Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:16, курсовая работа
Целью исследования: рассмотрение вопросов, связанных с источниками трудового права и их классификацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и особенности источников трудового права
2. Рассмотреть классификацию источников трудового права по различным основаниям;
Продолжает действовать Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года с соответствующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в Кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме.23
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права.
К числу источников трудового
права следует отнести и
Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года также относится к числу источников трудового права. Данный Закон дополняет ТК РФ в части регулирования труда лиц, находящихся на государственной службе.
Источником трудового права является и Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями. Данный Закон должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
К числу источников трудового
права следует отнести и
Данный перечень федеральных законов, положения которых относятся к источникам трудового права, не является исчерпывающим. В частности, положения гражданского процессуального законодательства используются при разрешении трудовых споров, в том числе и комиссиями по рассмотрению трудовых споров. В этом случае их следует относить к числу источников трудового права с точки зрения материализации в конкретных отношениях, входящих в предмет этой отрасли.
Закон РФ "Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан" от
27 апреля 1993 года (с последующими изменениями
и дополнениями) также используется
при реализации трудовых прав работников.
В силу чего отдельные его нормы
могут быть признаны источниками
трудового права при
Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ "О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации" от 5 октября 2002 года N 1129. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.
На федеральном уровне
принимаются постановления
К числу источников трудового права федерального уровня относятся нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруда РФ), которые обязательны для исполнения. Нормативные правовые акты Минтруда РФ не должны ущемлять права работников, гарантированные в ТК РФ и других федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Перечислить исчерпывающим образом нормативные правовые акты Минтруда РФ, направленные на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, практически невозможно. Деятельность Минтруда РФ по их изданию и изменению не прекращается. Поэтому с небольшими промежутками времени появляются как новые акты, так и вносятся изменения в действующие акты, направленные на регулирование трудовых отношений.
К числу источников трудового права относятся обязательные для исполнения инструкции органов государственного контроля за соблюдением правил охраны труда, в частности, Госгортехнадзора, Госатомнадзора, Госсанэпидемнадзора.
Федеральные министерства также издают нормативные акты отраслевого и межотраслевого характера, направленные на регулирование трудовых отношений. В содержании этих актов не должны появляться положения, ущемляющие права работников в вышестоящем по юридической силе законодательстве.
Перечисленные акты, являющиеся
источниками трудового права, должны
соответствовать ТК РФ и другим федеральным
законам. Подзаконные акты нижестоящего
уровня должны соответствовать вышестоящим
по юридической силе подзаконным
нормативным актам. Нормативные
правовые акты федерального уровня, вступающие
в противоречие с ТК РФ и федеральными
законами, нормативными правовыми актами,
вышестоящими по юридической силе,
могут быть обжалованы в Верховный
Суд РФ на предмет признания их
недействующими. Признание нормативного
правового акта недействующим означает
утрату им юридической силы с момента
вступления решения суда об этом в
законную силу. Нельзя не заметить, что
нормотворчество федеральных
Наряду с рассмотренными выше федеральными нормативными актами органов государственной власти и государственного управления к числу источников трудового права относятся и акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации. Указанные акты имеют ограниченную сферу действия (рамками региона субъекта РФ) и не должны противоречить соответствующим федеральным нормативным актам. Их действие базируется на конституциях республик и уставах других субъектов Российской Федерации, которые имеют высшую юридическую силу на их территории.
Таким образом, согласно ст.72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу чего субъекты Российской Федерации вправе осуществлять в пределах имеющихся у них полномочий собственное регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области регламентации отношений по труду проводится не только на основании ст.6 ТК РФ, но и на основании Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 20 июня 2003 года. В соответствии с данным Законом субъекты Российской Федерации при отсутствии федерального закона вправе осуществлять собственное регулирование, в том числе и по вопросам, отнесенным ст.6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти. Однако после появления федерального нормативного правового акта субъекты Российской Федерации обязаны привести свое законодательство в соответствие с ним.
Статья 6 ТК РФ регламентирует разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иными федеральными законами, применяется ТК РФ или иной федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации
осуществляют регламентацию трудовых
отношений путем издания
Содержание данного Закона
должно соответствовать федеральному
законодательству. В тех случаях,
когда нормативный правовой акт
субъекта Российской Федерации вступает
в противоречие с федеральным
законодательством, он может быть признан
недействующим судом этого
Заключение
Реформирование трудового законодательства направлено на приведение его в соответствие с Конституцией РФ с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и со сложившимися новыми социально - экономическими условиями при функционировании рынка труда (рабочей силы). При этом целью кодификации трудового законодательства является создание и развитие стройной и внутренне согласованной системы нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.
Категория «источники права»
в науке обычно толкуется в
двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых,
к ним относят объективные
факторы, «порождающие» право как
социальное явление. В качестве таких
факторов выступают материальные условия
жизни общества, экономические, политические
и социальные потребности господствующего
класса и иных социальных групп. Иначе
говоря, в данном случае речь идет об
источнике права в материальном
смысле слова. Во-вторых, понятие источника
права связывают и с
Изучив теоретические аспекты источников трудового права, можно придти к выводу, что источники трудового права – это различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. Источники трудового права различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства.