Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:21, реферат
Под территорией в доктрине и практике международного права понимаются различные пространства земного шара, включающие его сухопутную и водную поверхности, недра, воздушное пространство, а также космическое пространство и небесные тела.
Проблема территории всегда была одной из самых острых и сложных в международном праве, ибо территория – это непросто пространство, а необходимый атрибут государства, материальная основа жизнедеятельности населяющего его народа и человечества в целом.
I. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..…4
1. ПОНЯТИЕ ТЕРРИТОРИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ………….…4
2. КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ТЕРРИТОРИЙ………………………….…5
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ № 1…………………………………………………5
2.1.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ…………………………...……5
2.1.2. НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ) ТЕРРИТОРИЯ………………12
2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ № 2………………………………………..………15
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………......……….....16
IV. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Филиал ФГБОУ ВПО «Московский
государственный университет
Кафедра «Государственного и международного права»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Международное право»
Тема: «Виды территорий».
Выполнил студент 1-го курса Белышева О.А.
Института (факультета): «Юриспруденция»
Спец. (направление) уголовно-правовая
Шифр: 2-3110-030900.62-12/990178
2012
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..…4
1. ПОНЯТИЕ ТЕРРИТОРИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ………….…4
2. КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ТЕРРИТОРИЙ………………………….…5
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ № 1…………………………………………………5
2.1.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ…………………………...……5
2.1.2. НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ)
ТЕРРИТОРИЯ……………………………………………………
2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ № 2………………………………………..………15
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...
IV. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
I. ВВЕДЕНИЕ
Под территорией в доктрине и практике международного права понимаются различные пространства земного шара, включающие его сухопутную и водную поверхности, недра, воздушное пространство, а также космическое пространство и небесные тела.
Проблема территории всегда была одной из самых острых и сложных в международном праве, ибо территория – это непросто пространство, а необходимый атрибут государства, материальная основа жизнедеятельности населяющего его народа и человечества в целом.
В течение всей истории человеческой цивилизации возникали конфликты и вспыхивали войны за обладание той или иной территорией. Это вызвало необходимость создания международно-правовых норм, которые бы регулировали отношения между субъектами международного права в отношении территорий. По мере развития науки и техники становились все более доступными и пригодными для исследований и эксплуатации отдаленные территории, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства и являющиеся общим достоянием человечества, например открытое море, воздушное пространство, Антарктика, космос. В связи с этим появились нормы, определяющие правовой режим этих пространств и возможности субъектов международного права по их научному изучению и экономическому использованию. Этот процесс продолжает развиваться и в настоящее время.
Одной из непростых международно-правовых проблем, привлекающих внимание ученых-юристов и практиков, является проблема юридической классификации территорий. Это вполне закономерно, поскольку вопросы территориального верховенства, суверенных прав на те или иные пространства, сфер деятельности на них или использования их ресурсов напрямую связаны с политическими и экономическими отношениями и, в конечном счете, с материальными условиями.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ПОНЯТИЕ ТЕРРИТОРИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Термин «территория» используется в международном праве для обозначения некоторого земного, а также внеземного пространства, отграниченного от других пространств определенными поверхностями (границами) и имеющего тот или иной юридический статус (например, статус государственной территории) и соответствующий ему правовой режим.
В этом смысле понятие территории не имеет ничего общего с понятием территории в ее природном, естественном смысле, как среды обитания земной фауны и флоры, местонахождения естественных богатств и ресурсов, среды обитания человека и материальной основы его существования, хотя последнее и учитывается в нормах международного и национального права, касающихся природопользования.
Границей земного пространства, отделяющей его от космического пространства, является шаровидная поверхность, повторяющая конфигурацию Земли и расположенная на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря). Точного высотного расположения этой шаровидной поверхности от уровня Земли не установлено, но, как правило, исходят из того, что она должна располагаться на таком уровне, который позволяет спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Считается, что это примерно 110 км.
Космическое пространство можно условно подразделить на близлежащее, обнимающее Солнечную систему и находящиеся в ее пределах небесные тела, и космическое пространство за этими пределами. Фактически международно-правовое регулирование исследования и использования космического пространства касается главным образом пространства Солнечной системы, границы которого достаточно условны.
Собственно земное пространство с точки зрения его юридического статуса подразделяется на две крупные категории — пространство, составляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и пространство, находящееся вне пределов государственной территории (территорий).
Такие пространства — государственная территория и негосударственная (международная) территория — отделены друг от друга границами. Границы представляют собой линии, обозначенные на картах, а также (когда это возможно) на местности и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом и теоретически — до центра Земли вглубь ее недр, а практически — на достигнутую для проникновения в недра глубину.
