Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 22:13, реферат
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа трудового законодательства Российской Федерации дать правовой анализ, понятие, содержание и значение коллективного договора на современном этапе.
Достижение указанных целей предполагает постановку и решение следующих задач:
– показать сущность и значение коллективного договора в регулировании трудовых отношений;
– дать общую характеристику правового положения сторон коллективного трудового договора.
Введение 2
Глава 1. Понятие и содержание коллективного договора 4
Глава 2. Роль коллективного договора в трудовых отношениях 16
Глава. 3 Проблемы коллективно-договорного регулирования в современном законодательстве Российской Федерации 22
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Оглавление
Вопросы договорного, в том числе коллективно-договорного регулирования трудовых и иных тесно связанных с ними отношений волновали работодателей и самих работников, а также государства на протяжении многих десятилетий.
В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного регулирования важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска и др.), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
В настоящее время интерес ученых к теме коллективных договоров увеличивается, и практически во всех учебных пособиях данной теме посвящаются отдельные разделы, также много издается отдельных публикаций по данной теме.
В научных работах были затронуты многие проблемные вопросы коллективно-договорных отношений. Однако тема настолько многогранна, что ее исследование нельзя считать исчерпанным – осталось много спорных вопросов, решаемых неоднозначно как в теории трудового права, так и на практике; некоторые аспекты темы вообще не подвергались исследованию.
Указанные обстоятельства обусловили актуальность, научную и практическую значимость темы настоящей выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования
является комплекс теоретических, правовых
и практических проблем, касающихся
института коллективного
Предметом исследования выступают: нормы Российского трудового законодательства, практика их применения.
Цель исследования заключается
в том, чтобы на основе комплексного
анализа трудового
Достижение указанных целей предполагает постановку и решение следующих задач:
– показать сущность и значение коллективного договора в регулировании трудовых отношений;
– дать общую характеристику правового положения сторон коллективного трудового договора.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования материалов и выводов данного исследования в дальнейшей правоприменительной практике. Новизна выпускной квалификационной работы состоит в практических выводах и предложениях, полученных в ходе комплексного анализа норм различной правовой принадлежности.
Коллективный договор является одним из видов локальных актов, закрепляющих трудовые отношения.
Коллективным договором в соответствии со ст. 40 ТК РФ признается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый представителями работников и работодателя. Это позволяет выделить характерные признаки коллективного договора. С одной стороны, это договор, то есть соглашение сторон. Как любое соглашение коллективный договор содержит взаимные обязательства субъектов, его заключивших. Однако обязательства не исчерпывают Удержания коллективного договора, он регулирует социально-трудовые отношения, иными словами, устанавливает нормы права. Эта особенность позволяет отнести его к нормативным договорам (иногда их называют нормативными соглашениями), основная черта которых – сочетание признаков договора и нормативного правового акта.
Коллективный договор заключается в особом порядке – в результате проведения коллективных переговоров и подписывается представителями сторон. Сфера его действия определяется в зависимости от субъектов, его заключивших: это все работники соответствующей организации или ее обособленного структурного подразделения. Действие коллективного договора ограничено во времени: он заключается на срок не более трех лет. Это признаки, которые свойственны договорам. Наряду с ними коллективный договор обладает признаками нормативного правового акта: он содержит не только конкретные обязательства сторон, но и нормы права. Основная его задача – регулирование социально-трудовых отношений.
Под социально-трудовыми отношениями в контексте нормы ст. 40 ТК РФ понимаются общественные отношения, входящие в предмет трудового права, то есть трудовые отношения, а также иные непосредственно связанные с ними, представляющие интерес для социальных партнеров. К последним надо отнести, прежде всего, коллективные трудовые ношения (социальное партнерство). Трудовой кодекс прямо указывает на ряд вопросов, которые могут решаться социальными партнерами. Например, сторонами коллективного договора могут определяться порядок контроля за выполнением его условий (ст. 41 ТК); порядок его разработки и заключения (ст. 42 ТК); формы участия работников в управлении организацией (ст. 53 ТК); перечень вопросов, по которым представители работников имеют право получать информацию от работодателя (ст. 53 ТК). В коллективном договоре допустимо установить процедуру профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства; более благоприятный, чем это предусмотрено законодательством, способ участия работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства.
Помимо этого, коллективные договоры предусматривают положения, касающиеся профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
Вместе с тем не все общественные отношения, отнесенные к предмету трудового права, могут подвергаться коллективно-договорному регулированию. Так, порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора устанавливаются федеральными органами государственной, власти (ст. 6 ТК). Они предусматривают также порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров, принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля над соблюдением законов и иных нормативных правовых актов (ст. 6 ТК). Следовательно, социальные партнеры не могут вмешиваться в эту сферу регулирования.
В коллективных договорах не регламентируются и отношения по трудоустройству у данного работодателя, поскольку они практически не затрагивают интересов работников, уже состоящих в трудовых отношениях.
Таким образом, предмет
коллективно-договорного
Ответив на вопросы о том, что собой представляет и какие общественные отношения регулирует коллективный договор, можно перейти к рассмотрению его содержания. Обычно выделяют обязательственную, нормативную, информационную и установочную части коллективного договора.
Установочная часть содержит указание на стороны договора и их полномочных представителей, срок его действия и порядок продления, цели и задачи нормативного соглашения и другие подобные положения.
Информационная часть представляет собой совокупность воспроизведенных из федеральных и региональных законов, иных нормативных правовых актов норм права. Они отбираются на основе оценки соответствующих нормативных правовых актов представителями работников и работодателя, в коллективный договор включаются наиболее важные и актуальные для данной организации правовые нормы.
