Источники трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования: рассмотрение вопросов, связанных с источниками трудового права и их классификацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и особенности источников трудового права
2. Рассмотреть классификацию источников трудового права по различным основаниям;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.79 Кб (Скачать файл)

Продолжает действовать  Закон РФ "О занятости населения  в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года с соответствующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в Кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме.23

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также  остается в числе источников трудового  права.

К числу источников трудового  права следует отнести и Федеральный  закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, он дополняет ТК РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности.

Федеральный закон "Об основах  государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года также  относится к числу источников трудового права. Данный Закон дополняет  ТК РФ в части регулирования труда  лиц, находящихся на государственной  службе.

Источником трудового  права является и Закон РФ "О  государственных гарантиях и  компенсациях для лиц, работающих и  проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями. Данный Закон должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

К числу источников трудового  права следует отнести и отдельные  нормы Федерального закона "О  социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года с  последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 года с  последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона "Об образовании" от 13 января 1996 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона "О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации" от 21 июня 2002 года, Федерального закона "О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 14 июля 2001 года.

Данный перечень федеральных  законов, положения которых относятся  к источникам трудового права, не является исчерпывающим. В частности, положения гражданского процессуального  законодательства используются при  разрешении трудовых споров, в том  числе и комиссиями по рассмотрению трудовых споров. В этом случае их следует  относить к числу источников трудового  права с точки зрения материализации в конкретных отношениях, входящих в предмет этой отрасли.

Закон РФ "Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года (с последующими изменениями  и дополнениями) также используется при реализации трудовых прав работников. В силу чего отдельные его нормы  могут быть признаны источниками  трудового права при материализации в отношения, составляющие предмет  данной отрасли.

Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ "О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации" от 5 октября 2002 года N 1129. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование  отношений, входящих в предмет трудового  права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при  их применении следует соблюдать  правило о недопустимости ущемления  прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.

На федеральном уровне принимаются постановления Правительства  РФ, направленные на регулирование  отношений, входящих в предмет трудового  права. Перечень постановлений Правительства  РФ, направленных на регулирование  отношений, составляющих предмет трудового  права, также нельзя определить исчерпывающим  образом. Ведь отдельные нормы постановлений  Правительства РФ, отнесенные к источникам других отраслей права, в силу требований ст. ст. 1, 11 ГПК РФ24 могут быть применены при регулировании трудовых отношений по аналогии. В связи, с чем они материализуются в качестве источника трудового права в конкретные отношения, входящие в предмет данной отрасли. При применении постановлений Правительства РФ при регулировании трудовых отношений должно соблюдаться правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

К числу источников трудового  права федерального уровня относятся  нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруда РФ), которые обязательны для исполнения. Нормативные правовые акты Минтруда РФ не должны ущемлять права работников, гарантированные в ТК РФ и других федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Перечислить исчерпывающим образом нормативные правовые акты Минтруда РФ, направленные на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, практически невозможно. Деятельность Минтруда РФ по их изданию и изменению не прекращается. Поэтому с небольшими промежутками времени появляются как новые акты, так и вносятся изменения в действующие акты, направленные на регулирование трудовых отношений.

К числу источников трудового  права относятся обязательные для  исполнения инструкции органов государственного контроля за соблюдением правил охраны труда, в частности, Госгортехнадзора, Госатомнадзора, Госсанэпидемнадзора.

Федеральные министерства также издают нормативные акты отраслевого и межотраслевого характера, направленные на регулирование трудовых отношений. В содержании этих актов не должны появляться положения, ущемляющие права работников в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

