Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:14, реферат
Так в ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, протекает процесс трудовой адаптации. Этот процесс будет успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива и становятся нормами и ценностями отдельного человека, чем лучше и скорее он принимает, усваивает свои социальные роли. чем больше предприятие отвечает запросам и требованиям работника, тем выше его удовлетворенность трудом. Таким образом, адаптация – это сложный, двухсторонний процесс между личностью и средой, в которую он включается.
6. работники, меняющие место работы.
О скорости и уровне адаптированности работников судят по объективным и субъективным показателям.
Объективными показателями общей адаптированности работника являются показатели эффективности его трудовой деятельности, а также его активность в различных сферах жизни. Объективным показателем профессиональной адаптации является соответствие квалификации, требованиям рабочего места. Для социально-психологической адаптации -- это участие в жизни коллектива, социально-психологическая позиция в нем, для психофизиологической – степень утомляемости.
Субъективные показатели
общей адаптированности -- это желание
или нежелание продолжать работу
в данной организации, общая удовлетворенность
работой. Субъективные показатели профессиональной
адаптации – отношение к
Источником информации о показателях адаптированности служит заводская документация и результаты опроса как самих адаптантов, так и их непосредственных руководителей.
Таким образом, объективные и субъективные стороны адаптации взаимосвязаны, хотя и характеризуют ее отличающиеся аспекты.
Регулирование адаптации предполагает проведение системы мероприятий, направленных на ускорение адаптации новых работников. Существует целый ряд факторов, на которые организация влиять не может. Это такие личностные факторы, как пол, возраст, семейное положение, планы на будущее, нормы и ценности молодого работника, подчас его ожидания. В отношении этих факторов управление адаптацией в основном выходит за рамки предприятия и упирается в такие социальные институты, как семья и образование, формирующие систему ценностей и норм молодого работника, планы на перспективу, готовность к профессиональной деятельности. Но из этого не следует, что информация о тенденциях, характере влияния этих факторов на адаптацию не нужна.
В связи с нарастающей
ролью вторичной адаптации
Для управления адаптацией необходимо контролировать, в какой мере адаптируется конкретный работник, регулярно получать параметры адаптации, так как только при этом условии можно эффективно оперировать всей системой мероприятий. Лишь реализация целостной системы мер, действующих постоянно, позволяет успешно управлять процессом адаптации.
Характеристика современного состояния систем обучения персонала в организациях (на предприятиях)
Термин «Персонал» объединяет
составные части трудового
Понятия «кадры», «работники», «персонал» идентичны, если за основу принять данное выше определение.
Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков в определенной области профессиональной деятельности.
Внутрикорпоративное обучение
занимает одно из первых мест в управлении
трудовыми ресурсами, поскольку
без квалифицированных и
Обучение может осуществляться
на рабочем месте и вне рабочего
места (внутрипроизводственное и внепроизводственное).
Критериями выбора вида обучения являются
с одной стороны, доходы (повышение
квалификации приводит к росту экономических
результатов работы), с другой –
внушительные расходы. Если доходы от
профессионального обучения трудно
поддаются расчетам, то относительно
легко подсчитываются расходы. Внепроизводственная
профессиональная подготовка связана
со значительными изменяющимися
расходами, внутрипроизводственная –
со значительным, но фиксированными расходами,
поскольку в сфере обучения занято
определенное количество человек и
имеется соответствующая
Обучение квалифицированных
кадров без отрыва от рабочего места
имеет преимущества: методика обучения
осуществляется с учетом специфики
предприятия, передача знаний осуществляется
простым наглядным способом, результат
легко контролируется. В противоположность
этому внепроизводственное
Цель обучения, потребности
– это ответ на вопрос «кого
и чему учить?». А на вопрос «как учить?»
отвечают формы организации обучения
и виды занятии. Разнообразие этих форм
и видов очень велико, и каждому
находится место в общей
Таблица 1. Классификация форм организации обучения
Количество участников организации |
Режим обучения |
Организатор обучения | ||
Внутренний! |
внешний | |||
Внутренний поставщик |
Внешний поставщик | |||
Групповое обучение |
С отрывом от работы |
Закрытые семинары |
Открытые семинары Конференции | |
Без отрыва от работы |
Техническая учеба |
курсы | ||
Индивидуальное Обучение |
С отрывом от работы |
Стажировка |
Образовательные программы Стажировка | |
Без отрыва от работы |
Техническая учеба. Ротация или стажировка Наставничество Самообучение, в т.ч. с помощь. Компьютерных программ Дистанционное обучение |
Образовательные программы. Д дистанционное обучение | ||
1-в качестве внутреннего
организатора может выступать
служба персонала, внутренний
учебный центр, а при их
Семинары могут быть организованы внутри организации специально для ее сотрудников организованы внутри организации специально для ее сотрудников. Они называются иногда закрытыми или внутрифирменными и проводятся как специалистами организации, так и внешними специалистами. Полезным может оказаться семинар, организованный какой – либо учебной или консультативной фирмой для сотрудников различных предприятий. Такой семинар называют открытым или сборным.
