Виды территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:21, реферат

Описание работы

Под территорией в доктрине и практике международного права понимаются различные пространства земного шара, включающие его сухопутную и водную поверхности, недра, воздушное пространство, а также космическое пространство и небесные тела.
Проблема территории всегда была одной из самых острых и сложных в международном праве, ибо территория – это непросто пространство, а необходимый атрибут государства, материальная основа жизнедеятельности населяющего его народа и человечества в целом.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..…4
1. ПОНЯТИЕ ТЕРРИТОРИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ………….…4
2. КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ТЕРРИТОРИЙ………………………….…5
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ № 1…………………………………………………5
2.1.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ…………………………...……5
2.1.2. НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ) ТЕРРИТОРИЯ………………12
2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ № 2………………………………………..………15
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………......……….....16
IV. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Виды территорий.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

          В состав государственной территории стран, имеющих морское побережье, входит также пояс морских вод определенной ширины, именуемый территориальным морем. Соответствующий морской пояс устанавливается и вокруг островных владений государства. Территориальное море, как и другие части территории государства, находятся под  суверенитетом прибрежного государства со всеми вытекающими из  этого последствиями.    

   Особую специфику территориального моря составляет то, что, согласно действующему международному праву, иностранные суда пользуются так называемым правом мирного прохода через эти воды.         

   Недра земли на технически доступную глубину в пределах сухопутных и водных просторов государственной территории также находятся под суверенитетом данного государства. Оно регулирует условия разведки и эксплуатации естественных ресурсов и богатств этих недр.       

  Сегодня общепризнано неотъемлемое право народов и государств свободно распоряжаться своими национальными естественными богатствами и ресурсами без какого бы то ни было вмешательства или давления извне.       

  Воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем государства — неотъемлемая  часть его государственной территории.           

 Правовой режим  его воздушного пространства  устанавливается  данным государством. Однако государства на взаимных началах и по  взаимному согласию берут на себя международные обязательства о   полетах на их территорию и через их территорию иностранных воздушных аппаратов. Эти обязательства составляют предмет регулирования международного воздушного права.            

 По территории многих  государств могут протекать реки, именуемые международными. Это, помимо пограничных водотоков, реки,   пересекающие территорию двух или нескольких государств. В числе   таких рек следует различать собственно международные реки, то есть реки   судоходные и имеющие непосредственно выход к морю, в использовании которых так или иначе заинтересованы все государства или, помимо прибрежных, многие не прибрежные государства, и реки многонациональные, в использовании которых заинтересованы исключительно прибрежные государства.     

   В принципе каждое прибрежное к международной реке государство может по своему  усмотрению устанавливать правовой режим той   части реки, которая находится в пределах его территории. В то же   время в соответствии с общепризнанным постулатом международного   права государство не может изменять естественные условия своей территории, если это наносит ущерб естественным условиям территории   другого государства. Иначе говоря, права и законные интересы прибрежных государств в этом случае взаимосвязаны, что порождает необходимость международно-правового регулирования использования  таких рек по соглашению между заинтересованными государствами.

          К тому же не поддается определению и само понятие международной реки, ибо нет в мире хотя бы двух соответствующих идентичных рек. Кроме того, можно рассматривать в качестве международной данную реку, как водоток от ее истоков до устья, можно включать в это понятие бассейн реки, охватывающий все ее притоки, можно, наконец, исходить из системы реки, включающей сверх того питающие ее подземные и надземные воды, и так далее. Все зависит от конкретных условий и договоренности о том заинтересованных государств. Существенно разнятся также интересы государств (в частности, расположенных выше или ниже по течению реки), по территории которых протекает международная река.

          В результате заключение заинтересованными государствами международного договора об использовании международной реки — дело более чем многотрудное, порождающее часто острые споры между ними.

          На территории государства по договору с другими заинтересованными государствами могут учреждаться демилитаризованные и нейтрализованные зоны в целях предупреждения возникновения военного конфликта между заключившими соответствующий договор государствами и (или) исключения использования таких зон в военных целях.

          Обычные элементы полной делимилитаризации: уничтожение существующих и запрещение сооружения новых военных укреплений и сооружений, запрет содержать в такой зоне вооруженные силы, кроме полицейских формирований. Возможен также запрет производства и ввоза в зону военных материалов, пролета военных самолетов и так далее. В целом все это сводится к запрету использования данной территории в военных целях.

          Частичная демилитаризация обычно сводится к запрещению сооружения новых военных укреплений, ограничению численности находящихся в зоне вооруженных сил, ограничению мощности или видов вооружений и тому подобное.

          Под нейтрализацией понимается запрещение ведения военных действий на данной части государственной территории или использования ее для ведения военных действий. Нейтрализация определенной зоны государственной территории не обязывает государство оставаться нейтральным в случае военных действий, но из театра военных действий должен быть исключен нейтрализованный район.

          Особое значение имеет, безусловно, одновременное установление демилитаризации и нейтрализации определенной территориальной зоны.

          В практике международных отношений демилитаризации и нейтрализации подвергались, в частности, пограничные зоны, международные проливы и каналы, некоторые острова, а также отдельные города.

 

2.1.2. НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ) ТЕРРИТОРИЯ

          За пределами национальной юрисдикции государств, то есть за пределами государственной территории данного государства, в частности за внешними пределами территориального моря, находятся обширные пространства морей и океанов, включая толщу морей и океанов,  их недра и воздушное пространство над ними, а также космическое пространство, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства.

