Законодательство Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть историю права Древней Греции.
Задачи: проанализировать законодательство Драконта; разобрать Гортинские законы; рассмотреть законодательство Ликурга.
Объект: юридическая природа права Древней Греции.
Предмет: право Древней Греции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………..6
1. 1. Законодательство Драконта………………………………………………6
1. 2. Гортинские законы……………………………………………………….11
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СПАРТЫ. ЗАКОНЫ ЛИКУРГА……...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА. Законодательство Древней Греции.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

«Лакедемонское (Спартанское) законодательство, как говорят, и вероятно так и есть, в большой степени повторяет Критское.(...) Ликт (город на Крите) - колония лакедемонян, и колонисты, когда они пришли на Крит, переняли законодательство, которое нашли у местных жителей. Даже до этих дней периэки, или подчиненное население Крита, управляются первоначальными законами, которые Минос, предположительно, ввел в действие».6

Древнегреческий историк  Эфор, на которого ссылается Страбон (10.4.8, 10.4.17), особо выделяет два критских города - Ликт и Гортину - где в наиболее чистом виде сохранились древние законы, восходящие, возможно, еще к Миносу. Аристотель проводит аналогию между периэками на Крите и гелотами в Спарте (но не с лично свободными периеками Спарты), таким образом Гортинские законы позволяют лучше понять положение илотов в общественном устройстве Спарты.

Многие характерные  черты Гортинских законов свойственны  также ряду других сводов древнегреческого законодательства архаического периода. Так, в гортинском законодательстве детально разработаны нормы частного права, но при этом нет никаких  установлений конституционного характера - законодатель не пытался пересмотреть существовавшую систему государственного управления, рассматривая прежде всего нормы семейного, наследственного и некоторые вопросы имущественного права. Интересны архаическая организация семьи, брака и наследования, совмещающаяся со сравнительно развитыми имущественными отношениями. Законы направлены на сохранение имущества внутри семьи, из-за этого стимулируются браки между родственниками.

Уголовное право разработано  слабо: в частности, отсутствуют статьи о наказании за убийство. В этом можно усмотреть один из пережитков родового строя, когда убийство считалось делом, касающимся, прежде всего родственников убитого.

Еще одной характерной  чертой гортинского законодательства является конкретность в определении наказания за каждое правонарушение. Постановления различают 4 категории участников процесса: свободных граждан гетерии; апетайров - не членов гетерии; крепостных войкеев (периэков у Аристотеля); рабов.

Рабы и крепостные также защищаются законом как имущество, принадлежащее их хозяевам.

Решение судьи в спорных  ситуациях зависит от показаний  свидетелей, причем количество последних  зависит от тяжести преступления. Если свидетели отсутствуют, то судья  опирается на показания сторон, заверенные клятвой.

Ниже приводятся некоторые  статьи Гортинских законов в переводе Л. Н. Казамановой.7

Относительно рабов:

Если спор идет о том, был ли он свободным или рабом, пусть будут иметь силу те, кто  выскажется за то, что он был свободным.

Если судятся из-за раба, и каждый утверждает, что раб принадлежит ему, то, если выскажется свидетель, решать согласно показанию свидетеля.

Если кто изнасилует рабыню, живущую  в доме, то пусть уплатит два  статера.

Если (раб), придя к свободной, женится на ней, то дети пусть будут свободными.

Если свободная придет к рабу, то пусть дети будут рабами.

Если купивший на рынке раба не отвергнет его в течение 60 дней, то, если раб оскорбил кого-либо раньше или потом, пусть купивший отвечает за него перед судом.

Относительно уголовных преступлений:

Если кто-либо (из свободных) изнасилует свободного или свободную, то пусть заплатит сто статеров.

Если (кто-либо из свободных изнасилует) сына или дочь апетайра (чужеземца), то десять (статеров).

Если раб свободного или свободную, то пусть уплатит вдвое (20 статеров).

Если свободный войкея или войкею (крепостных), то пять драхм (два с половиной статера).

