Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 23:56, курсовая работа
Реформирование российской экономики дало жизнь различным формам собственности, что, безусловно, явилось одной из причин обострения противоречий между работодателем и работником. Законодательство Российской Федерации предоставляет участникам трудовых правоотношений (работодателю, работнику) право не только разрешить все имеющиеся противоречия, но и активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Именно поэтому всю большую роль в практике регулирования трудовых отношений играет коллективный договор.
Коллективный договор, являясь локальным нормативно-правовым актом, все более приобретает черты своеобразного трудового кодекса, призванного регламентировать трудовые отношения между работниками и работодателем данного предприятия, приспосабливать общие нормы трудового законодательства применительно к специфике данного предприятия.
Стр.
Введение.
3
Часть 1. Роль коллективного договора в регулировании трудовых отношений.
4
Часть 2. Правовое регулирование института коллективного договора.
6
Часть 3. Понятие, юридическая сущность и принципы заключения коллективного договора.
8
Часть 4. Стороны коллективного договора.
10
Часть 5. Коллективные переговоры.
12
Часть 6. Содержание и структура коллективного договора.
15
Часть 7. Реализация коллективного договора и контроль за его действием.
19
Часть 8. Ответственность за нарушение коллективного договора.
21
Заключение.
25
Список используемой литературы.
26
Теперь коллективный договор представляет собой важный источник права, порожденный не законодателем, а путем принятия соглашения заинтересованных в принятии разного рода профессиональных, производственных и социально-экономических вопросов сторонами, что придает этому источнику большую гибкость, возможность учета конкретных обстоятельств и своевременного внесения соответствующих изменений.
Часть 3. Понятие, юридическая сущность и принципы заключения коллективного договора.
Понятие коллективного договора дается в ст. 2 Закона 1992 г. Под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем (далее по тексту слова организация, филиал, представительство сокращенно именуются термином предприятие).
В условиях перехода к рыночным экономическим отношениям юридическая сущность коллективного договора неоднозначна. Ряд ученых полагает, что она построена на двух началах (принцип бипартизма): на идее автономии (управленческой суверенности) предприятия в сфере труда, осуществляемая его главой (собственником), и на участие представительного органа-защитника профессиональных и социальных интересов наемных работников в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками. В то же время некоторые ученые (мнения которых разделяет автор работы) отстаивают идею трипартизма, прибавляя к двум названным началам идею участия государства как субъекта устанавливающего порядок взаимоотношения сторон коллективного договора, минимальный уровень гарантий в сфере труда, повышение которого является целью коллективно-договорного процесса, а также выступающего арбитром при разрешении споров, связанных с реализацией коллективного договора. [см. 2; с. 137, 15; с. 122 и т.д.].
Процедура заключения коллективного договора базируется на нижеследующих принципах. [см. 15; с. 124, 2; с. 167, 13; с. 132].
Соблюдение норм законодательства. Это значит, что всеми участниками переговоров, сторонами коллективного договора должен выполняться Закон 1992 г., а также ст. 5 КЗоТ, предусматривающая, что условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством являются недействительными. Таким образом, как неоднократно отмечалось выше, условия коллективного договора могут лишь повысить, а не снизить те трудовые и социально-экономические гарантии, которые установлены законодательством.
Полномочность представителей сторон. Это означает, что все представители сторон должны иметь письменные документы, подтверждающие факт их уполномочения соответствующей стороной вести коллективные переговоры и подписывать коллективный договор. При заключении (подписании) неправомочными представителями коллективного договора, последний юридической силы не имеет.
Равноправие сторон. Это значит, что любая из сторон может равно проявлять инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению коллективного договора. При этом представители сторон имеют равноправное положение, как в ходе переговоров, так и при принятии окончательного решения по коллективному договору. Такие решения принимаются именно по соглашению представителей сторон, и каждая сторона имеет равное количество голосов при этом.
Свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективного договора. Это означает, что содержание коллективного договора определяют сами стороны. При этом любая из сторон может настаивать на включении в коллективный договор определенных условий и эти условия должны быть свободно обсуждены всеми сторонами, приняты или отвергнуты. Закон 1992 г. запрещает всякое вмешательство, способное ограничить права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению со стороны органов исполнительной власти, местного самоуправления и др.
Добровольность принятия обязательств. Иными словами, каждая из сторон должна добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимать на себя обязательства по коллективному договору, то есть принятие обязательств осуществляется путем достижения консенсуса, исключающего какой-либо прессинг извне.
Реальность обеспечения принимаемых обязательств. В настоящее время данный принцип играет первостепенную роль в эффективности действия коллективного договора. Например, невыполнение обязательства по коллективному договору работодателем в связи с тем, что, принимая его, он не учел экономическое положение предприятия, чревато социальной напряженностью на предприятии, что противоречит целям коллективно-договорного регулирования труда, поскольку как отмечалось выше, последний направлен на обеспечение социального мира на предприятии. Поэтому принятые по договору обязательства не должны носить декларативный характер, а должны реально обеспечиваться.
Систематичность контроля и неотвратимости ответственности за нарушение коллективного договора. Соблюдение данного принципа является охранительной гарантией выполнения коллективного договора.
Все семь указанных принципов распространяются на всех участников коллективного договора, а не на какую-либо одну из сторон.
Часть 4. Стороны коллективного договора.
