Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:28, курсовая работа
В прaвoвoй нaукe сущeствуeт oпрeдeлeннaя тeoрия юридичeских фaктoв-oбстoятeльств, с кoтoрыми нoрмa прaвa связывaeт движeниe прaвooтнoшeния: eгo вoзникнoвeниe, рaзвитиe и прeкрaщeниe.
Прaктичeскoe знaчeниe, нaучнaя aргумeнтирoвaннoсть и цeннoсть тeoрии юридичeских фaктoв зaключaeтся в тoм, чтo oнa изучaeт oдин из aспeктoв фaктичeскoй oбoснoвaннoсти и прaвoвoe рeгулирoвaниe. Систeмa юридичeских фaктoв чeткo oчeрчeнa в зaкoнoдaтeльствe и дoстoвeрнo устaнoвлeнa. Oнa являeтся вaжнeйшeй гaрaнтиeй зaкoннoсти в стрaнe.
Ввeдeниe……………………………………………………………….…………….3
Глaвa 1 Пoнятиe юридичeскoгo фaктa…………………………….………..…...…5
1.2 Функции юридичeских фaктoв……………………………………………..…..6
Глaвa 2 Клaссификaция юридичeских фaктoв……………………………..……...8
2.1 Слoжныe юридичeскиe фaкты. Фaктичeскиe сoстaвы………………………12
2.2 Устaнoвлeниe и дoкaзывaниe юридичeских фaктoв………………………....16
2.3 Фиксaция и удoстoвeрeниe юридичeских фaктoв…………………….….….17
2.4 Дeфeктнoсть юридичeских фaктoв…………………………………………....18
2.5 Спeциaльнo-юридичeскиe трeбoвaния к юридичeским фaктaм………….…20
Глaвa 3 Прoблeмы юридичeских фaктoв в прaвoпримeнeнии………………......21
3.1 Юридичeскиe фaкты, влияющиe нa динaмику трудoвых прaвooтнoшeний.25
Зaключeниe................................................................................................................ 28
Списoк испoльзoвaнных истoчникoв...............................................……................30
Так же к числу юридических
условий следует отнести гражданство,
возраст, пол, состояние здоровья, семейное
положение, образование, место жительства
и т.п. Не являясь элементами конкретных
юридических составов, эти юридически
значимые обстоятельства выступают юридическим
условиями для возникновения, изменения
и прекращения целых массивов юридических
связей.
В отличие от юридических
фактов юридико-фактические условия создают
возможность возникновения правоотношений,
образуют правовую среду, в которой могут
возникать и развиваться разнообразные
правовые связи.
Таким образом, фактические
составы выражают наличие в праве внутренних
механизмов, которые на началах законности
регулируют движение и динамику правовых
отношений с учетом правовой активности
субъектов. А это подтверждает, что они
могут быть отнесены к исконно правовым
механизмам, соответствующим природе
права и ее ценности.
Виды фактических составов
отражают особенности факторов, их обуславливающих.
По характеру связи элементов
различаются простые, сложные и смешанные
составы. Простые («свободные») – это комплексы
фактов, между которыми существует свободная
связь: факты могут накапливаться в любом
порядке, важно лишь, чтобы в некоторый
момент они оказались вместе. Так, согласно
ст.202 п.1 ГК РБ: приостановление срока давности
наступает в силу таких причин, как нахождение
одной из сторон в армии, если предъявителю
иска препятствовало чрезвычайное обстоятельство,
стихийное бедствие, в силу установленной
на основании закона Правительством РБ
отсрочки исполнения обязательств и др.
Основной причиной существования таких
составов, очень похожих на юридические
факты, является разнородность фактов.
Сложные («связанные») – это системы фактов,
между которыми существует последовательность,
жесткая зависимость: факты в составе
накапливаются в строго определенном
порядке. Здесь элементы состава должны
располагаться в строго определенном
законом порядке, причем наступившая часть
состава открывает более значительные
юридические возможности. Смешанные –
это системы фактов, связь между которыми
частично свободна, а частично жесткая.
Деление по степени определенности
составов различают определенные и бланкетные.
