Коллективные трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ современной сущности и процедуры разрешения коллективных трудовых споров.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
1) определить понятие, признаки и субъектов коллективного трудового спора;
2) проанализировать правовые нормы, регулирующие разрешение коллективного трудового спора на различных стадиях.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Коллективные трудовые споры: общая характеристика 4
1.1. Понятие и виды коллективных трудовых споров 4
1.2. Стороны коллективного трудового спора 7
Глава 2. Порядок разрешения коллективных трудовых споров 13
2.1. Разрешение спора примирительной комиссией 13
2.2. Разрешение спора с участием посредника 19
2.3. Разрешение спора в трудовом арбитраже 21
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Коллективные трудовые споры: общая характеристика 4

1.1. Понятие и виды коллективных трудовых споров 4

1.2. Стороны коллективного трудового спора 7

Глава 2. Порядок разрешения коллективных трудовых споров 13

2.1. Разрешение спора примирительной комиссией 13

2.2. Разрешение спора с участием посредника 19

2.3. Разрешение спора в трудовом арбитраже 21

Заключение 26

Список литературы 27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Конституцией РФ Россия провозглашена социальным правовым государством. Одним из главных признаков социального правового государства является наличие развитого гражданского общества, которому присущ высокий уровень правосознания. Именно от уровня правосознания в той или иной степени зависит, насколько эффективно граждане страны будут использовать законодательство в урегулировании гражданских, жилищных, земельных, семейных, а также трудовых споров.

В России создана необходимая  законодательная база, предусматривающая  механизм разрешения трудовых споров, правовой статус органов, принимающих по ним соответствующие решения и лиц, принимающих в них участие. К сожалению, не каждый человек обладает достаточным объемом правовых знаний, чтобы умело выбрать для себя оптимальный вариант поведения в пределах норм права, оценить предмет и характер спора, определить, к компетенции какого органа входит рассмотрение разногласий.

Исходя из этого, существует потребность в том, чтобы юристы-практики, представители органов государственной  власти, местного самоуправления и  профсоюзов постоянно доводили до населения вопрос о правовых путях урегулирования конфликтов (в частности, коллективных трудовых споров), проводили работу, направленную на развитие отечественного законодательства в данной области.

Целью курсовой работы является анализ современной сущности и процедуры разрешения коллективных трудовых споров.

Для достижения цели в  работе решаются следующие задачи:

1) определить понятие,  признаки и субъектов коллективного трудового спора;

2) проанализировать правовые  нормы, регулирующие разрешение коллективного трудового спора на различных стадиях.

 

ГЛАВА 1. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

1.1. Понятие и виды коллективных трудовых споров

 

Статья 37 Конституции  РФ признаёт право на коллективные трудовые споры с использованием установленных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ) способов их разрешения, включая право на забастовку.

ТК РФ (статья 398) даёт легальное определение коллективного трудового спора: «коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов1.

Предмет коллективных трудовых споров, т.е. круг вопросов, по которым  между сторонами возникают разногласия  – это практически любые аспекты условий труда как на стадии их установления, так и на стадии применения. Эти условия могут устанавливаться в организации коллективными договорами, локальными нормативными актами, а за пределами организации – на уровне соглашений.

Анализ действующего законодательства и литературы позволяет выделить следующие признаки коллективных трудовых споров:

    • коллективный характер;
    • нарушения работодателем норм трудового законодательства;
    • особый предмет разногласий;
    • инициатор спора – работники организации (и их представители);
    • минимальный численный состав стороны трудового ĸοллеĸтивнοгο трудοвοгο спοра со стороны рабοтниĸοв – не менее половины общей численности.

Исходя из этого, Г.В. Дрыжов предлагает следующее определение коллективного трудового спора, которое наиболее полно отражает все его существенные признаки, – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями, выражающими мнение более половины работников) и работодателями (их представителями), вызванные нарушением работодателем правовых норм и касающиеся установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных трудовых договоров, соглашений, отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, а также других действий (бездействий) работодателя, затрагивающих коллективные интересы работников2.

Все коллективные трудовые споры можно классифицировать:

а) по субъектному составу (сторонам спора);

б) по содержанию (характеру спора).

В качестве субъектов  в коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, организационно объединённая в трудовом процессе группа работников, занятых у отдельного работодателя, в филиале, представительстве  либо ином обособленном структурном подразделении организации, с другой – работодатель. Коллективный трудовой спор может возникнуть не только на локальном уровне (уровне работодателя), но и в более широком масштабе – по поводу соглашений по социально-трудовым вопросам. Тогда сторонами спора выступают работники (занятые на территории, подведомственной органу местного самоуправления, в той или иной отрасли и т.д.) и работодатели, на которых распространяется (может распространяться) соглашение соответствующего уровня. В таких спорах стороны представляют соответствующие профсоюзы и их объединения и объединения работодателей. То есть коллективные трудовые споры подразделяются по уровням и на подвиды3.