          Сущностное содержание их юридического статуса обозначается в актах современного международного права и доктрине как территория общего пользования или общее наследие человечества.

          Юридический статус таких пространств и их правовой режим определяются исключительно нормами международного права — обычно правовыми и конвенционными, иногда также дополнительно соглашениями между сопредельными государствами.

          Морские пространства.

          Установление их юридического статуса и правового режима составляет область регулирования международного морского права, кодифицированного и развитого сейчас в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Эта общая кодификационная конвенция, текст которой был разработан на III Конференции по морскому праву, является своего рода уникальным примером успешной кодификации и прогрессивного развития обширной области международно-правовых норм об исследовании и использовании морских пространств, включая воздушное пространство над ними, в мирных целях и на благо человечества. Продолжают также действовать общие конвенции, принятые на I и II  Конференциях по морскому праву 1958 и 1960 гг., и многие другие международные соглашения.

          Конвенция ООН 1982 г. определила, в частности, порядок установления внутренней и внешней границы территориального моря и их делимитации. Она определяет также значение терминов-понятий «архипелажное государство» и «архипелажные воды».

          Правовой режим морских пространств за пределами национальной юрисдикции государств, в принципе, установлен в пользу всех их пользователей на началах суверенного равенства государств. Основную часть таких морских пространств составляет пространство «открытого моря», общий правовой режим которого определяется термином-понятием «свобода открытого моря».

          Вместе с тем современное международное морское право учитывает непосредственное прилегание к территории морских государств некоторых морских пространств, в пределах которых принимаются во внимание особые интересы таких государств и признаются их особые суверенные права.

          Соответственно, в составе морского пространства выделены прилежащая (к территориальному морю) зона, исключительная экономическая зона и континентальный шельф.

          Воздушные пространства.

          Воздушное пространство включает в себя пространство, являющееся интегральной частью государственной территории (национальное воздушное пространство), и пространство за пределами государственной территории, то есть воздушное пространство, правовой статус и режим которого определяются международным правом, — это часть негосударственной (международной) территории; в принципе такое воздушное пространство свободно для исследования и использования в мирных целях всеми государствами, но опять же, с учетом соответствующих международных обязательств государств. Практически это пространство над открытым морем и Антарктикой. Поэтому международные обязательства государств, применительно к этому пространству, сейчас вытекают главным образом из соответствующих предписаний Конвенции ООН по морскому праву.

          Однако интенсивное использование воздушного пространства в транспортных целях потребовало регламентации на национальном и международном уровне полетов воздушных аппаратов и технических требований к ним.

          В этих целях была заключена Конвенция о международной гражданской авиации и создана универсального характера Организация международной гражданской авиации (ИКАО).

          Совокупность и система норм, регулирующих деятельность международной гражданской авиации, составляет ныне комплексную отрасль права, именуемую международным воздушным правом.

          Космическое пространство.

          Космическое пространство, расположенное в юридическом и физическом смысле за пределами воздушного пространства, не приспособлено для жизни и деятельности человека, кроме как внутри запускаемых в космос специальных аппаратов или устройств. Поэтому с началом космической деятельности его юридический статус сложился как статус негосударственной (международной) территории.

          Правовой режим космического пространства (практически в пределах Солнечной системы) так же типичен, как и режим любой иной международной территории. В его основе — принцип свободы исследования и использования космического пространства, включая расположенные в пределах Солнечной системы небесные тела, в мирных    целях всеми государствами.

 

2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ  № 2

          По данной классификации территории делятся на территории государств, территории с международным режимом, территории со смешанным режимом, территории с особым международным режимом, в основу которой положен правовой режим.

        В соответствии с существующим правовым режимом вся территория планеты подразделяется на следующие категории:

1. Территории государств - это территории, находящиеся в пределах государственных границ каждого отдельного государства, на которые распространяется полная и исключительная власть этих государств;

2. Территории с международным режимом - это территории, которые не входят в состав государственной территории: водные пространства за пределами исключительных экономических зон прибрежных государств; международный район морского дна - морское дно и его недра за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств; воздушное пространство за пределами государственных территорий; Антарктика; космическое пространство, Луна и другие небесные тела.

          На этой части территории, находящейся в общем пользовании государств, действуют общепризнанные принципы и нормы международного права;

3. Территории со смешанным режимом - это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств.

          Территории со смешанным режимом условно можно разделить на две группы:

  • Первая группа: прилежащие и исключительные экономические зоны и континентальный шельф прибрежных государств, которые не входят в состав государственной территории прибрежных государств.
  • Вторая группа: международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств
  1. Территории с особым международным режимом - это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в случае их установления).

          В состав этих территорий могут входить территории первой категории или территории первых трех категорий одновременно: архипеллаг Шпицберген, Аландские острова, Додекднезские острова, остров Пантеллерия, Панамский и Суэцкий каналы, Луна и другие небесные тела, а также иные территории.

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Территория является одним из необходимых признаков государства.          Развитие науки и техники дали возможность широко использовать пространства и ресурсы, лежащие за пределами государственных границ. Они приобрели большое значение  для экономики, транспорта, связи и безопасности государств, что обусловило развитие международно-правового регулирования в соответствующих областях и разделения территорий в зависимости от основополагающего квалификационного признака: на государственные и негосударственные (международные) с одной стороны, и на территории государств, территории с международным режимом, территории со смешанным режимом, территории с особым международным режимом – с другой.

Информация о работе Виды территорий