Перечисленные акты, являющиеся источниками трудового права, должны соответствовать ТК РФ и другим федеральным  законам. Подзаконные акты нижестоящего уровня должны соответствовать вышестоящим  по юридической силе подзаконным  нормативным актам. Нормативные  правовые акты федерального уровня, вступающие в противоречие с ТК РФ и федеральными законами, нормативными правовыми актами, вышестоящими по юридической силе, могут быть обжалованы в Верховный  Суд РФ на предмет признания их недействующими. Признание нормативного правового акта недействующим означает утрату им юридической силы с момента  вступления решения суда об этом в  законную силу. Нельзя не заметить, что  нормотворчество федеральных министерств  и ведомств имеет дополнительные ведомственные средства контроля за соблюдением изданных предписаний. Данные предписания далеко не всегда соответствуют требованиям вышестоящего по юридической силе законодательства. Но с точки зрения материализации в конкретные отношения нормы ведомственного нормотворчества имеют приоритет перед вышестоящим по юридической силе законодательством. Существующий судебный контроль призван обеспечить материализацию в конкретных отношениях, составляющих предмет трудового права, предписаний федеральных нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Данный контроль имеет и свои особенности, которые связаны с множественностью актов федерального уровня, направленных на регулирование трудовых отношений, и их применением не только исходя из приданной акту юридической силы, но и с точки зрения отражения в его содержании прав и интересов работников. Поэтому не должен признаваться недействующим федеральный нормативный правовой акт, имеющий меньшую юридическую силу, но предоставляющий дополнительные льготы работникам по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством. Исключением из этого правила могут стать лишь случаи издания акта с превышением полномочий федеральным органом государственной власти.

 

    1. Законы и подзаконные акты субъектов РФ как источники трудового права

Наряду с рассмотренными выше федеральными нормативными актами органов государственной власти и государственного управления к  числу источников трудового права  относятся и акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации. Указанные акты имеют  ограниченную сферу действия (рамками  региона субъекта РФ) и не должны противоречить соответствующим  федеральным нормативным актам. Их действие базируется на конституциях республик и уставах других субъектов  Российской Федерации, которые имеют  высшую юридическую силу на их территории.

Таким образом, согласно ст.72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу чего субъекты Российской Федерации вправе осуществлять в пределах имеющихся у них полномочий собственное регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области регламентации отношений по труду проводится не только на основании ст.6 ТК РФ, но и на основании Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 20 июня 2003 года. В соответствии с данным  Законом субъекты Российской Федерации при отсутствии федерального закона вправе осуществлять собственное регулирование, в том числе и по вопросам, отнесенным ст.6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти. Однако после появления федерального нормативного правового акта субъекты Российской Федерации обязаны привести свое законодательство в соответствие с ним.

Статья 6 ТК РФ регламентирует разграничение полномочий между  федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  в сфере трудовых отношений и  иных непосредственно связанных  с ними отношений.

К ведению федеральных  органов государственной власти в сфере трудовых отношений и  иных непосредственно связанных  с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных  законов и иных нормативных правовых актов.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, могут  принимать законы и иные нормативные  правовые акты, содержащие нормы трудового  права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового  акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или  иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы  трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным  законам либо снижает уровень  трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иными  федеральными законами, применяется  ТК РФ или иной федеральный закон.

Субъекты Российской Федерации  осуществляют регламентацию трудовых отношений путем издания законов  и подзаконных актов. Естественно, законы имеют приоритет перед  подзаконными актами. В связи, с чем  подзаконные акты не могут отменять льготы, предусмотренные законом  субъекта Российской Федерации.

Содержание данного Закона должно соответствовать федеральному законодательству. В тех случаях, когда нормативный правовой акт  субъекта Российской Федерации вступает в противоречие с федеральным  законодательством, он может быть признан  недействующим судом этого субъекта Российской Федерации. Соответствие этих актов Конституции РФ проверяется  Конституционном Судом РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Реформирование трудового  законодательства направлено на приведение его в соответствие с Конституцией РФ с учетом общепризнанных принципов  и норм международного права и  со сложившимися новыми социально - экономическими условиями при функционировании рынка труда (рабочей силы). При  этом целью кодификации трудового  законодательства является создание и  развитие стройной и внутренне согласованной  системы нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и непосредственно  связанные с ними отношения.

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в  двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные  факторы, «порождающие» право как  социальное явление. В качестве таких  факторов выступают материальные условия  жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего  класса и иных социальных групп. Иначе  говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника  права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов  государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических  документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в  формальном или юридическом смысле слова.

Изучив теоретические  аспекты источников трудового права, можно придти к выводу, что источники трудового права – это различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. Источники трудового права различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные  нормы или иные установления, издаваемые от имени государства.

Информация о работе Источники трудового права