Коллективный трудовой спор и порядок их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Очень большое количество людей в наше время слышит фразу «Вы уволены». Никто из нас не застрахован от того, что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Мало кто располагает полными сведениями о своих правах, умеет их отстаивать. В основном люди полагаются на юристов. Однако в обществе, имеющем свои законы, которые люди сами создают, неведение этих законов может привести к серьёзным проблемам. Ведь часто гражданам приходиться сталкиваться с конфликтными ситуациями не только в жизни, но и на производстве. Необходимо искать пути для того, чтобы защитить себя от ситуации и отстоять свои права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………. 3
Глава 1. Коллективный трудовой спор…………………………………………….4
1.1 Общая характеристика законодательства о коллективных трудовых спорах…………………………………………………………………………..…….4
1.2 Понятие коллективных трудовых спорах. Предмет, стороны и виды…........5
Глава 2. Порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров……..9
2.1 Порядок разрешения коллективных трудовых споров……………………….9
2.2 Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров………14
2.3 Исполнение решений по коллективным трудовым спорам………...………19
Заключение……………………………………………………...…………………..20
Список использованных источников……………………………………...………22

Файлы: 1 файл

Коллективный трудовой спор, Козлов И.И..doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Посредник стремится снять конфликтную ситуацию. Этому посредников должна обучать Служба: она готовит и посредников и трудовых арбитров, имеет списки тех и других.

Если соглашение сторон по спору не достигнуто и составлен протокол разногласий, то с этого момента стороны обращаются к третьему этапу примирительных процедур — трудовому арбитражу.

Трудовой арбитраж — это временно действующий орган для разрешения конкретного коллективного трудового спора. Он создаётся сторонами спора и Службой в срок не позднее трёх рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или с участием посредника.

Формируется он в составе трёх трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора. В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора.

Соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы оформляется создание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и его полномочия.

Следовательно, трудовой арбитраж — третий по отношению к спорящим сторонам орган, но создаваемый сторонами с участием службы. Они же определяют и порядок (регламент) его работы.

Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон в срок до пяти рабочих дней со дня создания трудового арбитража.

Трудовой арбитраж в этот пятидневный срок может заседать не один раз. Он рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора. В случае необходимости он информирует органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. Оканчивает трудовой арбитраж рассмотрение спора разработкой рекомендаций по существу спора в письменной форме. Эти рекомендации передаются сторонам. Они приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении. Закон не оговорил, когда такое соглашение заключается при создании трудового арбитража или после получения его рекомендаций. Думается, по соглашению сторон оно может заключаться как до рассмотрения спора трудовым арбитражем, так и после получения его рекомендаций. Поскольку в составе трудового арбитража три арбитра, то его рекомендации могут быть приняты и по большинству голосов, т.е. если за них проголосовало два арбитра из трёх.

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора о нём, а также от выполнения его рекомендаций, когда было соглашение об их обязательности, то предоставляется право работникам в этих случаях приступить к забастовке. Соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляют стороны коллективного трудового спора.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.

Систему службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда Российской Федерации и  территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров этого Министерства, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Основными задачами службы являются содействие урегулированию коллективных трудовых споров, организация примирительных процедур и участие в них, осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.

Служба в соответствии с возложенными на нее задачами:

— организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления, используя все предусмотренные законодательством РФ возможности для разрешения возникших коллективных трудовых споров;

— осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

— проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

— формирует списки посредников и трудовых арбитров для рассмотрения коллективных трудовых споров, определяет порядок приглашения посредника сторонами коллективного трудового спора или назначения его службой в случае, если стороны не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника;

— участвует совместно со сторонами коллективных трудовых споров в создании трудовых арбитражей, в формировании их состава, определении регламента и полномочий;

— утверждает состав трудового арбитража в случае несогласия одной из сторон с предложенным составом;

— выявляет причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

— оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;

— организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

— подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах (забастовках) в регионах РФ и принимаемых мерах по их разрешению;

— организует работу по подбору и повышению квалификации работников службы, а также по подготовке и повышению квалификации посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

— разрабатывает предложения о проведении научно-исследовательских работ по проблемам урегулирования коллективных трудовых споров;

— изучает, обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров, издает информационный бюллетень.

Работники службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению работы  в качестве  эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур по урегулированию коллективных трудовых споров.

 

 

 

2.2. Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров

             Закон предусмотрел права и  обязанности государственной службы  по урегулированию коллективных  трудовых споров, впервые урегулировал  и порядок разрешения разногласий  самими сторонами до возникновения спора, решаемого примирительной комиссией, позволяя исключить стихийность и предупредить коллективные трудовые споры. Закон не приглашает к забастовке, а вводит ее в правовые рамки, предусмотрев процедуру ее объявления, гарантии для участников и правовые последствия незаконной забастовки.

