Законодательство Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть историю права Древней Греции.
Задачи: проанализировать законодательство Драконта; разобрать Гортинские законы; рассмотреть законодательство Ликурга.
Объект: юридическая природа права Древней Греции.
Предмет: право Древней Греции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………..6
1. 1. Законодательство Драконта………………………………………………6
1. 2. Гортинские законы……………………………………………………….11
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СПАРТЫ. ЗАКОНЫ ЛИКУРГА……...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА. Законодательство Древней Греции.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Закат законов Ликурга  происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при  котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам гос-ва.

Государственное устройство Древней Спарты.

На основании “Лиркурговой ретры”, которую приводит Плутарх  в биографии Ликурга, можно выделить следующие госуд. органы:

Народное собрание (апелла) - состояло из всех женатых спартиатов старше 30 лет. Голосование производилось  криком. Высказываться имели право  только базилевсы (архагеты) и геронты. Остальные могли голосовать только “за” или “против” законопроекта, внесенного герусией.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 геронтов, достигших 60 лет  и 2 архагетов (царей). Геронты заседали пожизненно. Новые геронты избирались апеллой.

Компетенция герусии:

     –ведение текущих дел;

     –внесение законопроектов в апеллу.

В Спарте была диархия - власть двух царей (один царь пелаег, другой - дориец). Это звание было наследственным, а не выборным. Архагеты исполняли функцию военачальников, причем один из них отправлялся с войском в поход, а другой оставался в Спарте. Также они выполняли функции жрецов, а до появления эфоров, еще и судебные функции.

Позже появились эфоры - высшие должностные лица Древней  Спарты. Они избирались сроком на 1 год. Всего избиралось 5 эфоров. Эфоры  осуществляли высший надзор за госуд. делами, а также созывали герусию и апеллу; они являлись высшей судебной инстанцией.

 

В более поздний период 2 эфора сопровождали царя в походе и следили за ним. Эфоры имели  право требовать отчета от любого из геронтов и царей.

Спарта как государство  оказалась в изоляции от внешнего мира, переживала культурный упадок.

Масштабы культурного  упадка помогает представить себе собранный  археологический материал. С конца VI в. до н. э. уже не встречается расписная  лаконская керамика в святилище  Артемиды Орфии, в это же время  исчезают остатки импортных сосудов, поставлявшихся до того времени из других мест Греции и с Востока. Нет расписной керамики и в комплексах Лаконии и Мессении.

Археологическое изучение предметов декоративно-прикладного  искусства этого времени выявляет отсутствие предметов из слоновой кости, исчезли также терракотовые маски, бронзовая и мраморная скульптура. Павсаний, имея в виду статуи божеств из храмов, говорит об архаических образах в виде деревянных или каменных идолов, что явно контрастирует с высоким уровнем художественных произведений предыдущей эпохи.

Среди мотивных изображений  встречаются свинцовые фигурки  воинов, которые, как и погребальные ритуальные скульптуры, характеризуются  примитивностью исполнения и схематичностью деталей.

Известно, что за Спартой утвердилась в античном мире репутация «города прекрасных хоров». Песенная культура здесь была тесно связана с архаическими традициями формирования репертуара, не менявшимися еще со времен расцвета (до VI в. до н. э.).

Литературные источники  приводят имена людей, составивших славу музыкальной культуры Спарты. Здесь упомянуты переселенцы - Терпандр с острова Лесбос, Полимнест из Колофона, Сакад из Аргоса, Филет из критской Гартины, Ксенокрит из Локр, Стесихор из Гимеры, Алкман, уроженец Сард. Традиции спартанской хоровой лирики возникли, как видно из вышеприведенного списка, в виде симбиоза местной дорийской песенной культуры и достаточно разнообразных чужеземных мотивов. Однако к концу VI в. до н. э. по мере упадка все эти плодотворные творческие связи постепенно затухают.

