Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 08:58, курсовая работа
Цель исследования – анализ сущности, форм и типов индивидуальных трудо¬вых конфликтов в современной России, а также способов их преодоления.
В процессе исследования решаются следующие задачи:
1. Исследовать общую характеристику трудовых споров;
2. Рассмотреть сущность индивидуальных трудовых споров и порядок их рассмотрения в комиссии по трудовым спорам;
Введение 3
1. Теоретические основы рассмотрения трудовых споров 6
1.1. Общая характеристика трудовых споров 6
1.2. Индивидуальные споры и порядок их рассмотрения в комиссии по трудовым спорам 13
2. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров 19
2.1 Рассмотрение трудовых споров в суде 19
2.2 Примирительный характер разрешения трудовых споров 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Содержание
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников предприятий и организаций приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики сдерживают становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие наниматели оказались не готовыми к тем изменением, которые происходят в сфере применения труда. Их стремление снизить издержки на труд нередко сопровождается нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Со своей стороны работники заинтересованы в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учете коллективных интересов.
Столкновение противоречивых интересов нанимателя и работников либо нарушение нанимателем трудовых прав работника нередко порождает разногласия между ними, перерастающие в трудовые споры -индивидуальные и коллективные.
Причинами индивидуальных трудовых споров, кроме тех, которые сосредоточены в экономической сфере (нарушение коллективного договора, есвоевременная выплата работникам оплаты их труда, недобросовестные действия отдельных нанимателей и др.), чаще всего являются нарушения трудовых прав работника, допускаемые нанимателем, выступающим от его имени руководителем (администрацией). Эти неправомерные действия могут быть результатом невысокого уровня индивидуального правосознания в силу недостаточности правовых знаний либо пренебрежительного отношения нанимателя к соблюдению законов о труде, условий коллективного договора, иных соглашений, а также трудового договора работника. Индивидуальный трудовой спор может возникнуть и по причине недостаточности правовых знаний работника, его добросовестного заблуждения, в связи чем он оспаривает правомерные действия нанимателя. Может быть и иная ситуация, когда недобросовестный работник знает, что он не прав, но стремится любым путем оспорить правомерные действия нанимателя.
От причин, вызывающих трудовые споры, обычно отличают объективные факторы и обстоятельства, порождающие эти споры. Ими могут быть недостатки в организации производства и труда конкретной организации, предприятия, либо отдельные неточности или проблемы в законодательстве о труде.
Проблематикой особенностей порядка разрешения трудовых конфликтов в Российской практике занимались такие известные авторы, как К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова, А.М. Куренной (теоретические аспекты), И.А. Костян, В.И. Миронов, И.М. Губкина, С.А. Устинова, О.А. Снежко, А.А. Шепелева и др. (анализ судебной и гражданской практики на примере отдельных споров).
Основным нормативно-правовым источником, использующимся в данной работе стал трудовой кодекс Российской Федерации. Трудовой кодекс РФ дал новую правовую основу для всеобъемлющего регулирования отношений одной из важнейших сфер общественной жизни – трудовой. Основные положения законодательства затрагивают интересы каждого наемного работника и работодателя.
Объект исследования - индивидуальные трудовые споры..
Предмет исследования - социально-трудовые отношения, предшествующие коллективным трудовым конфликтам и возникающие на разных стадиях их протекания при взаимодействии самих участников конфликта между собой и с третьими лицами.
Цель исследования – анализ сущности, форм и типов индивидуальных трудовых конфликтов в современной России, а также способов их преодоления.
В процессе исследования решаются следующие задачи:
В процессе регулирования трудовых отношений в организации между их субъектами могут возникнуть разногласия. Это может быть как спор между работником и работодателем, например в связи с наложением взыскания или увольнением, так и разногласие между работодателем и работниками по поводу невыполнения тех или иных условий коллективного договора.
Трудовыми спорами К.Н. Гусов и В.Н. Толкунова называют «поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в двух-трехпартнерском порядке новых условий труда»1.
Под трудовыми спорами в сфере трудовых и социально-трудовых отношений принято понимать неурегулированные разногласия, возникающие между работником и работодателем либо между работниками и работодателями (их представителями) по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов, условий соглашений, коллективного или трудового договора либо установления и изменения условий труда, включая условия по оплате труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений.
По субъектному составу и предмету все споры делятся на индивидуальные и коллективные.
