Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 12:10, курсовая работа
Цель исследования заключается в теоретико-правовом осмыслении коллективного договора как важнейшего правового института трудового права, в изучении его генезиса и последующей эволюции, а также в выявлении перспектив его развития в современном трудовом законодательстве.
Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:
-исследовать историю развития коллективного договора и его место в системе социального партнерства;
-проанализировать правовую природу коллективного договора;
Все сказанное позволяет сделать очевидный вывод: локальные акты работодателя должны соответствовать коллективному договору.
Система социального партнерства
в организации в соответствии
с ТК РФ оказалась представленной
только коллективным договором, а точнее,
взаимными обязательствами
Ограничение взаимосвязей партнеров по совместному труду лишь рамками коллективного договора не представляется правильным. Необходимо увеличить количество форм социального сотрудничества. Местная практика свидетельствует о многообразии локальных актов в области социального партнерства на уровне организации. Наиболее распространенным примером совместного нормотворчества работодателей и работников являются соглашения об охране труда, которые принимались даже в периоды, когда заключение коллективных договоров в нашей стране не практиковалось (1935-1946 гг.). Локальные положения о коллективных формах организации труда и его оплаты, распределении бригадного заработка, о смотрах-конкурсах, производственно-экономических соревнованиях коллективов цехов, бригад, работников отдельных профессий, как правило, обсуждаются и принимаются при непосредственном участии работников и их представительных органов.
В качестве вывода можно отметить, что сторонам необходимо предоставить право самим определять, в каком локальном документе фиксировать те или иные формулы паритетности при принятии локальных нормативных актов: совместная компетенция, согласование, консультирование, уведомление и т.п.
Представляется, что разделение локальных источников на нормативные соглашения и локальные нормативные акты довольно условно. Во-первых, "скамья" нормативных соглашений не столь коротка, как представляют некоторые исследователи, во-вторых, в состав нормативных соглашений, особенно коллективного договора, входят локальные акты в качестве целых разделов или приложений.
Перегруженность содержания коллективного договора за счет норм других локальных источников - это ущемление полномочий работодателя. Поэтому или он будет принимать другие локальные акты помимо коллективного договора с учетом мнения работников, или неугодные нормы будут заноситься в протокол разногласий, который, как известно, фиксирует намерения, но не обязывает их выполнять.
Следует учитывать, что коллективный договор является локальным актом, необязательным для организации (в отличие, например, от правил внутреннего трудового распорядка). И если следовать указаниям законодателя о закреплении определенных условий труда только в коллективном договоре, то в половине организаций России реализовать многочисленные установления закона не представится возможным.
Изменения, внесенные в ТК РФ Федеральным законом № 90-ФЗ от 30 июня 2006 года существенно уточнили правовой статус коллективного договора, закрепив в ст.5 ТК РФ, что он наравне с локальными нормативными актами регулирует трудовые отношения и содержит нормы трудового права. Тем не менее, следует продолжить отграничение коллективного договора и соглашений от локальных нормативных актов, которые имеют иную правовую природу и юридическую силу. Учитывая изложенное, ст. 5 ТК РФ могла бы состоять из двух частей: в первой части были бы указаны нормативные акты, принимаемые в одностороннем порядке, во второй - принимаемые в договорном порядке. В перечне таких актов в соответствии с идеями, изложенными в первой части настоящего исследования, можно было бы отказаться от использования терминов «коллективный договор» и «коллективное соглашение» и заменить их единым термином «социальный договор».
Соответственно, главу 7 ТК РФ
целесообразно назвать «
Рассмотрение социального
договора в качестве правового средства
позволяет более точно
Целью социального договора как правового средства является установление трудовых гарантий прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей с учетом общегосударственной, территориальной и профессиональной специфики.
Для достижения этой цели перед социальным договором ставится две задачи:
-достижение с помощью
процедуры заключения
- урегулирование трудовых
и непосредственно связанных
с ними отношений,
Таким образом, цели и задачи социального договора желательно также отразить в Трудовом кодексе РФ в главе 7 для более точного понимания роли и значения социальных договоров на современном этапе.
Социальное партнерство в сфере труда определяется как тип социальной связи между участниками общественных отношений в сфере труда, который может иметь различные правовые контуры на том, или ином этапе развития общества. В то же время мы не можем говорить об идентичности этих правовых контуров самому социальному партнерству.
Выбор оптимального механизма
социального партнерства в
Перечень форм социального партнерства в указанной статье является исчерпывающим. Поскольку такой подход сам по себе является фактором, ограничивающим развитие социального партнерства, представляется необходимым изменить редакцию статьи 27 ТК РФ, предоставив российским работодателям и работникам выбирать любую форму их социального партнерства, отвечающую основным принципам, характерным именно для партнерского сотрудничества сторон социально-трудовых отношений.
Анализ раздела 2 ТК РФ выявляет
тенденцию к централизованному
регулированию социально-
1. В Трудовом кодексе
(ст.24 ТК РФ) закреплен принцип
содействия государства в
2. Социальное партнерство,
как указано в ст. 23 ТК РФ, призвано
обеспечивать согласование
3. ТК РФ, говоря об обязательности
исполнения социально-
Таким образом, рассмотрение
положений о социальном партнерстве
обнаруживает несовершенство действующей
концепции. Коллективный договор как
базовый институт социального партнерства
и наиболее распространенная форма
реализации этой концепции в полной
мере испытывает на себе негативное влияние
всех недоработок законодателей
по данному вопросу. Государство, с
одной стороны, достаточно активно
вмешивается в процесс
ГЛАВА 2. Правовая природа коллективного договора
Стороны свободны в определении содержания и структуры коллективного договора. Эти вопросы выносятся на обсуждение комиссии по коллективным переговорам.
Примерный круг вопросов, которые следовало бы включать в коллективные договоры, рекомендован в ч. 2 ст. 41 ТК РФ.
Все условия (положения), включаемые в коллективные договоры, по юридической природе подразделяются на обязательственные, информационные и нормативные.
Обязательственные условия (положения) содержат обязательства сторон выполнения тех или иных действий обычно организационно-технического характера (например, обязательство работодателя установить к определенному сроку приточно-вытяжную вентиляцию в цехе № 1).
Информационные условия (положения) включаются в коллективные договоры с целью доведения до сведения работников основных норм трудового законодательства. Нормативные условия (положения) характеризуют коллективный договор как правовой акт, содержащий установленные этим договором обязательные к применению нормы о коллективных условиях труда работников (формах и системах оплаты труда, гарантиях, компенсациях и др.).
Уровень прав и гарантий, предусматриваемых коллективным договором, как правило, выше минимальных трудовых стандартов, установленных Кодексом, иными актами трудового законодательства. Льготы и преимущества, более благоприятные по сравнению с установленными законами условия труда, предусматриваются в коллективных договорах исходя из финансово-экономического положения работодателя.
Помимо положений, введенных в коллективный договор по воле сторон, в нем могут присутствовать также нормативные положения, в отношении которых в законах и иных нормативных правовых актах прямо предусмотрена возможность или необходимость закрепления в коллективных договорах.
Говоря о сфере регулирования коллективного договора, необходимо констатировать возможность выхода такого регулирования за пределы правовой сферы. В связи с этим выделяются положительные стороны включения неправовых положений в коллективный договор:
1. Неправовые положения
зачастую являются декларацией
о намерениях и позволяют
2. Декларативные положения
коллективного договора