Из понятия коллективного договора вытекает его двусторонний характер. Одной его стороной является коллектив работников в лице его представителей. Представителями работников согласно ст. 2 Закона 1992 г. являются:
Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, то в течение 5 календарных дней формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора. Порядок образования такого органа, нормы представительства различных органов устанавливаются по договоренности между органами, имеющими право на ведение переговоров. «Создание вышеназванного органа целесообразно оформить протоколом или специальным решением, подписанным всеми его участниками. В нем можно отразить состав единого представительного органа, его полномочия и порядок их осуществления». [4; с. 8]. Если согласие в объединенном представительном органе не достигнуто, то общее собрание (конференция) трудового коллектива принимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает органу, разработавшему этот проект на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателем.
Таким образом, и в этом случае стороной коллективного договора является весь трудовой коллектив предприятия. Его собрание (конференция) может принять коллективный договор даже, если члены одного из представительных органов и не согласны с ним. Закон дал здесь право трудовому коллективу решать вопрос окончательного принятия одного из представленных проектов коллективного договора. [см. 13; с. 131].
Представительный орган вправе также самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых им работников или предлагать и заключать приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Такое приложение является неотъемлемой частью коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу.
В этом случае стороной коллективного договора также является весь трудовой коллектив предприятия, но представленный различными представительными органами как по основному тексту коллективного договора, так и по указанному приложению к нему. [см. там же].
Заметим, что Закон 1992 г. запрещает ведение переговоров и заключение коллективного договора от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и хозяйственного управления, политическими партиями, за исключения случаев финансирования, предусмотренных законодательством.
Второй стороной коллективного договора является работодатель непосредственно либо его полномочный представитель. Представителями работодателя согласно ст. 2 Закона являются руководители организаций или другие полномочные лица. Последние могут быть названы в уставе организации или ином нормативном акте, например, доверенности, приказе и т.д. При этом лица, представляющие работодателя не имеют право представлять работников.
От сторон коллективного договора следует отличать субъектов-исполнителей, указанных в коллективном договоре, как ответственных за выполнение конкретного обязательства по данному договору.
Таким образом, в коллективном договоре есть следующие обязанные по нему субъекты:
Часть 5. Коллективные переговоры.
Действующее законодательство предусматривает обязательную процедуру разработки и заключения коллективных договоров. Начальной стадией такой процедуры являются коллективные переговоры.
Инициатором коллективных переговоров может выступить любая из сторон, письменно уведомив об этом другую сторону. Другая сторона, получив уведомление обязана в семидневный срок начать переговоры.
Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе создают комиссию из своих представителей, наделенных необходимыми полномочиями. Состав комиссии, сроки, место проведения переговоров и повестка определяются решением сторон. Датой начала коллективных переговоров является дата издания согласованного с соответствующими представителями работников приказа о формировании комиссии.
Участвующим в переговорах сторонам, как отмечалось выше, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора. Работодатель и его уполномоченный представитель обязаны предоставить другой стороне всю имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров и прежде всего – о финансово-экономическом положении предприятия, перспективах его деятельности. При этом участник переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются служебной или коммерческой тайной. Лица, разгласившие эти сведения привлекаются к установленной законом ответственности.
На время переговоров в отношении лиц, участвующих в их проведении законодательство установило ряд гарантии и компенсаций. Так, представители сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссии на время переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3-х месяцев в течение года. Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними работодателями, органами исполнительной власти и хозяйственного управления. Представители работников, участвующих в коллективных переговорах в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.
Если в ходе переговоров между сторонами возникают разногласия, то их урегулирование производится в соответствии с ФЗ РФ «О порядке разрешения трудовых споров» от 20 октября 1995 г.
Так, при недостижении согласия сторон по независящим от них причинам составляется протокол, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих причин, а также о сроке возобновлении переговоров.
Если в ходе коллективных переговоров стороны не пришли к согласию по одному или нескольким вопросам, то составляется протокол разногласий, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон, а также меры, которые, по их мнению, необходимы для устранения причин разногласий и указывается срок возобновления переговоров.
Для урегулирования возникших разногласий стороны используют примирительные процедуры: в течение трех дней после составления протокола разногласий они проводят консультации, формируя из своего состава примирительную комиссию. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны обращаются к посреднику, который выбирается ими по взаимному соглашению. «Поскольку это новая для нас процедура и законодательством она не регламентирована стороны по обоюдной договоренности сами решают вопросы о функциях и об оплате труда посредника». [9; с. 27]. Примирительная комиссия либо посредник должны в срок до 7 дней рассмотреть протокол разногласий и внести рекомендации по существу спора.
Профсоюзы в процессы коллективных переговоров могут проводить в поддержку своих требований собрания, митинги, пикетирования, демонстрации в не рабочее время и без нарушения деятельности производства.
При недостижении согласия между сторонами относительно вынесенных рекомендаций законом в качестве исключительной меры допускается организация и проведение забастовок, т.е. полное или частичное прекращение работы на предприятии.
При этом прекращение работы как средство разрешения коллективного спора (конфликта) не допускается, если это создает угрозу жизни или здоровья людей, а также в организациях железнодорожного и городского общественного транспорта (включая метрополитен), гражданской авиации, связи и энергетики, оборонных отраслей (подразделениях непосредственно занятых в производстве продукции оборонного назначения), в органах государственной власти, на предприятиях и организациях, на которые возложено выполнение задач по обеспечению обороноспособности, правопорядка и безопасности страны, в непрерывно действующих производствах, приостановка которых связана с тяжелыми и опасными последствиями (см. главу II-IV Закона «О порядке разрешения трудовых споров»).
Информация о работе Коллективный договор и его роль в обеспечении интересов работников