Эколого-правовой режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:47, реферат

Описание работы

Лес издревле являлся средой обитания, местом промысла огромного числа этнических групп. Человечество трудно было бы представить без леса и продуктов его переработки. Лес во все времена являлся одним из самых лёгких, дешёвых объектов использования природных богатств. Но со временем настал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполнении убывающих массивов леса, а так, же о защите его от пожаров.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и общая характеристика лесного фонда
1.1 Состав объектов лесных отношений
2. Особенности управления землями лесного фонда
3. Понятие правовой охраны лесов
3.1 Общее понятие о правовой охране лесов
3.2 Разделение лесов на три группы
4. Лесопользование и его виды
5. Право лесопользования
6. Ответственность за лесонарушения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат н тему.«Эколого-правовой режим лесопользования».doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Актуальное  теоретическое и практическое значение также имеет вопрос и об установлении причинной связи между деятельностью лесопользователей и ухудшением состояния лесов, поскольку в отдельных случаях причинения вреда лесам сложно установить наличие причинной связи. Это объясняется рядом причин объективного характера. Во-первых, к причинению вреда лесам в результате их загрязнения химическими и иными вредными веществами может приводить деятельность нескольких организаций-загрязнителей, осуществляющих выброс химических веществ. Установить же долю каждого в общем объеме причиненного вреда не всегда возможно по техническим причинам. Во-вторых, вред лесам может быть причинен в результате стихийных сил природы. В-третьих, значительная часть вредоносных последствий, причиненных лесам, может проявиться через достаточно отдаленное время, когда лес засохнет либо прекратится его рост.

Безусловно, проблемы, связанные с возмещением ущерба, причиненного нарушением лесного законодательства, имеют серьезное практическое значение. Основанием внедоговорной гражданско-правовой ответственности является лесонарушение, которое лесхоз должен доказать.

Актуальное  теоретическое и практическое значение также имеет вопрос и об установлении причинной связи между деятельностью  при обнаружении лесонарушения  лесопользователей и ухудшением состояния лесов, поскольку в  отдельных случаях причинения вреда лесам сложно установить наличие причинной связи.

Между тем установление причинной связи между противоправными  действиями и ухудшением состояния  лесов представляет собой трудный  процесс и требует дополнительных мероприятий по ее доказыванию. Поэтому в случаях причинения вреда лесам требуется сложный тщательный юридико-технический и природно-экономический анализ ситуации, использование специальных знаний, совокупность определенных доказательств (заключение судебной экспертизы, протокол о лесонарушении, о лесном пожаре и т.д.).

Составляется  протокол о лесонарушении, который  должен полностью соответствовать  требованиям лесного законодательства. Одно из главных требований - присутствие  виновного лица при составлении  протокола, а в случае его отсутствия необходимо уведомление последнего. Однако, как показывает практика, нередко лесхозы при составлении протоколов нарушают это правило, вследствие чего формальным основаниям отсутствует возможность получить конкретное возмещение вреда. Другим аспектом распространяться на требования о возмещении вреда, причиненного лесам.

Проблемой является вопрос о судьбе требований о возмещении ущерба, причиненного нарушением лесного  законодательства, не доказанных по размеру. В настоящее время при разрешении таких споров арбитражно-судебная практика исходит из норм процессуального законодательства, регулирующих отношения, связанные с судебным доказыванием. Отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих объем заявленных требований, является основанием к отказу в удовлетворении иска. Между тем для истца доказать точный размер вреда, причиненного нарушением лесного законодательства, на практике, как правило, невозможно, несмотря на доказанность существования самого факта вреда. Очень часто лесонарушения носят длящийся характер. С учетом этого экологическое законодательство устанавливает специальные сроки исковой давности. Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет (ч. 3 ст. 78). На наш взгляд, установление двадцатилетнего срока исковой давности для требований о возмещении экологического вреда, в том числе вреда, причиненного лесам, представляется спорным. Как правило, с учетом сроков исковой давности ущерб лесам полностью не возмещается.

Таким образом, исследование проблем возмещения вреда, причиненного лесонарушениями, показало, что на практике возникают значительные трудности, связанные со сложностью установления причинной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими природными последствиями; практической невозможностью правильного определения размеров вреда, причиненного лесонарушениями; обоснованием расчетов вреда и др., в связи, с чем соответствующий механизм правового регулирования возмещения вреда, причиненного лесонарушениями, нуждается в дальнейшем совершенствовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что лесной фонд занимает более трети территории Российской Федерации.

Лес — это  совокупность земли, древесно-кустарниковой  и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов  окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. Леса - среда обитания диких животных и птиц.

Объекты лесных отношений — лесной фонд, его  участки, леса, не входящие в лесной фонд, и их участки, древесно-кустарниковая  растительность.

Все леса, за исключением  лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Земли лесного фонда - в этот фонд входят лесные и нелесные земли.

Леса, не входящие в лесной фонд, - это леса, расположенные  на землях обороны, и городские леса.

Государственное управление лесным фондом базируется на принципах:

• устойчивого  развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);

• рационального, непрерывного, неистощительного использования  лесного фонда в интересах  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации;

• несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины (ст. 50 Лесного кодекса).

