Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 23:44, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в анализе действующего порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров, возникших в процессе трудовых отношений.
Задачами данной курсовой работы являются:
- анализ причин возникновения индивидуальных трудовых споров;
- раскрытие понятия и сущности индивидуальных трудовых споров;
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
Понятие и классификация трудовых споров
6
1.1
Понятие трудовых споров
6
1.2
Классификация трудовых споров
8
ГЛАВА 2.
Понятие индивидуального трудового спора. Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров
12
2.1
Понятие индивидуальных трудовых споров, причины и условия их возникновения. Принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров
12
2.2
Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров. Подведомственность индивидуальных трудовых споров
20
ГЛАВА 3.
Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров
26
3.1
Разрешение индивидуальных трудовых споров путем переговоров с работодателем. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам
26
3.2
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судебном порядке. Пересмотр решений по индивидуальным трудовым спорам
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Разрешение индивидуального
трудового спора путём
Работник может вести переговоры как самостоятельно, так и с участием представителя. Статья 370 Трудового кодекса РФ гласит, что профсоюзная организация может принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда. В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюзов, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Но данная ситуация возможна только на предприятиях, где существует профсоюзная
организация. Это, как правило, большие предприятия.
Работник, осуществляющий свою трудовую деятельность у работодателя - субъекта малого бизнеса, который не нашел понимания своих проблем со стороны работодателя, может сразу же обратиться в суд. Но у него так же существует возможность привлечь к решению своих проблем представителей Федеральной инспекции труда или прокуратуры.
В случае поступления заявления по факту индивидуального трудового спора работник Федеральной инспекции труда делает анализ фактов, изложенных в заявлении, ставших причиной возникновения индивидуального трудового спора, на предмет нарушения трудового законодательства. В случае выявления нарушений назначается инспектор для проверки организации, работник которой обратился с заявлением, для выяснения причин нарушения трудового законодательства. В случае подтверждения фактов нарушения трудового законодательства инспектор выдаёт предписание руководителю организации об их устранении. Как правило, в этом случае инспектор Федеральной инспекции труда привлекает работодателя к административной ответственности. В случае игнорирования руководителем организации предписания инспектора Федеральной инспекции труда, он согласно ст. 357 Трудового кодекса РФ может передавать материалы по фактам нарушений законодательства РФ о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.
Ещё одним органом, в который может обратиться работник за защитой своих прав является Прокуратура РФ. Прокурор при рассмотрении заявления выявляет нарушения трудового законодательства, берёт объяснения с работника, работодателя, третьих лиц, могущих дать пояснения по существу рассматриваемого индивидуального трудового спора. В случае выявления фактов нарушения трудового законодательства прокурор выносит протест на нормативный акт работодателя, ставший причиной возникновения индивидуального трудового спора или представление об устранении этих причин.
Обращение в Федеральную
инспекцию труда и в
Таким образом, если работнику не удалось самостоятельно урегулировать разногласия с работодателем, он имеет право обратиться в комиссию по трудовым спорам или суд.
Статья 384 ТК РФ регламентирует порядок образования КТС. КТС является досудебным юрисдикционным органом, наделенным правом разрешать индивидуальные трудовые споры. КТС обладает государственно-властными полномочиями, поскольку может принимать решения, обязательные для исполнения сторонами, а в случае неисполнения принятого ею решения в установленный законом срок вправе применить меры государственного принуждения.
Комиссия по трудовым спорам (КТС) создается по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Если ни работники, ни работодатель не проявили инициативы по созданию КТС, ее может не быть в организации. Однако если, например, от работников поступило предложение организовать КТС, то поведение работодателя, связанное с игнорированием подобной инициативы, оказанием препятствия к созданию комиссии, является неправомерным и служит основанием для применения мер юридической ответственности.
Комиссия по трудовым спорам создается в любой организации
независимо от численности работников. Исключение составляют органы государственной власти, поскольку для государственных служащих в целом и для их отдельных категорий установлен особый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров.
Представителей работников в комиссию избирают на общем собрании (конференции) работников организации или делегируют представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представителей работодателя назначает в комиссию руководитель организации.
Целесообразно в состав комиссии по трудовым спорам выделять не менее 2-3 представителей от каждой стороны. Это предотвращает нарушение сроков рассмотрения заявлений работников при отсутствии на работе одного из членов комиссии и обеспечивает проведение заседаний КТС в правомочном составе ее представителей. Тот или иной представитель может быть досрочно отозван стороной, его выделившей. В этом случае он должен быть заменен другим представителем.