Субъектами (сторонами) индивидуального трудового спора являются отдельный работник и работодатель. Предметом такого спора является требование работника о восстановлении или признании тех или иных трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать на основании закона, иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, условий коллективного или трудового договора. Индивидуальные трудовые споры, как правило, возникают по поводу применения нормативных правовых актов, соглашений, коллективного договора, иных локальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения работников и работодателя, а также условий трудового договора.
В коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, работники (их представители), а с другой – работодатель (организация), его представители либо работодатели (представители работодателей).
Коллективные трудовые споры возникают
по поводу установления и
изменения условий труда (включая заработную
плату), заключения, изменения и выполнения
коллективных договоров
и соглашений. Предметом коллективного
спора могут быть общие требования
работников в области оплаты
труда, режима рабочего времени
и времени отдыха, охраны труда
и другие социально-эконо
По характеру трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые. Споры искового характера, возникающие по поводу применения нормативных правовых актов, соглашений, коллективных или трудовых договоров, связаны с подачей заявления (предъявлением иска) в юрисдикционный орган. Это индивидуальные трудовые споры искового характера.
Споры неискового характера возникают по вопросам установления или изменения условий труда, как правило, они имеют коллективное значение и соответственно являются коллективными трудовыми спорами.
В зависимости от вида трудового спора и его характера определяется способ (порядок) его разрешения в законе федерального уровня (ТК), как того требует Конституция РФ (ч. 4 ст. 37).
Индивидуальные трудовые споры (конфликты права) как споры искового характера подлежат рассмотрению в КТС, избираемой в организации. При несогласии с решением КТС стороны спора вправе обратиться в суд для рассмотрения индивидуального трудового спора.
Непосредственно в суде, минуя КТС, рассматриваются споры, затрагивающие наиболее важные права, как, например, о восстановлении на работе или об отказе в заключении трудового договора и др., а также при обращении работника с исковым заявлением. КТС и суд разрешают индивидуальные трудовые споры, вынося решение о восстановлении или признании права либо отказывая в иске. Данные решения обязательны для сторон, в противном случае подлежат принудительному исполнению.
Иной порядок установлен для разрешения коллективных трудовых споров неискового характера (конфликты интересов). Прежде всего, стороны спора обязаны принять участие в его разрешении путем проведения примирительных процедур, включающих в себя несколько этапов. Первый из них позволяет сторонам в непосредственных переговорах, не обращаясь к иным лицами или органам, разрешить спор. С этой целью они образуют на паритетных началах, в равном представительстве примирительную комиссию, которая может принять решение только путем соглашения, достигнутого сторонами спора. Следующие этапы в разрешении коллективного трудового спора свидетельствуют о том, что спорящие стороны не сумели разрешить спор и вынуждены обратиться к помощи нейтральных по отношению к ним, третьих лиц: посреднику и (или) трудовому арбитражу. Соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, имеет для сторон обязательную силу.
Недостижение соглашения путем примирительных процедур может привести к обострению спора и забастовке. В период забастовки стороны обязаны продолжить проведение примирительных процедур до полного разрешения коллективного трудового спора.
Причины коллективных трудовых споров сосредоточены в экономической области, охватывающей коллективные интересы работников по установлению и изменению условий труда, включая заработную плату, а также заключение, изменение или выполнение коллективных договоров, соглашений.
Причинами индивидуальных трудовых споров чаще всего являются нарушения трудовых прав работника, допускаемые работодателем (руководителем). Эти неправомерные действия могут быть результатом невысокого уровня его индивидуального правосознания: они могут произойти в силу недостаточности правовых знаний либо проявления пренебрежительного отношения к соблюдению трудового законодательства, условий коллективного договора, иных соглашений, а также трудового договора работника. Индивидуальный трудовой спор может возникнуть и по причине недостаточности правовых знаний работника, его добросовестного заблуждения, в связи с чем он оспаривает правомерные действия руководителя. Может быть и иная ситуация, когда недобросовестный работник знает, что он не прав, но стремится любым путем оспорить правомерные действия руководителей.
От причин, вызывающих индивидуальные трудовые споры, отличают объективные факторы и обстоятельства, порождающие эти споры. Ими могут быть недостатки в организации производства и труда конкретной организации либо отдельные пробелы, неточности трудового законодательства и т.д.
Нормативную основу разрешения трудовых споров составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые являются составной частью ее правовой системы (конвенции Международной организации труда), Конституция РФ и федеральные законы («О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и другие), прежде всего Трудовой Кодекс РФ, гражданское процессуальное законодательство.