Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 08:58, курсовая работа
Цель исследования – анализ сущности, форм и типов индивидуальных трудо¬вых конфликтов в современной России, а также способов их преодоления.
В процессе исследования решаются следующие задачи:
1. Исследовать общую характеристику трудовых споров;
2. Рассмотреть сущность индивидуальных трудовых споров и порядок их рассмотрения в комиссии по трудовым спорам;
Введение 3
1. Теоретические основы рассмотрения трудовых споров 6
1.1. Общая характеристика трудовых споров 6
1.2. Индивидуальные споры и порядок их рассмотрения в комиссии по трудовым спорам 13
2. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров 19
2.1 Рассмотрение трудовых споров в суде 19
2.2 Примирительный характер разрешения трудовых споров 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Как и все остальные формы примирительных процедур, он носит, как правило, добровольный характер, так как создается при наличии одновременно двух условий: согласия сторон на рассмотрение спора в трудовом арбитраже и наличия соглашения сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.
На создание трудового арбитража и рассмотрение в нем спора сторонам отводится максимум восемь рабочих дней – три дня со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником для создания арбитража и пять дней для рассмотрения спора. В рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже принимают участие представители сторон спора.
ТК в общих чертах определяет полномочия трудового арбитража при рассмотрении коллективного трудового спора. Выработанные арбитражем рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.
ТК предусматривает также, что в случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки. Но речь здесь может идти лишь о том случае, когда работодатель дал согласие на создание трудового арбитража (когда его согласие на это требуется) и, следовательно, заранее согласился на выполнение его рекомендаций, а затем отказался от их выполнения.
Существенную помощь сторонам спора на этой стадии могут оказать Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденные постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 года.
На любом этапе коллективного трудового спора его сторонами может быть достигнуто сторонами соглашение, которое должно быть заключено в письменной форме.
Добровольно заключенное соглашение имеет для сторон обязательную силу. Представители сторон, виновные в невыполнении обязательств по такому соглашению, привлекаются к административной ответственности.
Для обеспечения эффективной деятельности всех форм примирительных процедур необходимо предоставить определенные гарантии для непосредственных участников этих процедур – представителей работников и работодателей, трудовых арбитров.
ТК предусматривает освобождение их от основной работы с сохранением среднего заработка на определенный срок – до трех месяцев в течение года (ст. 405 ТК).
Особое положение в этом плане занимают посредники и трудовые арбитры, не являющиеся работниками у работодателя – участника коллективного трудового спора и не являющиеся сотрудниками Службы. Вопрос о сохранении за ними их среднего заработка решается по согласованию между сторонами спора и указанными лицами.
Что касается представителей работников и их объединений, то для них установлены гарантии в виде запрета применения к ним дисциплинарных взысканий, перевода на другую работу и расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство.
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
Подводя итоги проведенного нами исследования правового регулирования разрешения трудовых споров об установлении условий труда, необходимо отметить, что как регулируемый законодательством, так и складывающийся в результате фактического взаимодействия участников трудовых отношений порядок урегулирования разногласий, возникающих в процессе установления условий труда в конкретной организации, отрасли, профессии должен быть направлен на максимально эффективное урегулирование конкретной ситуации, поскольку «отношения противостояния лишь препятствуют достижению целей реформирования»
Являясь регулятором общественных отношений, право активно проявляет себя обычно именно тогда, когда возникает тот или иной конфликт, в том числе и трудового характера. Именно во время конфликта проверяются и эффективность правовых норм, и способность государства и общества на деле гарантировать человеку реализацию его прав, в том числе и в сфере применения способностей к труду.
Нарушения трудового законодательства встречаются сплошь и рядом. Действительность показывает, что в экономике на сегодняшний день сложилось два правовых режима регулирования трудовых отношений - писанное трудовое право для государственных (бюджетных) организаций и «обыденное» право для нового коммерческого сектора. Если в государственных организациях Трудовой кодекс Республики Беларусь в большей части соблюдается, то в коммерческом секторе он практически вообще не работает.
Реализуя конституционное право на судебную защиту, человек обращается за помощью к правосудию. Усиление правозащитной функции судов требует расширения их компетенции, внесения необходимых изменений в действующее законодательство, совершенствования судебной системы и процедуры исполнения судебных решений.
Необходимо помнить, что эффективный процесс развития трудовых отношений возможен только в условиях правопорядка и дисциплины на производстве, уважения к трудовому закону. Он нацеливает на правовое воспитание и непримиримость к любым нарушениям законности и правопорядка, на предупреждение любых трудовых правонарушений и устранение порождающих их причин. Активное проведение этого в жизнь способствует сокращению и ликвидации причин и условий трудовых споров.
1 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. – М., 1999. – С. 374; Толкунова В.Н. Трудовые споры и порядок их разрешения: Учебное пособие. – М., 2009. – С. 9.
2 Куренной, А. М. Трудовые споры: понятие и общая характеристика правового регулирования / А. М. Куренной // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2011. – № 4. – С. 32–37.
3 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред.. В. И. Шкатуллы. – 4-е изд., изм. и доп. – М., 20096. – 389 с.
4 Соловьев, А. В. Коллективный конфликт и Трудовой кодекс Российской Федерации / А. В. Соловьев // Гражданин и право. – 2013. – № 3. – С. 24–29.
5 Буянова М.О. Трудовые споры. – М.: «Проспект», 2010.
6 Куренной А.М. Трудовые споры: практически комментарий. М., 2001. – С. 14.
7 Бондарев, А. К. Трудовые споры: неурегулированные вопросы законодательства / А. К. Бондарев // Законодательство. – 2013. – № 8. – С. 51–59.
8 Буянова М.О. Трудовые споры. – М.: «Проспект», 2010.
9 Соловьев, А. В. Коллективный конфликт и Трудовой кодекс Российской Федерации / А. В. Соловьев // Гражданин и право. – 2013. – № 3. – С. 24–29.
10 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред.. В. И. Шкатуллы. – 4-е изд., изм. и доп. – М., 20096. – 389 с.
11 БВС РФ. 2003. № 12.
12 БВС РФ. 2004. № 1.
13 См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 8 апр.
14 См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» (в ред. от 7 ноября 2000 г.).
15 Викторов, И. Исполнение законодательства о коллективных трудовых спорах / И. Викторов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2009. – № 6. – С. 50–58.