Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:27, реферат
В данном реферате мы поближе рассмотрим такое явление в трудовых правоотношениях, как забастовка, затронем такие темы, как: примирительные процедуры в ходе коллективного трудового спора, гарантии представителей сторон в связи с разрешением коллективного трудового спора, правовое регулирование забастовки.
1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Примирительные процедуры в ходе коллективного трудового спора…4
3. Гарантии представителей сторон в связи с разрешением коллективного трудового спора…………………………………………………………………......................6
4. Правовое регулирование забастовки……………………………………...7
5. Заключение………………………………………………………………….13
6. Список литературы………………………………………………………….14
Забастовку возглавляет
Орган, возглавляющий забастовку,
имеет право приостановить
В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур.
Работодатель, органы исполнительной
власти, органы местного самоуправления
и орган, возглавляющий забастовку,
обязаны принять зависящие от
них меры по обеспечению в период
забастовки общественного порядка,
сохранности имущества
Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Минимум необходимых работ (услуг),
выполняемых в период проведения
забастовки работниками организации
(филиала, представительства или
иного обособленного
Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).
В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг), может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд.
При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:
а) в периоды введения военного
или чрезвычайного положения
либо особых мер в соответствии с
законодательством о
Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.
Забастовка при наличии
Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.
Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.
Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.
В случаях, имеющих особое значение
для обеспечения жизненно важных
интересов Российской Федерации
или отдельных ее территорий, Правительство
Российской Федерации вправе приостановить
забастовку до решения вопроса
Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки (ст. 414 ТК)
Участие работника в забастовке
не может рассматриваться в
Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой статьи 413 Трудового Кодекса.
На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.
Работодатель имеет право не
выплачивать работникам заработную
плату за время их участия в
забастовке, за исключением работников,
занятых выполнением
Коллективным договором, соглашением
или соглашениями, достигнутыми в
ходе разрешения коллективного трудового
спора, могут быть предусмотрены
компенсационные выплаты
Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены Трудовым Кодексом. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном настоящим Трудовым Кодексом.
Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный Трудовым Кодексом.
В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.
Представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований, объявлению забастовки или препятствующие его (ее) проведению, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым Кодексом или административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представители работодателя и работников, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, а также виновные в неисполнении либо отказывающиеся от исполнения решения трудового арбитража, привлекаются к административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий рабочий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.
Представительный орган
Заключение
Мы постоянно слышим
про забастовки, акции отказа от
работы, пикеты, голодовки и блокирования
дорог... Как социальное явление забастовка
представляет собой довольно сложный
многоплановый процесс. Поэтому
проблемы, связанные с осуществлением
права на забастовку, требуют углубленного
изучения и исследования с анализом
не только действующего российского
законодательства, но и соответствующего
зарубежного правового
Можно сделать вывод, что право на забастовку (право рабочей борьбы, право на коллективные действия работников - в зарубежном законодательстве оно иногда именуется и так) изначально пробивало себе дорогу фактически, прежде чем получило свое закрепление юридически. Следовательно, забастовки - явление социальное, отразившееся в правовой материи постольку, поскольку оно объективно требует урегулирования.
Российское законодательство подробно регламентирует порядок использования права на забастовку для разрешения коллективных трудовых споров. Идея предоставления работникам права на забастовку заключается в том, чтобы дать им возможность оказать экономическое давление на работодателя. Однако если работодатель ответит на это встречными мерами – уволит или иным образом накажет работников, – то эффективность забастовки сведется к нулю. С другой стороны, неконтролируемая и ненаказуемая возможность проведения забастовки может привести к значительным негативным экономическим последствиям для предприятий. Поэтому законодательство большинства стран пытается найти баланс между интересами работников и работодателей в случаях проведения забастовок.
Список литературы
Нормативные правовые и международные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) М.: Омега-Л, 2013.
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 23.07.2013)
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)
3. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12.01.1996 №10-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Консультант-плюс.
Учебная и научная литература
4. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под редакцией О. Н. Ковалевой. – М.: ИКФ ОМЕГА –Л, 2009. С.
5. Трудовое право России: Учебник / Под ред. А.М. Куренного.-М.: Юристъ, 2006.-493 с.
6. Ершов В.В., Ершова Е.А. Судебная практика рассмотрения трудовых споров// Трудовое право. 1998.№1
7. Костян И.А Трудовые споры. Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. М., 2004.
8. Лупарев Е.П. Соотношение административно-правовых и других категорий юридических споров // Российская юстиция. 2003. №2.
9. Малова Н. Трудовые конфликты, посредничество и арбитраж // Человек и труд. 1995. №9