Определенные – это составы, все элементы
которых являются в строгом смысле юридическими
фактами, и все они целиком предусмотрены
гипотезами норм права. Бланкетные (относительно
определенные) – это составы, которые
не полностью предусмотрены в юридических
нормах; в нормах указаны лишь фактические
предпосылки, а органы юстиции имеют возможность
решать конкретные вопросы индивидуально
с учетом конкретных обстоятельств дела.
Следовательно, бланкетные составы
характеризуются тем, что они складываются
из предпосылок индивидуальных актов
и обстоятельства, указанные в норме, порождают
последствия только посредством акта
юрисдикционного органа.
По объему фактические составы
подразделяются на завершенные и незавершенные.
Завершенные – это составы, в которых
закончен процесс накопления юридических
фактов. Они порождают конечные юридические
последствия, т.е. происходит возникновение,
развитие и прекращение правоотношений.
Моментом, свидетельствующем о завершении
фактического состава, является возникновение
субъективного права (обязанности). Незавершенные
– это составы, в которых процесс накопления
юридических фактов не закончен. Они могут
порождать лишь промежуточные правовые
последствия. Выполнив свою временную
миссию, они как бы «сходят со сцены», уступая
место конечным правовым последствиям,
порождаемым фактическим составом в целом.
Фактический состав следует
отличать от сложного юридического факта
– это такие фактические обстоятельства,
которые состоят (складываются) из нескольких
юридически значимых сторон (признаков).
Типичный пример сложных по составу юридических
фактов – факты-правонарушения, которые
складываются из нескольких элементов
как субъективного, так и объективного
характера. Сложные юридические факты
не рассматриваются в науке как комплексное
образование, и его элементы анализируются
по отдельности, в качестве изолированных
юридических фактов. Каждый элемент группы
юридических фактов влечет одно и то же
правовое последствие, причем все элементы
обычно закреплены в одном и том же нормативном
акте. Сложные юридические факты помогают
охватить многосторонние социальные ситуации,
способствуют повышению системности в
правовом регулировании. В некоторых отраслях
(трудовом, семейном, уголовном праве и
др.) использование группы юридических
фактов объективно необходимо и неизбежно.
2.2 Установление и доказывание юридических фактов
Факты, прежде чем они проявят
свое юридическое значение, обязаны быть
проверены и надлежащим образом установлены.
Установление и доказывание юридических
фактов - это традиционная проблема
юридической науки.
Началом правоприменительного
процесса является юридически значимая
социальная ситуация. Данная ситуация
– это основание и конечный объект социально
– правового организующего воздействия.
В сферу правового регулирования социально
– юридическая ситуация входит не непосредственно,
а через своего «представителя» – юридический
факт. Совсем не требуется доказывать
очевидные юридические факты. Таким образом
многие факты не очевидны и нуждаются
в доказывании. В своем понимании доказывание
– это регулируемый юридическими нормами
процесс, обладающий своей целью установить
истину по делу, с тем, чтобы закон был
использован правильно.
Юридические факты вводятся
в правоприменительный процесс посредством
доказательств. Доказательства – это
фактические данные, имеющие значение
для установления юридических фактов,
выраженные в предусмотренной законом
форме.
Юридическими фактами могут
быть явления прошлого (совершенное преступление),
и обстоятельства настоящего (возраст).
Таким образом в правоприменительном
процессе о юридических фактах судят на
основании других общественных обстоятельствах,
называемых доказательственными фактами.
Именно поэтому они представляют собой
явления действительности, на которых
отобразились те либо иные следы, позволяющие
судить о наличии или отсутствии устанавливаемых
юридических фактов.
Окончательным этапом процесса
доказывания юридических фактов является
их оценка. Оценочность исследует весь
процесс с самых его первых этапов: оцениваются
различные версии, идет оценка фактов,
документов и прочее. Наибольшую трудность
представляет оценка достаточности доказательств.