Традиция включать в коллективный договор законодательные положения сложилась в тот период, когда трудовое законодательство не было доступно широкому кругу работников в то время это было оправданно: работники хотя бы в коллективном договоре могли познакомиться с условиями труда, установленными для них законодателем. Сегодня эта традиция сохраняется, хотя объективных причин для этого уже не существует. На первый взгляд, воспроизведение законодательных норм не может рассматриваться в качестве серьезной проблемы. Тем не менее, его следует избегать. В качестве причин необходимо назвать следующие. Во-первых, работники, незнакомые с трудовым законодательством, вводятся в заблуждение; они могут искренне полагать, что положение коллективного договора, переписанное из Трудового кодекса, является нормой, установленной по соглашению сторон, и при ее невыполнении Возможен коллективный трудовой спор, разрешение которого включает и такой способ, как забастовка. Во-вторых, при включении в коллективный договор положении закона девальвируется сама идея коллективно-договорного регулирования: если работники и работодатели вместо установления конкретных условий труда сосредоточены на воспроизведении законодательства, каков смысл заключения коллективного договора. В-третьих, при изменении законодательства могут возникнуть проблемы применения положений коллективного договора. Поясним это на примере. Практически все организации, расположенные и районах Крайнего Севера, включили в коллективный договор норму ст. 125 ТК РФ о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно. С 1 января 2005 г. норма действует в новой редакции, которая уже не возлагает на работодателя обязанности возмещать указанные расходы по правилам, предусмотренным ч.ч. 1–4 ст. 325 ТК РФ. Работодателю предоставлено право самостоятельно устанавливать размер, условия и порядок компенсации оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно. Однако в силу действующего коллективного договора он не сможет им воспользоваться: закон не предусматривает автоматического изменения коллективного договора в случае реформирования законодательства. Таким образом, работодатель будет вынужден предоставлять работникам льготу в прежнем объеме либо инициировать коллективные переговоры по внесению изменений в коллективный договор. Этой ситуации можно было бы избежать, если бы социальные партнеры не увлекались воспроизведением норм закона.
Еще одна часть коллективного договора – обязательственная – содержит конкретные обязательства, действие которых прекращается после их выполнения. К ним относятся, например, ремонт производственных и бытовых помещений, перечисление средств на культурно-массовую работу и другие обязанности по улучшению условий труда и обеспечению деятельности представительных органон работников.
Обязательственная часть в современных условиях характеризуется некоторыми особенностями. В определении коллективного договора законодатель о ней не упоминает, перенося акцент на регулятивную, нормативную часть. Это можно расценивать как признание второстепенного, вспомогательного значения обязательств.
Говоря об обязательствах, надо обратить внимание на неудачную формулировку ст. 41 ТК, упоминающую о взаимных обязательствах работников и работодателя. Вместе с тем, исходя из представлений о сущности коллективного договора, обязательства могут возлагаться только на работодателя: он организует совместный труд и пользуется результатами этого труда, поэтому должен обеспечить соответствующие условия его применения и свободной деятельности представительных органов работников. Исторически коллективный договор возник как инструмент ограничения хозяйской власти работодателя, побуждения его к социально ответственным действиям.
Работники и их представительные органы могут принять на себя единственную обязанность – не объявлять забастовку в период действия коллективного договора, если его условия добросовестно выполняются работодателем (ст. 41 ТК). Все остальные обязанности работником в процессе труда определены законодательством, трудовыми договорами и соответствующими локальными нормативными актами (должностными инструкциями, инструкциями по технике безопасности и т.п.). Расширить круг обязанностей работников в коллективном договоре нельзя, так как это будет ухудшать их положение по сравнению с законодательством (ст. 9ТК).
Практика коллективно-
Обязательственная часть коллективно-договорного акта, как уже отмечалось, носит вспомогательный характер. Наличие или отсутствие обязательств не влияет на юридическую природу и значение коллективного договора.
Наиболее важной частью
коллективного договора (наличие
которой позволяет отнести
Нормативная часть коллективного
договора (так же, как и другие)
формируется сторонами
Во-первых, ни при каких условиях в коллективный договор не должны включаться положения, умаляющие права или снижающие уровень гарантий трудовых прав работников по сравнению с законодательством, иными нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти или местного самоуправления (ст. 9 ТК). Бывает, что, включая в коллективный договор условие о выплате заработной платы один раз в месяц или о возмещении работниками убытков, причиненных в связи с исполнением трудовых обязанностей, руководитель организации ссылается на добровольное согласие работников и их представительного органа, подписавшего договор. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что согласие работников и их представительного органа правового значения не имеет. Они не могут отказаться от предоставленных им трудовых прав, это не предусмотрено законом.
Затронут вопрос о снижении уровня гарантий трудовых прав, следует остановиться и на такой практической проблеме, как соотношение коллективного договора и соглашения (отраслевого, межотраслевого, регионального, территориального). Трудовой кодекс не упоминает о недопустимости ухудшения положения работника по сравнению с соглашением, и на этом основании можно было бы предположить, что социальные партнеры при заключении коллективного договора не связаны содержанием соглашения. Однако это не так. Работодатель, участвуя в заключении соглашения, обязывается соблюдать его условия, то есть не может отказаться от выполнения соглашения, даже если представитель работников согласится установить гарантии трудовых прав работников на более низком по сравнению с соглашением уровне.
Во-вторых, при определении содержания коллективного договора следует учитывать компетенцию работодателя. Статья 6 ТК РФ определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органон государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, органы государственной власти Российской Федерации устанавливают порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений, порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядок и условия материальной ответственности сторон, виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения, принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов. Следовательно, эти вопросы не могут быть предметом обсуждения на коллективных переговорах.