Следует выделять в состав КТС лиц, имеющих опыт работы с кадрами, знающих трудовое законодательство, вопросы заработной платы, пользующихся уважением и доверием в коллективе.
По решению общего собрания работников могут быть образованы подобные комиссии в структурных подразделениях организации. Они создаются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В них могут быть рассмотрены индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий подразделений.
Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать. Работодатель осуществляет организационно-техническое обеспечение ее деятельности.
Председателя и секретаря комиссии избирают из состава комиссии. Они отвечают за подготовку и созыв очередного заседания, вызов (при необходимости) свидетелей, экспертов и иных лиц, которые могут способствовать правильному разрешению возникшего спора. Секретарь ведет протокол заседания комиссии.
Предварительное рассмотрение спора в комиссии не является обязательным условием, т.е. работник может обратиться в суд, минуя комиссию. Инициаторами образования комиссии выступают сами стороны трудового спора - работник и работодатель. На рассмотрение комиссии трудовой спор поступает, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. В данном случае комиссия является арбитром между сторонами в споре. Стороны обязаны соблюдать определенный порядок спора и подчиняться решению, которое будет принято.
Как орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, комиссия по трудовым спорам разрешает все споры о труде, если для некоторых из них закон не устанавливает иных форм рассмотрения.
Комиссия рассматривает следующие споры: о переводе на другую работу; об изменении иных условий трудового договора; об использовании полагающегося работнику отдыха; о наложении дисциплинарных взысканий; об оплате труда; другие споры, связанные с применением к данному работнику норм и правил, установленных законодательством, соглашениями, коллективным договором, положением об оплате труда, иными актами, принятыми в организации; иные споры, связанные с соблюдением условий трудового договора.
В комиссии не могут рассматриваться споры по вопросам установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок, изменения штатов, присвоения тарифных разрядов, а также другие споры, разрешение которых законом отнесено к компетенции только суда или иных органов.
Работник может обратиться в комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Следует помнить то, что пропуск работником трехмесячного срока не
может служить основанием для отказа в рассмотрении заявления по существу. Одновременно комиссия обсуждает причины пропуска срока давности. Придя к выводу о том, что срок пропущен работником по неуважительной причине, ему отказывается в удовлетворении его требований, а не в рассмотрении поступившего заявления.
Комиссия рассматривает трудовые споры только по заявлениям работников. Закон не устанавливает специальной формы заявления в КТС. Работодатель не вправе обращаться в КТС за разрешением трудового спора.
Заявление работника, поступившее в комиссию, подлежит обязательной регистрации, что имеет большое значение в случае спора о сроке давности и времени рассмотрения этого заявления.
КТС вправе отказать в принятии заявления или возвратить его по основаниям, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством, а именно если:
1) индивидуальный
трудовой спор не
2) работник не
предпринял попытки
3) существует не отменное решение КТС или суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
4) в производстве
КТС или суда имеется дело
по спору между теми же
6) заявление от имени работника подано лицом, не имеющим полномочий на ведение дела.
Комиссия обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления. Заседания КТС проводятся в нерабочее время.
Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление,
или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание рассмотрение трудового спора откладывается. При вторичной неявке работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного Трудовым кодексом.
На заседании комиссии не обязательно участие всех представителей сторон, выделенных в состав КТС. Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.
В начале заседания комиссии председатель объявляет состав КТС, знакомит присутствующих с поступившим заявлением, устанавливает явку заявителя, представителя работодателя, свидетелей и других лиц, вызванных в связи рассмотрением спора.
На заседании ведется
протокол, который подписывают
-наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя – индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, - наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
-даты обращения в
комиссию и рассмотрения спора,
-фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
-существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
-результаты голосования.
В решениях по денежным требованиям указывают точную сумму, причитающуюся работнику. Если при подсчете денежной суммы допущена ошибка и в результате спор остается неразрешенным, комиссия вправе вернуться к рассмотренному спору для уточнения суммы, подлежащей взысканию.
В законодательстве
не предусмотрена возможность
Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, в трехдневный срок со дня его принятия вручают работнику и руководителю организации. Решение может быть обжаловано в суде сторонами трудового спора в десятидневный срок со дня получения ими копий.