Ключевым моментом процесса преобразования
информации о фактических обстоятельствах
дела является их юридическая оценка и
классификация. Классификация имеет организующее
значение, управляет процессом собирания
доказательств. Ее содержание – это сопоставление
информации о фактических обстоятельствах
с их юридической моделью, закрепленной
в правовой норме. Именно в результате
классификации фактическое обстоятельство
признается юридическим фактом и официально
приобретает такое качество. Ошибка в
оценке означает приписывание фактам
несвойственного им значения, что, соответственно,
влечет принятие незаконного решения.
Фактическая основа правоприменительного
акта иногда включает не только факты,
установленные в определенном законом
порядке, но и другие обстоятельства, являющимися
общепризнанными по решению суда, имеющими
преюдициальное значение, презумпции
и фикции. Устранение из процесса этих
фактов сделало бы процессуальную деятельность
неоправданно формальной и казуистической,
существенно отяжелило бы весь юридический
процесс.
2.3 Фиксация и удостоверение юридических фактов
Юридический факт – это
единство содержания и формы – внешнего
выражения этого содержания. Они не могут
соответствовать в неоформленном виде,
поэтому социальное обстоятельство лишь
тогда рождает правовые последствия, когда
оно определенным образом зафиксировано
и установлено законодательством.
Фиксация – это близкие,
сопряженные,но порой несовпадающие виды
деятельности. Фиксация - это регистрационная
деятельность, документальное закрепление
фактических обстоятельств. Удостоверение
состоит в подтверждении истинности фактов
и их существования. Фиксация и удостоверение
факта нередко объединяются в едином акте
(например, удостоверение сделки у нотариуса,
регистрация брака), и могут существовать
по отдельности (например, удостоверение
подлинности документа).
Реальные системы фиксации
и удостоверения юридических фактов существенно
отличаются в зависимости от характера
юридического факта, его социальной значимости,
области правоотношений в которых он применяется.
Они включают в себя несколько подуровней,
отличающихся далеко не одинаковым уровнем
развитости, нормативной урегулированности,
юридической культуры.
В науке недостаточно еще разработан
вопрос о системе фиксации и удостоверения.
Эта система включает в себя, во-первых,
органы и организации, уполномоченные
фиксировать те или иные фактические обстоятельства;
во-вторых, установление законом средства
фиксации и стандартные процедуры с ними
(издание приказов); в-третьих, действия
по выдаче информации о юридических фактах
(свидетельства, копии).
Система фиксации и удостоверения юридических фактов нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Организации, для которых фиксация
и оформление юридических фактов не является
основным видом деятельности, не всегда
уделяют достаточное внимание данной
работе. Важные фактические обстоятельства
оформляются небрежно. Должностные лица
и работники, выполняющие фактофиксирующие
функции, не несут за свои ошибки ответственности,
т.к. они (ошибки) обнаруживаются зачастую
через много лет, когда уже невозможно
привлечь к ответственности.
Своевременное и правильное
оформление юридически значимых обстоятельств,
правовых отношений, сделок – необходимый
элемент юридической культуры, предпосылка
формирования правового государства и
цивилизованной рыночной экономики.
2.4 Дефектность юридических фактов
В процессе установления юридических
фактов нередко обнаруживается, что они
имеют различного рода дефекты и недостатки.
В одних случаях они связаны с содержанием
юридических фактов, в других – с внешней
формой выражения.
В качестве критериев дефектности
выделяют два признака: юридический, когда
признаки юридических фактов не соответствуют
модели, закрепленной в гипотезе правовой
нормы; и социальный, когда у юридических
фактов есть признаки, говорящие о существенных
изменениях в их содержании. Основу дефектности
юридических фактов составляет дефектность
социально-юридической ситуации. Дефектной
признается ситуация, в которой отсутствуют
некоторые необходимые признаки или присутствуют
признаки, не предусмотренные законом.
Например, дефектной ситуацией может быть
факт перевода рабочего на другую работу
без его согласия. Разделяют дефектность
абсолютную и относительную. Абсолютная
дефектность имеет место в случаях, когда
социальное обстоятельство полностью
теряет свое юридическое значение. А относительная
дефектность является таковой только
для определенного правоотношения. Например,
лицо, имеющее низкий трудовой стаж, лишается
права на льготную пенсию, но ничто не
может лишить его права на получение обычной
пенсии в размере, установленном законодательством.