Указанные пространства охватывают сушу, воды, недра и воздушное пространство над земной поверхностью в пределах государственной и негосударственной территории, правовой режим которых и условия пользования которыми устанавливаются обычно раздельно, составляя, в частности, предмет регулирования международного морского и воздушного права.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТЕРРИТОРИЙ
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ № 1
По данной классификации территории делятся на государственные и негосударственные (международные), в основу которой лег принцип: территория – признак государства.
2.1.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ
Государственная территория — это земное пространство, находящееся под суверенитетом данного государства, иными словами, пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом, а также отдельных его составляющих частей).
Одной из составляющих суверенитета государства является его территориальное верховенство.
Природа территориального верховенства государства и государственного суверенитета в целом не может следовать из каких-либо юридических категорий. Это объективно существующее свойство государства как такового, коренящееся, в конечном счете, в материальных условиях жизни его общества.
Взаимоотношения между государствами по поводу их государственной территории обуславливаются присущим каждому государству территориальным верховенством, выраженным в международном праве, в частности в его основных императивных нормахпринципах взаимного уважения суверенитета, суверенного равенства государств, их независимости в международных отношениях, территориальной неприкосновенности (целостности) каждого государства.
В пределах своей территории государство осуществляет свою исключительную юрисдикцию в отношении всех находящихся на его территории физических лиц (граждан, иностранцев и апатридов) и их объединений (юридических лиц и общественных организаций).
Установление правового режима государственной территории — дело, относящееся к внутренней компетенции каждого государства, за исключением случаев, когда оно взяло на себя соответствующие международные обязательства по общему международному праву или в силу локальных соглашений об этом с другими государствами.
Внутригосударственное право предусматривает, как правило, необходимость сохранения входящей в состав государственной территории естественной среды обитания населения, содержа нормы о природопользовании, отражающие и соответствующие международные обязательства государств.
Юрисдикция государства в силу его суверенитета в принципе территориальная, то есть действует в пределах его территории. Однако в отношении уголовных преступлений международного характера по соглашению между заинтересованными государствами может быть установлена их экстерриториальная юрисдикция, предусматривающая право государства — участника соглашения преследовать за такие преступления лиц по своему национальному праву или выдать их государству, на территории которого совершено преступление, или государству гражданства преступного лица.
Национальное право устанавливает обычно также персональную юрисдикцию государства в отношении граждан, совершивших особо тяжкие преступления (например, государственная измена) вне территории отечественного государства. Но осуществиться такая персональная юрисдикция может лишь в том случае, когда подозреваемое в таком преступлении лицо окажется во власти отечественного государства, то есть в пределах его территориальной юрисдикции.
Пределы государственной территории как части земного пространства определяются ее границами, разделяющими территории соседних государств или отделяющими государственную территорию от негосударственной. Их прохождение должно быть соответствующим образом установлено и признано в международном плане.
Границы являются установленными, когда они делимитированы, то есть когда линия их прохождения обозначена на картах (обычно достаточно крупного масштаба), а также демаркированы, то есть обозначены, когда это возможно, на местности и описаны в протоколах о демаркации границы. Международно признанными межгосударственными границами являются те, прохождение которых согласовано сопредельными государствами.
Международно признанными границами государства являются также границы, отделяющие его территорию от негосударственной территории (обычно это внешние границы территориального моря), когда они делимитированы данным государством и линия их прохождения признана другими государствами, поскольку она соответствует установленным международно-правовым предписаниям.
Когда границей между государствами является пограничная река, то, если она судоходна, линия границы устанавливается обычно по тальвегу — линии наибольших глубин или посередине главного фарватера. В ином случае — посередине реки. Возможны и другие согласованные сопредельными государствами решения. Правовой режим пограничных рек также устанавливается по соглашению между заинтересованными государствами.
Территорию государства составляют сухопутное пространство, внутренние (национальные) воды, земные недра, воздушное пространство и территориальное море для государства, имеющего выход к морю.
Сухопутное пространство может состоять из сухопутного массива (земного континента или его части), а также из ряда сухопутных массивов, разделенных между собой территорией другого или других государств. Неотъемлемую часть государственной территории составляют также принадлежащие данному государству и расположенные в открытом море острова.
В состав государственной территории ряда государств, в том числе России, входят, в частности, все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора данного государства. Полярные секторы включают пространства в пределах установленных линий, проведенных от Северного полюса до северных сухопутных границ данного государства. Внутренние (национальные) воды государства составляют воды внутренних морей, озер, каналов, рек, воды морских портов и гаваней, некоторых заливов и бухт; пограничные воды — рек, озер, каналов и других водотоков, по которым проходит государственная граница. Государство устанавливает правовой режим своих внутренних вод и условия пользования ими (судоходства, рыболовства или иного промысла), в том числе условия пользования ими, в частности для захода в открытые морские порты иностранных морских судов и военных кораблей. Как правило, однако, условия судоходства, промысла и иной эксплуатации пограничных вод (рек, озер, каналов и так далее), захода судов в воды сопредельного государства регулируются по соглашению между этими государствами.