Правовая охрана лесов представляет собой систему мер, реализация которых призвана обеспечить рациональное, неистощительное использование лесов, их защиту и воспроизводство с учетом их экологического значения как природного объекта.

Лесопользование, как и иные виды пользования, природными ресурсами, осуществляется по разрешительной системе в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования.

Лесное законодательство выделяет леса первой, второй и третьей  групп.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением  которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

К лесам второй группы ст. 57 ЛК РФ относит леса в  регионах с высокой плотностью населения  и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

К лесам третьей  группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса (ст. 58 ЛК РФ).

В лесном фонде  могут осуществляться следующие  виды лесопользования:

1) заготовка  древесины;

2) заготовка  живицы;

3) заготовка  второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, береста пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок);

4) побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);

5) пользование  участками лесного фонда для  нужд охотничьего хозяйства;

6) пользование  участками лесного фонда для  научно-исследовательских целей;

7) пользование  участками лесного фонда для  культурно - оздоровительных, туристических  и спортивных целей.

Правовое регулирование  отношений по возмещению вреда, причиненного нарушением лесного законодательства, осуществляется на основании соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и лесного законодательства Российской Федерации. ГК РФ устанавливает общие положения о возмещении вреда, а лесное законодательство - особенности возмещения вреда, причиненного лесному фонду и лесам, не входящим в лесной фонд.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что российские леса имеют глобальную экологическую ценность и их необходимо беречь.

 

 

 

 

Список  литературы

1. Гражданский  кодекс Российской Федерации  (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009)

 2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 24.07.2009)

 3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 24.07.2009)

  4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) "Об охране окружающей среды"

  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства"

  6. Чубуков Г.В. Природоресурсное право Российской Федерации: Учебное пособие. -3-е изд., стереотип. - М.: МГИУ, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

Практика

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН  от 12.07.2008 N 76-ОЗ

"О ГРАНИЦАХ, СОСТАВЕ И ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ  ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ ГОРОДА ПЕРВОУРАЛЬСКА" (принят Областной Думой 08.07.2008)

12 июля 2008 года N 76-ОЗ

ЗАКОН

 СВЕРДЛОВСКОЙ  ОБЛАСТИ 

О ГРАНИЦАХ, СОСТАВЕ И ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ

ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ ГОРОДА ПЕРВОУРАЛЬСКА

 

 

Принят Областной  Думой

Законодательного  Собрания

Свердловской области

8 июля 2008 года

Одобрен Палатой  Представителей

Законодательного  Собрания

Свердловской  области

11 июля 2008 года

 

 

Статья 1. Предмет  регулирования настоящего Закона

Настоящим Законом  утверждаются границы пригородной  зоны города Первоуральска, определяется ее состав и утверждается ее правовой режим.

Статья 2. Границы  пригородной зоны города Первоуральска

Утвердить границы  пригородной зоны города Первоуральска  согласно описанию ее границ, отраженному  на схематической карте (приложение).

Изменение границ пригородной зоны города Первоуральска осуществляется путем внесения изменений в настоящий Закон.

Статья 3. Состав пригородной зоны города Первоуральска

1. В составе  пригородной зоны города Первоуральска  выделяются:

1) территории  сельскохозяйственного производства;

2) зоны отдыха  населения;

3) резервные  земли для развития города;

4) зеленые зоны.

2. Границы выделяемых  в составе пригородной зоны  города Первоуральска территорий  сельскохозяйственного производства, зон отдыха населения, резервных  земель для развития города, зеленых зон утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области.

Статья 4. Правовой режим пригородной зоны города Первоуральска

1. Территории  сельскохозяйственного производства в составе пригородной зоны города Первоуральска в соответствии с федеральным законом могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, создания и расширения крестьянских

(фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

2. Зоны отдыха  населения в составе пригородной зоны города Первоуральска в соответствии с федеральным законом предназначаются и используются для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В зонах отдыха населения в составе пригородной  зоны города Первоуральска в соответствии с федеральным законом запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

3. Резервные  земли для развития города  в составе пригородной зоны  города Первоуральска предназначены  и используются для застройки  и развития города Первоуральска.

4. Зеленые зоны  в составе пригородной зоны  города Первоуральска в соответствии  с федеральным законом выполняют  санитарные, санитарно-гигиенические  и рекреационные функции.

В границах зеленых  зон в составе пригородной  зоны города Первоуральска в соответствии с федеральным законом запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, в том числе:

1) использование  токсичных химических препаратов  для охраны и защиты лесов,  в том числе в научных целях;

2) ведение охотничьего  хозяйства;

3) ведение сельского  хозяйства;

4) разработка  месторождений полезных ископаемых;

5) размещение  объектов капитального строительства,  за исключением лесных троп, гидротехнических  сооружений.

5. Использование пригородной зоны города Первоуральска осуществляется с соблюдением иных ограничений и запретов, установленных федеральными законами, помимо ограничений и запретов, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей статьи.

6. В границах  зеленых зон в составе пригородной зоны города Первоуральска, расположенных на землях лесного фонда, запрещается движение и стоянка механических транспортных средств вне дорог общего пользования, за исключением механических транспортных средств, предназначенных для осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Информация о работе Эколого-правовой режим