Если войкей (изнасилует) войкея или войкею, то пять статеров

Если кто-либо захватит (человека) в прелюбодеянии со свободной в доме отца или брата, или мужа, пусть заплатит сто статеров, если в другом месте - пятьдесят.

Если (кто-либо захватит человека в прелюбодеянии) с женой апетайра - десять (статеров).

Семейные отношения:

Если муж и жена разводятся, то жена пусть имеет свое (имущество), которое имела, когда пришла к мужу, и половину дохода, если он будет от ее имущества, и половину из того, что наткала, если будет, и пять статеров в том случае, если муж будет виновником развода.

Если родит разведенная  женщина, то пусть она принесет (ребенка) в дом мужа при трех свидетелях.

Если он не примет, то пусть у матери будет (право) воспитывать ребенка или подкинуть. Пусть будет иметь силу клятва родственников и свидетелей, которые принесли (ребенка).

Если родит разведенная  войкея, то пусть она принесет (ребенка) хозяину человека, который был на ней женат, при двух свидетелях.

Если он не примет, то пусть (ребенок) будет у хозяина войкеи.

Если разведенная женщина  подбросит ребенка до того, как  принесет его (мужу), как предписано, то пусть заплатит за свободного пятьдесят статеров, за раба - двадцать пять, если проиграет дело.

Дочь-наследница пусть  выходит замуж за старшего брата  отца.

Если совершеннолетний родственник, имеющий право жениться на дочери-наследнице, не захочет жениться на желающей выйти замуж совершеннолетней (дочери-наследнице), то пусть родственники дочери-наследницы подают в суд, а судья пусть присудит (его жениться в течение двух месяцев).

Если (девушка), выданная замуж отцом или братом, окажется дочерью-наследницей и не захочет быть замужем за тем, за кого ее выдали при его желании быть женатым, то, если у нее есть дети, пусть, получив из имущества согласно предписанию (законов), выходит замуж за другого из филы.

Если у нее нет  детей, то пусть она, получив все  имущество, выходит замуж за родственника, имеющего право на ней жениться, в том случае, если он есть.

Выходить замуж (дочери-наследнице) двенадцати лет или старше.

Имущественные права:

Если кто-либо умрет, то постройки, которые в городе и  то, что в них, в которых не живет войкей, живущий в деревне, и мелкий скот, и крупный рогатый скот, который не принадлежит войкею, пусть принадлежат сыновьям.

Если кто-либо имеет  сношение с заграницей или не отдает взявшему в залог иностранцу, то когда подтвердят взрослые свидетели относительно дела о ста статерах и больше, - в количестве трех человек, если меньше, до десяти статеров - то двое, если меньше - один (свидетель), пусть рассудят согласно показанию свидетелей.

Если кто-либо с согласия того, в чьей власти он находится, обрабатывает участок земли и уносит плоды, то пусть будет безнаказанным.

Если же тот покажет, что это было без его согласия, то пусть судья решит на основании  присяги, если не выскажутся свидетели.8

Делая вывод, можно сказать, что в гортинском законодательном кодексе детально разработаны нормы частного права, и в то же время нет никаких установлений конституционного характера. Обращает на себя внимание слабая разработанность уголовного законодательства, в частности, отсутствие статей наказания за убийство, что можно рассматривать как один из пережитков родового строя, когда убийство рассматривалось как дело, интересующее прежде всего родственников убитого, а не общество в целом.

Характерной чертой гортинских законов является конкретность в  определении наказания за каждое правонарушение. Что опять-таки можно рассматривать как шаг вперед по сравнению с обычным правом. Таким образом гортинские законы по ряду существенных признаков примыкают к одному из направлений в раннем греческом законодательстве, сохраняя при этом некоторые своеобразные черты, обусловленные спецификой социально-экономического уклада критского общества.

