Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:53, реферат
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта
отражается в тех средствах и действиях, которые каждый применяет для достижения своей цели. Необходимо понимать, насколько противоречивы интересы спорящих. Например, при всем желании невозможно работать на одном компьютере одновременно двум подразделениям. Это жесткий конфликт, где вопрос решается “либо-либо”. Чтобы нейтрализовать неудовольствие обойденного, надо дать ему возможность выиграть в другом. Зачастую интересы более совместимы, и можно путем “переговоров” найти вариант, частично удовлетворяющий обе стороны без победителей и побежденных.
Западные конфликтологи
рекомендуют для эффективного управления
конфликтным взаимодействием
При составлении картограммы
сначала определяется суть проблемы
конфликта, его природа. Далее выясняется,
кто вовлечен в конфликт. В той
мере, в какой вовлеченные в
конфликт люди имеют какие-то общие
потребности по отношению к данному
конфликту, их можно сгруппировать
вместе. Затем определяются потребности
и опасения каждого из участников
конфликтной ситуации, связанной
с данной проблемой. Графически отображая
потребности и опасения, руководитель
создает условия для более
широкого набора потенциальных решений.
Составление картограммы
Процесс управления конфликтом состоит из четырех этапов: институционализации, легитимизации, структурирования и редукции конфликта.
Институционализация конфликта
— это устранение его стихийности,
внесение в ситуацию определенных принципов
и правил. Она позволяет сделать
развитие конфликта предсказуемым,
неинституционализированный конфликт
часто сопровождается не поддающимся
контролю взрывом недовольства. Проблема
институциональной процедуры с
точки зрения конфликтологии не сводится
к форме этой процедуры, а предполагает
наличие добровольного
Легитимизация конфликта стимулирует добровольность желания выполнить предложенное решение.
Структурирование
Количественные и качественные характеристики участников рано или поздно выявляются “сами собой”. Умелое же управление конфликтом может активизировать данный процесс и тем самым ускорить достижение конечного позитивного результата.
Последним, завершающим этапом управления конфликтом выступает редукция, т. е. последовательное ослабление его за счет перевода на другой уровень.
Методику преодоления
конфликта путем решения
Проявление гнева и угроз.
Следует подчеркнуть еще
раз важность точного определения
проблемы конфликта и того, насколько
она затрагивает интересы каждого
участника противостояния. Чтобы
эффективно управлять развитием
конфликта, необходимо с максимальной
точностью составить его
Недооценка конфликта
может привести к тому, что ;его
анализ будет проведен поверхностно
и высказанные на основе такого анализа
предложения окажутся малопригодными.
Недооценка конфликта может иметь
объективные и субъективные причины.
Объективные — зависят от состояния
информационных и коммуникационных
систем, а субъективные — от неспособности
или нежелания отдельного человека
соответствующим образом
Вредна не только недооценка,
но и переоценка существующего противостояния.
В этом случае предпринимаются усилия
гораздо большие, чем это действительно
необходимо. Переоценка конкретного
конфликта или перестраховка
в отношении возможности
Неудовлетворенность — универсальный показатель конфликтности. Его важное достоинство ~ измеряемость. Безусловно, оценочную силу этот показатель имеет только в сочетании с другими признаками конфликта. Неудовлетворенность, определенная путем социологических опросов, сопоставляется с выявлением неблагоприятных, точнее плохих, условий жизни, объективно ставящих людей перед необходимостью сопротивления. Важную роль играют формы проявления неудовлетворенности. Если недовольство ограничивается разговорами между его носителями в узком кругу сослуживцев “в курилке”, то опасность возникновения конфликтов еще невелика. Другое дело, если поведенческая неудовлетворенность проявляется в неисполнении трудовых обязанностей, в обструкциях руководству, массовых увольнениях, забастовках и т. п. Показателем неудовлетворенности является также массовость охвата, т. е. реальное число людей, вовлеченных в конфликт.
Есть три основных способа,
применяемых руководителем для
преодоления конфликтной
— воспитательное воздействие,
убеждение конфликтующих в
— разделение объекта спора. Уточнение границ полномочий, ответственности, компетенции. Поручение одному из конфликтующих решить другой, не менее важный вопрос, тогда как спорный вопрос решает второй участник конфликта. Передача спорного вопроса третьему лицу;
—— организационные
Процесс управления конфликтом
во многом зависит от позиции, которую
занимает руководитель, от его собственных
интересов, а также от того, к каким
средствам он прибегает, чтобы не
допустить разрастания
В мировой практике обычно
проблема управления конфликтом решается
руководителем не напрямую, а через
посредников. К посредничеству чаще
всего прибегают при
Фигура посредника (медиатора)
является ключевой в работе Федеральной
службы посредничества и примирения
США (ФСПП). За 50 лет работы на счету
ФСПП более 511 тыс. разрешенных конфликтов.
Рассмотрим функции медиатора: во-первых,
он обеспечивает привлечение сторон
к переговорам, а при тупиковой
ситуации, когда стороны отказываются
от встреч, осуществление контактов
между ними; во-вторых, действуя как
нейтральное лицо, медиатор должен
снять или свести до минимума эмоциональное
напряжение для обеспечения нормального
хода переговоров; в-третьих, на раздельных
встречах медиатор побуждает конфликтные
стороны к внимательной оценке новых
предложений и альтернативных решений,
в том числе выдвинутых самим
медиатором, причем каждая из сторон по
сути дела ведет переговоры с самим
посредником, как бы представляющим
другую сторону (медиатор старается
указать на завышенные претензии
каждого участника переговоров)
Используемая литература.
1. “Введение в общую теорию конфликтов.” Дмитриев А. В. , Кудрявцев В.Н, Кудрявцев С.Н. М., 1993 г.
2. “Социология труда.”
Дикарева А.А. Мирская М.И. М.,
3. “Социологический словарь.” Минск, 1991
4. “Социальный конфликт.” Запрудский Ю.Г. Ростов н/Д., 1992.
5. “Управление и само
менеджмент в конфликтных
6. “Психология управления : Учебное издание .” Самыгин С. И.
Ростов на Дону : Изд. “Феникс” 1997 г.
7. “Экономическая психология
” Китов А. И. М., 1987 г.