        Забастовка  – это временный добровольный  отказ работников от исполнения  трудовых обязанностей (полностью  или частично) в целях разрешения  коллективного трудового спора.

        В отличие  от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора забастовка – это ультимативное действие работников, давление на работодателя путем прекращения работы, чтобы добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах, крайняя, исключительная мера разрешения трудового спора.

        Право на  забастовку – это право трудового  коллектива или нескольких трудовых коллективов, поскольку сама забастовка – коллективные действия, форма коллективного ультиматума для удовлетворения требований работников, не получивших разрешения мирным путем. И никто другой не подпадает под определение понятия забастовки, данной в ст. 398 ТК.

        Трудовой кодекс  указывает, что право работников  на забастовку в соответствии  со ст. 37 Конституции Российской  Федерации признается способом разрешения коллективного трудового спора. Кодекс не допускает и ограничивает право на забастовку в некоторых случаях. В ст. 413 его указывается, что в соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и недопускаются забастовки:

  1. в период введения военного или чрезвычайного положения. Либо особых мер в связи с этим, в органах и организациях Вооруженных Сил Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно – спасательных и поисково-спасательных работ. Противопожарных работ. Предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной помощи;
  2. в организациях, связанных с обеспечениям жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт. Связь, больницы), в то случае, если проведение забастовки создает угрозу страны и безопасности Государства, жизни и здоровью людей.

Когда забастовка не может быть проведена, окончательное решение по коллективному трудовому спору (после примирительных процедур) принимает в 10 – дневный срок Президент РФ.

       Осуществление  работниками, их трудовыми коллективами  права на забастовку возможно:

    • Лишь после прохождения примирительных процедур;
    • При уклонении работодателя от примирительных процедур;
    • Когда он не выполняет соглашение. Достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

         В этих  случаях работники могут использовать  такие формы, как собрания, митинги, демонстрации. Пикетирование (эти формы могут использоваться и в ходе забастовки для поддержания требований).

        Участие в  забастовке является добровольным, и никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Иначе принуждающие лица несут дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность.

       Порядок объявления  забастовки Трудовой кодекс и  Закон «О порядке разрешения  коллективных трудовых споров»  урегулировали четко.

    • Об объявлении забастовки решение принимается общим собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Указанные органы считаются правомочными принять решение об объявлении забастовки. Если в них присутствует не менее двух третей общего числа работников, членов профсоюзной организации (членов конференции),
    • Решение соответствующего органа считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).
    • При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение. Собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки  (ч.4 ст. 410 ТК)
    • Закон предусмотрел возможность проведения однократной часовой предупредительной забастовки после 5 календарных дней работы примирительной комиссии. О ней работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за 3 рабочих дня, а орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).
    • Работодатель о предстоящей забастовке предупреждает службу, информирует поставщиков и потребителей, принимает меры к сохранению работоспособности производства, машин, оборудования и т.д., используя указанный 10 – дневный предупредительный срок до начала забастовки.

Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией) работников орган или соответствующий орган профсоюзов.

         В период  проведения забастовки стороны  обязаны продолжить разрешение  коллективного трудового спора  путем проведения различных примирительных  процедур.

       В тех организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (например, скорая помощь, больницы, водоснабжение, транспорт) при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых для населения работ (услуг). Который определяется соглашением сторон совместно с органами исполнительной власти или органом местного самоуправления в 5 – дневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. А если такое соглашение не достигнуто, то он устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. В случае не обеспечения минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

           Забастовка  оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Но она может оканчиваться и решением сада о признании забастовки незаконной.

            Признание забастовки незаконной  производится решением Верховного суда республики. Края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт – Петербурга, автономной области, автономного округа. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку.

            Решение суда о признании забастовки  незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению.

             Закон предусмотрел ответственность  работников за проведение приостановленной  или отложенной забастовки или  не прекративших ее на следующий  день после доведения до них  вступившего в законную силу  решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или приостановке забастовки. Они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а ин невыход на работу из-за этого сожжет квалифицироваться как прогул, за что работника можно и уволить.

          К организаторам  незаконной забастовки могут  быть применены и меры дисциплинарного  взыскания. Лица же, принуждающие  к забастовке путем насилия  или угрозой применения насилия, привлекаются к уголовной ответственности  и наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет согласно уголовному законодательству Российской Федерации.

Информация о работе Коллективный трудовой спор и порядок их разрешения