатели не имеют права участвовать в работе Комитета в ходе сессии. Комитет по правам человека представляет собой закрепленный Пактом механизм контроля за тем, как государства соблюдают вытекающие из Пакта обязательства. Он также является тем органом, куда поступают от государств и от отдельных лиц жалобы на нарушения зафиксированных в Пакте прав. ст. 40 Пакта обязывает участвующие в нем государства представлять доклады о принимаемых ими мерах по соблюдению своих обязательств. Изучение этих докладов и принятие замечаний по ним образует собой первый уровень контрольной деятельности Комитета. Второй уровень этой деятельности обеспечивается ст. 41, в соответствии с которой участвующие в Пакте государства могут подавать друг на друга жалобы в связи с нарушениями зафиксированных в Пакте прав человека. Третий уровень состоит в принятии и рассмотрении жалоб от отдельных лиц, как это предусмотрено Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах. Этот Протокол, принятый одновременно с Пактом, дает отдельным лицам возможность представлять Комитету сообщения о нарушениях предоставленных им Пактом прав. Пока что Комитет реально осуществляет свою контрольную деятельность лишь на первом и на третьем уровнях. До настоящего времени еще ни одно государство не подавало на другое жалоб, предусмотренных в ст. 41. Обращаться в Комитет с такими жалобами могут только те участвующие в Пакте государства, которые признали компетенцию Комитета рассматривать подобные жалобы и в отношении самих себя. Из трех названных процедур та, что закреплена в Факультативном протоколе, обеспечивает самый четкий и непосредственный механизм защиты прав человека, причем этим механизмом могут пользоваться отдельные лица. В Факультативном протоколе оговорены

16

условия представления жалоб, которые с тех пор неоднократно разъяснялись Комитетом. Следует отметить, что обращаться в Комитет с жалобами могут лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты. Комитет рассматривает такие жалобы на закрытых заседаниях и с соблюдением требований конфиденциальности . Комитет против пыток (КПП) был создан 26 ноября 1987 г. на первой конференции государств-участников Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в соответствии со ст. 17 этой Конвенции, которая была принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г. КПП состоит из 10 членов, избираемых сроком на четыре года. Его очередные сессии проводятся два раза в год. По инициативе большинства государств-участников Конвенции, могут проводиться и специальные сессии. В отличие от Комитета по правам человека, КПП приветствует получение информации, документов и письменных заявлений по вопросам своей деятельности от специализированных учреждений и других органов ООН, а также от неправительственных организаций, имеющих совещательный статус при ЭКОСОС. Задачи КПП в целом сводятся к контролю за соблюдением Конвенции государствами-участниками. Подобно Комитету по правам человека, КПП осуществляет свою контрольную деятельность на трех уровнях. В соответствии со ст. 19 Конвенции, Комитет получает от государств-участников доклады о принятых ими мерах по осуществлению их обязательств. Ст.ст. 21 и 22 позволяют Комитету принимать жалобы от одного государства на другое, а также от отдельных лиц. В ст. 21 Конвенции против пыток мы видим тот же принцип взаимности, что и в ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах: государство, не заявившее о признании компетенции КПП в отношении самого себя, не может подать жалобу на

17

государство, сделавшее такое заявление. Ст. 20 Конвенции наделяет КПП правом предпринимать расследование на территории государства-участника Конвенции, если Комитет получает достоверную информацию, указывающую на систематическое применение в этом государстве пыток. Как и Комитет по правам человека, КПП рассматривает жалобы отдельных лиц, поступающие в порядке ст. 22 Конвенции, в закрытых заседаниях, и вся работа по таким жалобам носит конфиденциальный характер. Центр по правам человека представляет собой подразделение Секретариата ООН, предназначенное для обслуживания политических и консультативных органов ООН в сфере прав человека. Центр должен не заниматься всеми проблемами прав человека, а лишь выполнять функции подразделения Секретариата, которое специализируется на этих проблемах. Впрочем, на практике Центру приходится иметь дело почти со всем кругом этих проблем. Если первоначально Центр входил на правах отдела в Департамент социальных проблем Секретариата, то теперь он подчиняется непосредственно аппарату Генерального секретаря ООН и возглавляется помощником Генерального секретаря. Центр состоит из трех отделов (законодательства, применения законов и консультативной и технической помощи) и семи секций. Секция специальных процедур занимается всеми вопросами, связанными с публичной процедурой, основанной на резолюции ЭКОСОС 1235 (региональный и тематический механизмы). Секция сообщений занимается процедурой, основанной на резолюции 1503, и всеми договорными механизмами представления и рассмотрения сообщений (жалоб) от отдельных лиц. Сообщения о нарушениях прав человека не обязательно должны быть точно адресованы в соответствующие подразделения Центра. Хотя основная их масса приходит в секцию сообщений, первый получивший сообщение служащий немедленно передает его в нужную секцию должностному лицу, которое занимается теми

18

механизмами рассмотрения, которые кажутся наиболее подходящими для данного случая (если в сообщении содержатся утверждения, затрагивающие различные механизмы), или же тому, кто занимается тем единственным механизмом, который имеется в виду в сообщении. Центр по правам человека располагается в штаб-квартире ООН в Женеве (Швейцария).

4 Международные механизм защиты прав и свобод человека. Современные международные нормы и стандарты по правам человека Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. Первое характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных актов в области закрепления прав человека. Второе сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Создание комплексной системы обеспечения и защиты, зафиксированных в международно-правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системы                             международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией Международного гуманитарного права. Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств. Его учреждение и функционирование, как на функциональном, так и на уровне является одним из наиболее значительных достижений в международном регулировании прав человека второй половины двадцатого века. Субъектами указанных направлений сотрудничества в области за крепления и защиты прав и свобод человека являются в основном государства и международные и межправительственные организации. Ученые-международники 19-го века

19

широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека. Профессор Петербургского университета Ф. Мартенс писал, что «все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью». Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли, естественные права человека «должны быть уважаемы как в мирное, так и в военное время».т Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства. Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления. Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РК, как гаранту прав и свобод человека и гражданина. Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи. Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РК и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность

20

населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Республики также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан. Одним из способов защиты гражданином своих прав является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций. Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.. Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом, – от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба. Пакты о правах человека и другие договоры (конвенции), являющиеся источниками международного гуманитарного права, предусматривают комплексную систему обеспечения и защиты зафиксированных в этих актах и во внутригосударственном законодательстве прав и свобод. Существенное отличие пактов и основанных на них документах от Всеобщей декларации прав человека проявляется в стремлении в максимально возможной мере гарантировать провозглашаемые права. В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека. Согласно Ст. 55 Устава, ООН содействует «всеобщему

Информация о работе Универсальные механизмы и процедуры защиты прав человека в рамках ООН