В отношении Ликургова  авторства законов Спарты имеется  несколько точек зрения, позволяющих  проследить, как появлению конкретной личности в общественном устройстве предшествовал трансформированный миф о древнем лаконском божестве Ликурге.

Отмечено существование  ранее особого культа Ликурга, возникшего до появления каких-либо законодательных  институтов, одновременно с этим признавалось, что спартанские обычаи глубоко  связаны с первобытной социальной организацией и развились из недр человеческого сообщества независимо от какого-либо законотворчества.

Сторонники другой теории утверждали, что древние дорийские  законы, постепенно забытые и переставшие  соблюдаться, были восстановлены приверженцами  древнего уклада из среды самих спартиатов. Так или иначе, но гипотетический Ликург как авторитетный легендарный герой или божество полностью отвечал по своим качествам возложенной на него миссии реформатора спартанского общества.

Хотя на вопрос, по какой  причине на роль законодателя из всех возможных богов и героев был выбран именно Ликург, однозначного ответа не имеется, но после второй Мессенской войны и возникшего вследствие войны кризиса гражданское общество Спарты консолидировалось наконец на основе когда-то существовавшей и уже почти забытой системы жесткого социального контроля. Это позволило спартанцам быстро справиться с деструктивными тенденциями внутри собственного общества и оказать сопротивление внешним противникам.

В истории государства  Спарты в своем максималистском  варианте были представлены полисная демократия и коллективизм с авторитарным институтом эфората. Постепенно коллегия эфоров переросла во властную замкнутую прослойку, стоящую над всеми гражданами Спарты.10

Таким образом, делая вывод, можно сказать, что Ликургом были созданы основные политические институты спартанского государства.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложенное позволяет  сделать вывод о том, что одним из наиболее знаменательных явлений, связанных с процессом становления греческого полиса как автономной самоуправляющейся гражданской общины, было появление сначала в отдельных городах, а позднее - почти повсеместно, писаных законов. Процесс кодификации права протекал, насколько можно об этом судить по имеющимся данным, столь же неравномерно, сколь неравномерным было вообще социально-политическое и экономическое развитие отдельных областей и городов Греции.

Традиция донесла до нас немало имен законодателей архаической  поры - это Ликург в Спарте, Драконт в Афинах и другие. Аристотель, давая обзор ранних греческих законодательств, подразделяет их на два вида. В первую группу он включает те законодательства, которые были направлены в первую очередь на изменение существующего государственного строя, но вместе с тем содержали и другие законоположения, касающиеся жизни общества. К числу таких законодательств, имеющих характер всеобъемлющей конституционной реформы, Аристотель относит, прежде всего, законы Ликурга и Солона. Другие законодатели, как правило, ограничивались введением отдельных законов, регулирующих отношения собственности, прежде всего земельной, а также другие сферы общественной жизни, не затрагивая при этом основ существующего государственного строя.

Законодательства второй группы тоже далеко не однородны по своему составу и назначению. К сожалению, о большинстве из них мы имеем лишь очень ограниченные данные, не позволяющие представить в полном объеме законодательную деятельность того или иного номофета.

Представления о характере раннегреческого законодательства, базирующиеся по преимуществу на литературных свидетельствах, могут быть существенно расширены благодаря надписям, которые непосредственно фиксируют законодательные акты того или иного полиса. От VII-VI вв. до н. э. таких надписей дошло очень немного. Среди них есть документы, относящиеся к разным типам законодательств. В некоторых надписях излагаются законы, вносящие изменения в существующую конституцию.

Но, безусловно, самым  значительным законодательным памятником Греции является надпись из Гортины, представляющая самый обширный и  подробно разработанный кодекс законов из всех, которыми мы располагаем.