Например, А.М. Куренной предложил  классификацию, в соответствии с  которой в качестве одного из видов коллективного трудового спора выделяет групповые трудовые споры, деля уже сами групповые споры на подвиды, включающие:

а) споры, связанные с коллективной защитой индивидуальных трудовых прав;

б) коллективно-групповые споры, в которых стороной спора выступает организационно-обособленный субъект: трудовой коллектив участка, бригады, цеха4.

Необходимо отметить, что некоторые специалисты признак деления коллективных трудовых споров по субъектному составу называют классификацией по правоотношениям.

По содержанию трудовые споры подразделяются на споры:

    • об установлении и изменении условий труда;
    • о применении установленных условий труда;
    • о заключении, изменении выполнении коллективных договоров, соглашений;
    • в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов5.

В.А. Сафонов указывает  на существование двух видов коллективных трудовых споров: споров о правах и  споров об интересах. При этом в докладах Административного совета Международной организации труда (МОТ) указанные виды коллективных трудовых споров характеризуются следующим образом: «...споры о правах – это такие споры, которые возникают в связи с применением или толкованием положения, включённого в трудовой договор, в коллективный договор, или в законодательство (коллективные и индивидуальные трудовые споры); споры об интересах – это такие споры, которые возникают в связи с изменением существующих прав и обязанностей, в первую очередь в рамках коллективных переговоров (коллективные трудовые споры)» 6.

Классификация трудовых споров предопределяет порядок их разрешения. Международная организация труда  проводит эту классификацию, различая споры о праве и споры об интересах, с одной стороны, и  с другой – коллективные и индивидуальные споры. Коллективные трудовые споры – это споры об интересах. Споры, связанные с выполнением условий коллективного договора (соглашения), являются спорами о праве и должны разрешаться в судебном порядке. Споры о праве разрешаются по существу судебными (арбитражными) органами на основе принципа законности. Споры об интересах разрешаются в примирительно-посредническом порядке по принципу целесообразности и компромисса интересов спорящих сторон.

 

1.2. Стороны коллективного трудового спора

 

Законодательно (статьи 399-400) ТК РФ определено, что сторонами коллективного трудового спора являются: работники (их представители) и работодатели (их представители).

Представительство работников отличается от гражданско-правового представительства  своим социальным характером. Это социальное партнёрство, основанное на необходимости выразить интересы коллективного субъекта (работников) через деятельность полномочных на то органов, призванных в качестве таковых законом7.

Интересы работников организации  при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателями представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (часть 2 статьи 29 ТК РФ).

Первичные профсоюзные организации  и их органы представляют в социальном партнёрстве на локальном уровне:

1) интересы работников данного работодателя, являющимися членами соответствующих профсоюзов;

2) интересы всех работников данного работодателя, независимо от их членства в профсоюзах, в случае и порядке, установленных ТК РФ.

Представительство профсоюзов распространяется:

  1. на коллективные переговоры;
  2. заключение или изменение коллективного договора;
  3. рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров с работодателем.

Возможность существования иных представителей работников ТК РФ предусматривает в следующих случаях:

    1. когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;
    2. когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять всех работников в социальном партнёрстве на локальном уровне8.

В этих случаях для  осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган) (часть 1 статьи 31 ТК РФ).

На уровнях выше локального интересы работников представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных организаций профсоюзов (часть 3 статьи 29 ТК РФ).

Таким образом, в соответствии со статьёй 29 ТК РФ на всех уровнях социального партнёрства кроме локального, представителями работников являются только профсоюзы, причём на каждом уровне социального партнёрства выступает соответствующий вид профсоюзной структуры.

Трудовые коллективы (организованные работники) выступают в качестве субъектов трудового права и при разрешении коллективных трудовых споров, включая забастовку (статья 37 Конституции РФ, статьи 409-417 ТК РФ). Например, в соответствии со статьёй 410 ТК РФ решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профсоюзом (объединением профсоюзов) утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации9.

Таким образом, в условиях рыночной экономики специфика трудового коллектива как самостоятельного субъекта права заключается в том, что его полномочия реализуются на широкой демократической основе. Работники участвуют в управлении делами организации, как правило, непосредственно (через общее собрание) либо опосредованно – через профсоюзы, а также через советы коллектива.

Работодатель (его представители) – вторая сторона коллективного трудового спора. Часть 6 статьи 20 ТК РФ предусматривает, что права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются:

– физическим лицом, являющимся работодателем;

– органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами10.

Представителями работодателя на уровне организации при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем являются руководитель организации, работодатель индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица (часть 1 статьи 33 ТК РФ).

Представительство работодателей на уровнях выше организации осуществляется объединениями работодателей.

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (часть 3 статьи 33 ТК РФ).

Информация о работе Коллективные трудовые споры