Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

Общей классификации трудовых договоров законодатель не дает, а ст. 58 ТК классифицирует их лишь по сроку договора:
1) на неопределенный срок (т. е. для постоянной работы) и 2) на определенный срок (т. е. срочный) не более пяти лет, если иной срок не установлен Кодексом или иным федеральным законом. Часть вторая этой статьи ограничивает случаи заключения срочного договора. Срочный договор заключается в случаях, прямо предусмотренных законом, а также когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, т. с. должны быть учтены два указанных обстоятельства, если иное не предусмотрено Законом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……2
1.Виды трудовых договоров и особенности отдельных видов договоров……………………………………………………………………..…....3
2.Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
2.1Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства……………………………………………………………….....8
2.2 Федеральная инспекция труда – орган государственного надзора за соблюдением трудового законодательства……………………………………..9
Список использованной литературы…………………………….................

Файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 34.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...……2

1.Виды трудовых договоров и особенности отдельных видов договоров……………………………………………………………………..…....3

2.Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

2.1Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства……………………………………………………………….....8

2.2 Федеральная инспекция труда – орган государственного надзора за соблюдением трудового законодательства……………………………………..9

Список использованной литературы…………………………….......................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Отдельные виды трудовых договоров.

 

Общей классификации трудовых договоров законодатель не дает, а  ст. 58 ТК классифицирует их лишь по сроку  договора:

1) на неопределенный срок (т. е. для постоянной работы) и 2) на определенный срок (т.  е. срочный) не более пяти  лет, если иной срок не установлен  Кодексом или иным федеральным  законом. Часть вторая этой  статьи ограничивает случаи заключения  срочного договора. Срочный договор заключается в случаях, прямо предусмотренных законом, а также когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, т. с. должны быть учтены два указанных обстоятельства, если иное не предусмотрено Законом. Но классификация ст. 58 ТК не отражает всех видов трудовых договоров, а следовательно, и их особенностей; каждый из двух указанных в ней видов имеет свои разновидности, отличающиеся по содержанию трудового договора и часто по порядку его заключения. Поэтому мы каждый из указанных по сроку двух видов договоров классифицируем так же — по содержанию и порядку его заключения.

Раздел XII Трудового кодекса  в гл. 41—56 предусмотрел особенности содержания разных видов трудовых договоров как для постоянной работы, так и срочных. Эти особенности будут освещаться и по другим темам курса, а в данной теме о некоторых из особенностей отдельных видов трудовых договоров (женщин, несовершеннолетних и др.) говорится не только при освещении приема на работу (заключении трудового договора), но и перевода и увольнения (т. е. изменении и прекращении договора). Далее мы рассмотрим особенности не всех, а лишь отдельных видов трудовых договоров. Остальные виды надо усвоить по разделу XII Кодекса.

Трудовой договор на неопределенный срок может быть:

1) обычным, заключаемым  в большинстве случаев;

2) заключаемым по специальному  законодательству;

3) заключаемым при приеме  на должность государственной  службы;

4) с работником, принимаемым  по конкурсу;

5) с молодым квалифицированным  рабочим или молодым специалистом, принимаемым по направлению соответствующего  образовательного заведения (профтехучилища, вуза, техникума и Др.);

6) по совмещению профессий;

7) по совместительству;

8) для надомной работы;

9) с нештатным работником;

10) с работающим у граждан  по договорам (контрактам) — домашние работницы;

11) с основными работниками  транспорта;

12) с работниками с вахтовым  методом работы и др.

Есть ряд срочных трудовых договоров, непосредственно предусмотренных законом. Так, ст. 59 Кодекса устанавливает, что срочный трудовой договор может быть заключен по инициативе работодателя или работника в 20 случаях; указанных в ней и других предусмотренных федеральными законами, в том числе с руководителем организации, его заместителем, главным бухгалтером, с педагогическими работниками образовательных учреждений, с государственными служащими; для работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ученические для получения профессии на производстве данного работодателя сроком до 6 месяцев, на сезонные и временные работы.