 

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СПАРТЫ. ЗАКОНЫ ЛИКУРГА

 

К IX - первой половине VII в. до н. э. относится серия реформ, как аграрных, так и социально-политических. Легендарная личность Ликурга связана с рядом нововведений, имевших антиаристократическую окраску и направленных на усиление господства общины спартиатов над массой порабощенного населения. Эти мероприятия в сочетании с реформой в военной области, составившие суть нового устройства Спарты, были, как бы посланы свыше волею Дельфийского оракула.

Именно законами Ликурга  предписывалось уничтожать нежизнеспособных младенцев, ибо из них не вырастет воин-защитник. С 7-летнего возраста мальчиков подвергали муштре. Целью воспитания в агелах было вырастить хорошего солдата, составить крепкое войско, противостоящее угрозе плотского мятежа.

Проводилось установление систематического контроля за жизнью граждан - они не могли заниматься ничем, кроме военного дела. Примерные расчеты показывают, что армия состояла из 600 мор (каждая по 400 - 900 человек). Из них формировали фалангу; входившие в нее гоплиты были оснащены копьями, короткими мечами. Гоплиту полагался щит.

Введение единственной тяжелой монеты - оболы затормозило торговые сделки. Иностранца теперь могли изгнать из Спарты («ксенеласия»), самим спартанцам выезд за границу запрещался. С запрещением ввоза серебра и золота развернулась борьба с роскошью, что имело угасание художественных ремесел, огрубление общественного вкуса.

То, что в результате аграрных реформ спартиатам было уготовано  безбедное существование за счет подневольных илотов, привело к примитивизации бытового уклада, рассчитанного на потребности воинов-гоплитов. А это  значило наличие грубых жилищ (можно было использовать лишь топор и пилу), простой еды, однообразные бороды воинов-мужчин, отмеченная современниками неграмотность спартиатов (лаконизм речи сродни воинской команде).9

Реформами Ликурга были созданы братства организованных воинов. В список военнообязанных включались граждане с 20 до 60 лет. Обычно призывались в 20 - 40 лет. Контроль за этой стороной организации спартанского государства лежал на эфорах.

Спартиаты становились  как бы особой формой собственности  всего государства. Как следствие - торможение товарно-денежных отношений, вытравливание торгово-ремесленной прослойки. Полунатуральное сельское хозяйство повлекло упадок государства, державшегося лишь на системе милитаризма и жестокой дисциплины.

Постоянная угроза восстания порабощенного населения, которое численностью во много раз превосходило членов общины спартиатов (32 тысячи спартиатов и 340 тысяч зависимого населения по условным подсчетам), требовала консолидации общества, что и было сущностью «Ликургова строя» в результате проведенных реформ. Ниже приведены некоторые реформы Ликурга, относящиеся к конкретной сфере общества.

Реформы Ликурга:

В политической сфере:

-созыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или  геронтом для голосования их  решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание могло только проголосовать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком;

-создание Совета Старейшин  (герусии). Герусия - орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов).

В социальной сфере:

-разделение земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ).

-разделение граждан  на филы и обы;

-замена золотой и  серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши.

-введение сисситий - совместных  трапез. Спартанцы были обязаны  участвовать в совместных обедах, когда вся принесенная еда собиралась в складчину. При этом было запрещено обедать дома, а к трапезам привлекались все, вплоть до базилевсов. За столом собиралось около 15 человек, причем для вступления в это общество было необходимо единогласное одобрение всех членов сисситии.

В системе воспитания. Реформа была направлена на воспитание воинов:

-слабых новорожденных  кидали в пропасть, крепких же  отдавали кормилицам, которые воспитывали  в них силу и смелость;

-с 7 лет детей записывали  в отряды - “агелы”, где их учили гимнастике, воспитывая “беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать”;

-с 14 лет к ним приставляли педономов из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков;

-с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими.

Всю жизнь спартанец  принадлежал государству, а его  воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом.

Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает  о трех “ретрах” Ликурга:

1)запрет писанного законодательства;

2)строительство дома  только с помощью топора и  пилы;

3)неучастие долгое  время в войне с одним и  тем же противником (чтобы не  научить его военному искусству).

Информация о работе Законодательство Древней Греции