В организациях с развитой культурой работы с персоналом широко используется обучения на рабочих места без отрыва от производства, проводимое опытными в какой – либо области сотрудниками для менее подготовленных коллег. Сюда же относится техническая или экономическая учеба.
Огромные возможности развития обучения без отрыва от работы, которые трудно было бы представить всего лет десять назад, дают современные компьютерные сети и обучающие программы.
Наиболее перспективным
и эффективным вариантом
Запад заимствовал в 60 е годы советскую идею заочного обучения, преобразовав ее в дистанционное обучение, которое отличается по качеству от отечественного прототипа. Основой современного дистанционного обучения является методическое обеспечение (пособия, в т.ч. аудио и видео курсы, компьютерные обучающие программы) и участие в учебном процессе тьюторов (консультантов, лекторов, оценщиков) в очной форме ил через Интернет.
Никогда не потеряет актуальность самообучение, популярность которого постоянно растет. Раньше для самообучения можно было использовать только литературу, теперь доступны аудио и видео материалы, компьютерные программы и Интернет.
Следует различать три вида обучения:
- подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.
- повышение квалификации персонала – обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности
- переподготовка кадров – обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Подготовка кадров осуществляется в целях получения рабочей профессии или специальности и предусматривает разные уровни подготовки.
Начальная профессиональная
подготовка ведется по рабочим профессиям
в профессионально –
Средняя профессиональная подготовка ориентирована на обучение специалистов средней квалификации (техников, экономистов¸ строителей и др.). Продолжительность подготовки составляет от двух до пяти лет в зависимости от базового общего образования.
Она осуществляется в техникумах, училищах и колледжах. Народное хозяйство испытывает значительную потребность в специалистах со средним специальным образованием, например, бухгалтерах, экономистах.
Высшее профессиональное
образование предусматривает
Высшее профессиональное
образование имеет целью
Бакалавр – это европейский
стандарт высшего профессионального
образования с
Специалист – это
Повышение квалификации персонала занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. Повышение квалификации достаточно популярно на предприятиях в силу ряда причин:
· повышение квалификации дешевле подготовки специалистов.
· меньшая продолжительность обучения по сравнению с подготовкой персонала. Сроки наиболее популярных программ на предприятиях с отрывом от производства от трех дней до двух недель.
· целевая направленность обучения на узком круге учебных модулей для специалистов и руководителей.
Основой повышения квалификации является гибкая программа обучения на базе учебных модулей. Учебный модуль представляет собой законченный элемент определенной дисциплины, с четкой структурой плана, целей и задач работы, исходных данных, методик проведения, перечня технических средств, списка литературы и способа контроля полученных знаний.
Переподготовка кадров предусматривает
получение второй рабочей профессии
для рабочих или второй специальности
для служащих. Необходимость переподготовки
связана с конверсией оборонных
предприятий и НИИ, освоением
новых технологических
Крупную государственную программу переподготовки кадров выполняют областные и городские центры занятости населения. Контингент для обучения: безработные и демобилизованные из Вооруженных Сил. Центры занятости населения через существующие учебные центры обучают безработных новым дефицитным профессиям по желанию граждан и выплачивают стипендию в период обучения.
Обучение (как и другие процедуры работы с персоналом) может быть направлено на бизнес – результаты и на сотрудников. Высокая эффективность обучения, нацеленного прежде всего на результата работы, достигается в основном за счет передачи сотруднику знаний и навыков, необходимых непосредственно для работы. Обучение, нацеленное на развитие и мотивацию сотрудников. Скорее, инвестиции в сотрудников. На практике цели обучения основаны на комбинации двух указанных базовых факторов.
Для решения проблемы формирования системы обучения необходимо определить цели и подходы к решению проблемы:
· Обеспечить сотрудников знаниями и умениями, необходимыми для эффективной работы
Сотруднику необходимо иметь
для выполнения своей работы, как
минимум, необходимые навыки. Для
осмысленного, гибкого, а при необходимости
и творческого подхода к
Сотрудника с избыточной квалификацией нет смысла учить, по крайней мере, для работы на данной должности. Скорее, такого сотрудника следует переместить на иную должность, где высокая квалификация будет полезней.
Противоположная ситуация с сотрудником, имеющим недостаточную квалификацию. Для обеспечения успешной работы обучение должно быть весьма серьезным. Стоит задуматься, есть ли смысл вкладывать значительные средства в такого сотрудника.