Срочный договор может  быть заключен на любой другой срок не свыше 5 лет.

Следовательно, из 32 видов  трудовых договоров более 12 — с  неопределенным сроком и 20 срочных. Одним  из оговариваемых сторонами трудовых договоров необходимых условий  должно  быть условие о виде соответствующего договора, иначе это будет обычный  трудовой договор для постоянной работы.

Каждый из указанных видов  трудовых договоров имеет свои особенности.

Контракт — новый вид  трудового договора, появившийся  с переходом на контрактную форму  приема на работу руководителей государственных предприятий, а затем распространенный законодательством и на педагогических работников образовательных учреждений, государственных служащих и др.

Контракт как вид трудового  договора может быть заключен и с  другими работниками, прямо указанными в законодательстве (преподавателями  образовательных учреждений, государственными служащими и др.), и с теми, кто не указан прямо в законодательстве. Но следует отметить, что Трудовой кодекс в отличие от КЗоТ (в ред. 1992 г.) ничего не говорит (и правильно делает) о контракте во всем разделе III «Трудовой договор».

ТК в разделе XII предусматривает  особенности регулирования труда отдельных категорий работников. В нем указаны следующие категории:

1) женщины и другие  лица с семейными обязанностями  (гл. 40);

2) работники моложе 18 лет  (гл. 41);

3) руководители организаций  и члены коллегиального исполнительного органа организации (гл. 42);

4) совместители (гл. 43);

5) временные работники,  принятые на срок до двух  месяцев (гл. 44);

6) сезонные работники  (гл. 45);

7) работники с вахтовым  методом работы (гл. 46);

8) работающие у работодателей  — физических лиц (гл. 47);

9) надомники (гл. 48);

10) работающие в районах  Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (гл. 48);

11) работники транспорта (гл. 50);

12) педагогические работники  (гл. 51);

13) работники, направленные  на работу за границей в  дипломатические, консульские и представительские учреждения федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ (гл. 52) и др.

Как видно, здесь есть такие  работники, особенности труда которых  КЗоТ не указывал (с вахтовым методом, у работодателей — физических лиц, транспорта, педагогические и др.), т. е. восполняется пробел КЗоТ.

Укажем особенности лишь некоторых видов трудовых договоров.

Трудовой договор работника  районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей может быть как заключенным с неопределенным сроком (например для местных жителей), так и срочным по организованному набору рабочей силы сроком до 5 лет. Особенностью этого договора являются трудовые льготы, предусмотренные ст. 313-327 гл. 50 Кодекса и Законом РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Ведомости РФ. 1993. № 16. Ст. 551; № 26. Ст. 957):

— 'высвобождаемым с предприятий, организаций в этих районах в  связи с их реабилитацией или  ликвидацией на период трудоустройства  сохраняется средняя заработная плата до 6 месяцев;

—гарантируется выплата  районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате;

— предоставляются льготы по возрасту при пенсионном обеспечении (при определенных условиях возраст  сокращается на 5 лет);

— трудовой стаж за работу в  этих районах исчисляется в льготном порядке, установлена надбавка к  зарплате за непрерывный стаж;

— районные коэффициенты начисляются  к заработной плате без ограничения ее максимального размера;

— предоставляются дополнительные отпуска за работу в этих районах, допускается соединение отпусков за два года, а время для проезда  к месту отдыха и обратно один раз в два года не засчитывается  в счет отпуска; при увольнении без  вины работника неиспользованный отпуск может быть предоставлен с последующим увольнением;

— пособие по временной  нетрудоспособности выплачивается во всех случаях в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и др.

Указанные льготы — общие  для всех работников этих районов. А для работников, приехавших из других мест и заключивших срочный трудовой договор до 5 лет, предоставляются еще дополнительные льготы по оплате проезда и провоза его багажа и переезжающих с ним членов его семьи, по бронированию жилья в месте постоянного жительства.