Многие черты, характеризующие  гортинские законы, свойственны также  ряду других греческих законодательств, появившихся в архаический период. Так, в гортинском законодательном  кодексе детально разработаны нормы частного права, и в то же время нет никаких установлений конституционного характера. Таким образом, законодатель не пытается пересмотреть устоявшуюся систему государственного управления; в сферу его интересов входят, прежде всего, семейное право, наследственное право, некоторые вопросы имущественного права. Обращает на себя внимание слабая разработанность уголовного законодательства, в частности, отсутствие статей наказания за убийство, что можно рассматривать как один из пережитков родового строя, когда убийство рассматривалось как дело, интересующее прежде всего родственников убитого, а не общество в целом.

Драконт уделял больше внимания вопросам уголовного права. Как черту, общую для этой группы законодательств, можно рассматривать стремление законодателей к выработке точной юридической терминологии, что отличает вообще писаные законы от обычного права. Наконец, еще одной характерной чертой законодательств Драконта и гортинских законов является конкретность в определении наказания за каждое правонарушение.

Гортинские законы по ряду существенных признаков примыкают к одному из направлений в раннем греческом законодательстве, сохраняя при этом некоторые своеобразные черты, обусловленные спецификой социально-экономического уклада критского общества.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Законодательство Драконта //Хрестоматия по истории Древнего мира /Под ред. В. В. Струве.-М.:  Главная редакция восточной литературы, 1951. Т. II. Греция и эллинизм.-С. 112-113.
  2. Гортинские законы //Хрестоматия по истории Древнего мира /Под ред. В. В. Струве.-М.:  Главная редакция восточной литературы, 1951. Т. II. Греция и эллинизм.-С. 78-87.
  3. Законодательство Ликурга //Хрестоматия по истории Древнего мира /Под ред. В. В. Струве.-М.:  Главная редакция восточной литературы, 1951. Т. II. Греция и эллинизм.-С. 94-99.
  4. История государства и права зарубежных стран /Под ред. К. И. Батыра.-М.: Проспект, 2010. - 574 с.
  5. История государства и права зарубежных стран /Под ред. Н. В. Михайловой. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 558 с.
  6. История государства и права зарубежных стран /Под редакцией О. А. Жидкова.- М.: Норма: ИНФРА-М, 2001.-609 с.
  7. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: биографии России. Ч. 1-2.-М.: Студия Колибри: Комптек, 1997.
  8. Вологдин, А. А. История государства и права зарубежных стран.-М.: 2005. - 574 с.
  9. Хрестоматия по древней истории. Т. 1 /Под ред. В. В. Струве.-М.: Учпедгиз, 1936.-236 с.
  10. Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-543 с.
  11. Трикоз, Е. Н. Становление системы источников права в Древних Афинах // Известия вузов. Правоведение.-2007.-№ 4.-С. 196.
  12. Федоров, К. Г. История государства и права зарубежных стран.-Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1977.-456 с.
  13. Федоров, К. Г. История государства и права зарубежных стран.-Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1977.-456 с.

 

1 Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993. С. 125.

2 Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 63.

3 Туманс Х. Рождение Афины: Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII-V вв.до н.э.). СПб., 2002. С. 193. 

4 Фюстелъ де Куланж Н. Д. Гражданская община древнего мира. СПб., 1906. С. 181-184; Петрушевский Д. М. Общество и государство у Гомера. М., 1913. С. 51-56.

5 Федоров К. Г. История государства и права зарубежных стран. Л., 1977. С. 22.  

6 Виллетс Р. Критские законы и общественный строй. Т. III., Ч. 3: Расширение греческого мира. VIII-VI вв. до н. э. М., 2007. С. 121.

7 Казаманова Л. Н. Некоторые вопросы социально-экономического строя Критских полисов в VI-IV вв. до н. э. // Вестник древней истории. 1957. С. 28.

8 Пальцева Л. А. Гортинское законодательство и его место в становлении греческого права. СПб., 2001. С. 55.

9 Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран. М., 2005. С. 25.

10 Трикоз Е. Н. Становление системы источников права в Древних Афинах // Известия вузов. Правоведение. 2007. № 4. С. 196.




Информация о работе Законодательство Древней Греции