Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:23, контрольная работа
Запрещение дискриминации в сфере труда является краеугольным принципом правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, который наряду с упоминанием в ст. 2 ТК получил специальную дополнительную регламентацию в ст. 3.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего
профессионального
«Российский
государственный
Институт Социологии и права
Кафедра права
Контрольная работа
по дисциплине: Трудовое право
Выполнил:
Проверил:
Екатеринбург, 2013 г.
Принцип запрещения дискриминации в сфере труда.
Запрещение дискриминации
в сфере труда является краеугольным
принципом правового
Повышенное внимание законодателя к данному принципу объясняется тем, что он служит основной универсальной правовой гарантией, обеспечивающей всеобщее и естественное право человека на равенство с другими людьми (ст. 1 Всеобщей декларации прав человека; преамбула Международного пакта о гражданских и политических правах; ст. 19 Конституции РФ). Содержащийся в ч. 2 ст. 3 ТК запрет на дискриминацию основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека (ст. 2) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (п. 2 ст. 2).
Международное трудовое право также не обошло вниманием проблему дискриминации в трудовых отношениях и посвятило ее решению отдельную Конвенцию МОТ N 111 "О дискриминации в области труда и занятий", которая была принята 4 июня 1958 г. (Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. 2. Женева, 1991. С. 1262 - 1269). Наша страна входит в число государств, ратифицировавших данную Конвенцию.
В правовой системе России всеобщий запрет дискриминации содержится также в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, исключающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Запрещенная законом дискриминация человека в трудовых отношениях понимается, согласно ч. 2 ст. 3 ТК, как всякое ограничение трудовых прав и свобод или преимущество в трудовых правах и свободах, полученное в зависимости от любого из обстоятельств, перечисленных в данной статье (пола, расы, цвета кожи и т.п.), либо в зависимости от не указанных в данной статье обстоятельств в случае, когда такое ограничение или преимущество не связано с деловыми качествами работника.
Сходным образом дискриминация определяется и в международном трудовом праве. Так, согласно Конвенции МОТ N 111 термин "дискриминация" включает:
Наряду с принципиальным сходством определений "дискриминация", содержащихся в российском законодательстве и Конвенции N 111, обращает на себя внимание и ряд отличий:
а) статья 3 ТК относит к дискриминации лишь ограничения или преимущества в трудовых правах и свободах, тогда как по ст. 1 Конвенции N 111 термин "дискриминация" охватывает всякое различие, недопущение или предпочтение в области труда и занятий;
б) по смыслу ст. 1 Конвенции
N 111 дискриминацией признаются те различия,
недопущения или предпочтения в
трудовых правах работников, которые
имеют своим результатом
в) обстоятельства, способные служить основанием для дискриминации, перечисленные в п. "a" ст. 1 Конвенции N 111, дополнены в ч. 2 ст. 3 ТК указанием на язык, имущественное, семейное, социальное и должностное положение, возраст и место жительства;
г) в соответствии с п. "b" ст. 1 Конвенции N 111 перечень обстоятельств, признаваемых основаниями дискриминации, может быть расширен государством - членом МОТ посредством консультаций с представительными организациями работодателей и трудящихся, о чем также не говорит ст. 3 ТК.
Существование различий между антидискриминационными нормами международного и российского трудового права рождает для отечественной практики проблему приоритета норм, подлежащих применению в ходе разрешения конкретных дел о дискриминации трудящихся. В решении данной проблемы следует руководствоваться требованиями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которым, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Необходимость борьбы с дискриминацией в трудовых и связанных с ними отношениях, провозглашенная в ст. 3 ТК, порождает для каждого субъекта правоприменения обязанность:
1) уделять особое и
повышенное внимание проблеме
дискриминации в трудовых
2) учитывать, что современное
российское трудовое
3) изменить многие привычные
представления о возможностях
договорного и локально-
В соответствии с этими
требованиями все работодатели нашей
страны должны в настоящее время
уяснить, что в отношении работников,
трудящихся у одного работодателя,
закон не допускает любые различия
в их трудовых правах и свободах,
которые не основаны на каких-либо деловых
качествах работников, а также
количественных и качественных характеристиках
их труда. К деловым качествам
работника и характеристикам
его труда следует относить лишь
те параметры самого работника, его
труда или результатов труда,
которые связаны либо с квалификацией
работника, либо с качественными
или результативными
Весьма примечательно, что расширение сферы борьбы с дискриминацией в области трудовых и связанных с ними отношений дополняется качественным изменением сферы действия юрисдикционных механизмов защиты индивидуальных прав работников. Теперь они распространяются не только на отношения, вытекающие из факта нарушения уже имевшихся у работника прав, но и касаются его разнообразных интересов, направленных на установление новых или изменение существующих индивидуальных условий труда, а следовательно, и на приобретение работником новых индивидуальных прав (см. ст. 381 ТК и комментарий к ней).
В качестве основного средства правовой защиты от дискриминации ч. 4 ст. 3 ТК называет обращение в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Под судом в данном случае следует понимать не только федеральный районный или городской суд, но и мирового судью применительно к тем местностям, где сформирован и действует институт мировых судей (ст. 30 ГПК).
Любому лицу для осуществления права на защиту от дискриминации путем обращения в данные органы достаточно того, чтобы оно само посчитало себя подвергшимся дискриминации. В практическом плане такая формулировка закона означает презумпцию наличия дискриминации в обжалуемых действиях (бездействии) работодателя, вызывающую для последнего необходимость предоставлять доказательства, опровергающие выдвинутые против него обвинения.
В случае подтверждения факта
дискриминации пострадавшее от нее
лицо имеет право на возмещение материального
вреда и компенсацию морального
вреда. Когда в качестве пострадавшего
от дискриминации выступает
Правомерное поведение работника в организации.
Правомерное поведение – основная разновидность поведения
предусмотренного правовыми нормами. Правомерное поведение олицетворяет, как правило, единство интересов общества и личности, гражданина и коллектива.
Социальное значение
правомерного поведения
Поскольку правомерное поведение есть поведение, соответствующее требованиям нормы, а норма отражает господствующие интересы, то в правомерном поведении находят свое опосредованное выражение – воля и интересы всего общества. В социально- правовом смысле правомерное поведение можно определить как общественно необходимое, желательное и допустимое, с точки зрения интересов общества, поведение граждан, а коллективов, состоящее в соблюдении норм права, гарантированное и охраняемое государством.
Связь правомерного поведения с личностными интересами можно охарактеризовать как сложную, разнообразную и многофакторную. Правомерное поведение может быть привычным, желаемым, должным или вынужденным в зависимости от ряда конкретных обстоятельств.
Всякое поведение человека есть форма взаимодействия личности в социальной среде, мы можем выделить следующие этапы, или звенья,
такого взаимодействия:
а) формирование
личности с определенной
б) формирование
у субъекта конкретной
совершением правомерного
в) планирование поступка и принятие решений, включая совершение
действий и наступление
Правовое поведение
а) Особенности поведения должностных лиц. Характерные черты поведения должностных лиц определяются тем что они действуют не от своего имени, а от имени государственной или общественной организации. Поэтому и сами решения и действия должностных лиц, коль скоро они принимают и осуществляют в соответствии с его компетенцией, имеют силу актов деятельности данного коллектива со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сходство поведения должностных лиц с поведением гражданина, осуществляемого промерные действия, состоит в том, что: оно совершается конкретным дееспособным субъектом; субъективная сторона поведения должностных лиц, действующая в пределах компетенции, предлагает сознательные волевые действия; его
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Трудовое право