Срочный договор работника  этих районов может быть по его  желанию перезаключен на новый или  неопределенный срок.

Особенности трудового договора государственного служащего определяются законодательством: Федеральным законом  «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон о государственной службе или просто Закон от 31 июля 1995 г.) и другими нормативно-правовыми актами, принятыми в его развитие.

Государственная служба —  это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а государственная должность — это должность в федеральных органах власти, органах власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ (ст. 2). Все государственные должности делятся на категории А, Б и В. Самая высокая категория — А, к которой относятся должности, установленные Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президент, премьер-министр, министры, руководители палат Федерального собрания, руководители органов власти субъектов Российской Федерации, депутаты, судьи и др.). Их зарплату определяют федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. К категории Б относятся государственные должности, учрежденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения полномочий лиц, занимающих должности категории А.

К категории В относятся  должности, учреждаемые самими государственными органами для исполнения и обеспечения  полномочий этих органов.

Перечень государственных  должностей всех трех категорий указан в Реестре государственных должностей. Все они классифицируются по рангу (ст. 6) на пять групп: высшие (5-я группа), главные (4-я), ведущие (3-я), старшие (2-я) и младшие (1-я).

Государственным служащим называется работник, исполняющий обязанности по государственной должности. Особенности его трудового договора имеются в порядке приема, перевода, увольнения, в присвоении классных чинов и квалификационных разрядов, в оплате труда, рабочем времени и времени отдыха и др. Закон определил их основные права и обязанности, меры дисциплинарного взыскания, среди которых есть и такие, как предупреждение о неполном служебном соответствии и смещение на низшую должность. Закон установил для них ряд изъятий (ограничений) из общего трудового законодательства: запрет на участие в забастовках, в предпринимательстве, совместительства (ст. 12) — и ряд трудовых льгот. Они принимаются по конкурсу (Положение о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности Федеральной государственной службы, утвержденное Указом президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 604 (Российская газета. 1996. 16 мая) или назначением. Им может устанавливаться испытание при приеме на три высшие группы должностей от 3 до 6 месяцев. Трудовой договор ограничен возрастом (от 18 до 60 лет), есть дополнительные основания увольнения, в том числе и по возрасту.

Государственным служащим присваиваются  классные чины:

на высших должностях —  действительный государственный советник, на главных — государственный советник РФ, по ведущим должностям — государственный советник 1, 2 и 3-го класса, на старших должностях — советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса, а на младших — референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса. Не реже одного раза в 4 года они проходят аттестацию.

Правовой статус судей  всех рангов определяет Закон РФ от 26 июля 1992 г. «О статусе судей в  РФ» с последующими его изменениями и дополнениями. Он же определяет и особенности их трудового договора: возраст — с 25 лет; первые пять лет работы — по рекомендации квалификационной коллегии судей, затем по ее рекомендации пожизненно, так как судьи несменяемы, если иное не предусмотрено законом. Их полномочия могут приостанавливаться или прекращаться по определенным дополнительным основаниям, указанным в этом Законе.

Трудовой договор молодого квалифицированного рабочего и молодого специалиста заключается по направлению образовательного учреждения, выдаваемому выпускнику. В этом направлении указываются необходимые условия его трудового договора:

место работы и трудовая функция (специальность, квалификация). Рабочие считаются молодыми в течение первых двух лет, а специалисты — в течение первых трех лет. Особенность есть и в их увольнении и переводе.

Перед заключением трудового  договора по конкурсу желающий устроиться на работу должен пройти объявленный конкурс и быть избранным соответствующим органом на данную должность. Конкурсы объявляются на вакантные должности государственных служащих, на должности профессорско-преподавательского состава вузов, научных сотрудников НИИ, творческих работников театров, оркестров. Работники, принимаемые по конкурсу, в соответствии с Положением о конкурсе на соответствующие должности не подлежат аттестации.

Информация о работе Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства