Контрольная работа по дисциплине "Трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

1. Экономист Тюрина была уволена по сокращению штатов по п. 2 ст. 81 ТК РФ. При рассмотрении в суде ее иска выяснилось, что Тюрина - одинокая мать, имеет двух детей, специального образования у нее нет, квалификация средняя. На еще одной должности экономиста в отделе оставлен Турков, имеющий высшее экономическое образование. Семьи у Туркова нет. Тюриной предлагали другую работу с некоторым снижением оклада, но она отказалась.
Каковы условия правомерности и порядок увольнения работников по данному основанию? Какое решение должен вынести суд?
2. Электромонтеры Свистунов и Никитин за три часа до окончания рабочего дня прекратили работу и пошли в винный магазин. Купив бутылку водки, распили ее, после чего Свистунов пошел домой, а Никитин вернулся на работу, где его и обнаружил управляющий АО «Луч». Через два дня после дачи письменных объяснений они бы¬ли уволены за появление на работе в нетрезвом состоянии.
Каковы условия правомерности увольнения по данному основанию? Решите дело.

Файлы: 1 файл

Трудовое право (вариант 1).doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Увольнение по п. 2 ст. 81 ТК РФ допускается только в том случае, если нельзя перевести работника с его согласия на другую работу.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности (ч. 4 ст. 75 ТК РФ).

Пункт 2 ст. 81 ТК РФ не применим к трудовым отношениям работника, который заключил трудовой договор с работодателем - физическим лицом (уволить работника по данному основанию нельзя).

 

Согласно ст.179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

Таким образом, работодатель обязан был (как и сделал) предложить Тюриной другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую ее квалификации. Основным условием оставления на работе является производительность труда, которая включает в себя образование работника и его квалификацию. Если Тюрина одинокая мать, имеющая детей в возрасте до 14 лет, то уволить ее не могут и суд должен удовлетворить ей в иске. Если же дети Тюриной старше 14 лет, при отказе ее от предложенной работы, она могла быть уволена (учитывая высшее экономическое образование Туркова) и в иске ей суд откажет.

 

 

2.   Электромонтеры Свистунов и Никитин за три часа до окончания рабочего дня прекратили работу и пошли в винный магазин. Купив бутылку водки, распили ее, после чего Свистунов пошел домой, а Никитин вернулся на работу, где его и обнаружил управляющий АО «Луч». Через два дня после дачи письменных объяснений они были уволены за появление на работе в нетрезвом состоянии.

 

Каковы условия правомерности увольнения по данному основанию? Решите дело.

 

В п. 6 ч. 1 статьи 81 ТК РФ предусмотрена возможность увольнения за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, к числу которых закон относит конкретные нарушения, в том числе прогул, т.е. отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более 4 ч подряд в течение рабочего дня (смены). Увольнение по данному основанию может быть, в частности, произведено за оставление работы без письменного предупреждения работодателя о расторжении трудового договора, самовольное использование дней отгулов или самовольный уход в отпуск. Расторжение трудового договора на основании подп. "а" п. 6 ч. 1 данной статьи может быть осуществлено как в случаях:

когда работник после прогула приступил к работе, так и тогда, когда он окончательно оставил ее;

 появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Такое состояние может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств (например, свидетельскими показаниями, актом, составленным представителями работодателя, другими работниками, и т.д.). Увольнение на основании подп. «б» п. 6 ч. 1 ст.81 может последовать, когда работник находился в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения как в месте выполнения своих трудовых обязанностей, так и на территории организации либо объекта, где по поручению работодателя должен выполнять трудовые функции. При этом не имеет значения, отстранялся ли работник от работы в связи с таким состоянием.

 

 

 

 

Таким образом, Никитин уволен по статье 81 п.6 ТК РФ:

б) появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения

А вот в отношении Свистунова поступили неправомерно, так как он не появлялся на рабочем месте в нетрезвом состоянии, и не отсутствовал на рабочем месте 4 часа, а отсутствовал только 3 часа.

То есть к Свистунову можно применить только:

  1. замечание;
  2. выговор (ст.192 ТК РФ).

 

 

3. Директор ОАО Воробьева постановлением государственного правового инспектора труда за нарушение сроков выплаты заработной платы была оштрафована на 20 минимальных размеров оплаты труда. Постановление в установленный срок исполнено не было.

В жалобе на имя руководителя инспекции труда Воробьева указала, что все предписания инспектора ею были выполнены в срок, расчеты с работниками произведены, наказание носит субъективный характер, т.к. отношения с инспектором у нее сразу не сложились.

Оцените доводы Воробьевой. Возможно ли изменение решения инспектора по такой жалобе? Как принудительно исполнить постановление о взыскании штрафа?

 

В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Федеральная инспекция труда - это единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическим лицами, на которых это законодательство распространяется. В названную систему входит Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития РФ и государственный инспекции труда в субъектах Российской Федерации, а также межрегиональные государственные инспекции труда, являющиеся территориальными органами министерства.

Органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

- осуществляют государственный  надзор и контроль за соблюдением  в организациях трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, посредством проверок, выдачи  обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных лиц к ответственности;

- анализируют причины  выявленных нарушений, принимают  меры по их устранению и  восстановлению нарушенных трудовых  прав граждан;

- осуществляют рассмотрение  дел об административных правонарушениях;

- направляют соответствующую  информацию в федеральные органы  исполнительной власти, органы исполнительной  власти субъектов РФ, органы местного  самоуправления, правоохранительные  органы и в суды;

- реализуют мероприятия  по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти;

- осуществляют надзор  и контроль за соблюдением  установленного порядка расследования  и учета несчастных случаев  на производстве;

- анализируют причины  нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, готовят предложения по их совершенствованию;

- принимают участие в  расследовании несчастных случаев  на производстве или проводят  его самостоятельно;

- участвуют в разработке  государственных стандартов по безопасности труда;

- запрашивают у федеральных  органов исполнительной власти  и их территориальных органов, органов исполнительной власти  субъектов РФ, органов местного  самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других  организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

- ведут прием и рассматривают  заявления, письма, жалобы и иные  обращения работников о нарушениях  их трудовых прав, принимают меры  по восстановлению нарушенных прав;

- осуществляют информирование  и консультирование работодателей  и работников по вопросам соблюдения  трудового законодательства;

- информируют общественность  о выявленных нарушениях трудового  законодательства, ведут разъяснительную  работу о трудовых правах работников;

- готовят и публикуют  ежегодные доклады о соблюдении  трудового законодательства, в установленном  порядке представляют их Президенту  Российской Федерации и в Правительство  РФ.

Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспектора труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

- беспрепятственно в любое  время суток посещать в целях  проведения инспекции организаций  всех организационно-правовых форм  и форм собственности;

- запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

- изымать для анализа  образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт;

- расследовать несчастные  случаи на производстве;

- предъявлять работодателям  обязательные для исполнения  предписания об устранении нарушений  трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

- приостанавливать работу  организаций, отдельных производственных  подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

- направлять в суды  при наличии заключений государственной  экспертизы условий труда требования  о ликвидации организации или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

- отстранять от работы  лиц, не прошедших в установленном  порядке обучение безопасным  методам и приемам выполнения  работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

- запрещать использование  и производство не имеющих  сертификатов соответствия или  не отвечающих требованиям охраны  труда средств индивидуальной  и коллективной защиты работников;

- выдавать разрешения  на строительство, реконструкцию, техническое  переоснащение производственных  объектов, производство и внедрение  новой техники, внедрение новых  технологий;

- выдавать заключения  о возможности принятия в эксплуатацию  новых или реконструируемых производственных объектов;

- выступать в качестве  экспертов в суде по искам  о нарушении законов и иных  нормативных правовых актов, содержащих  нормы трудового права, о возмещении  вреда, причиненного здоровью работников  на производстве;

- привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд.

Результат проверки оформляется актом, который составляется в двух экземплярах и должен содержать:

  • дату, время и место составления акта;
  • наименование органа госконтроля;
  • фамилию, имя, должность лица, проводившего проверку;
  • наименование проверяемого юрлица, должность представителя юрлица, присутствовавшего при проведении проверки;
  • дату и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях;
  • отметку об ознакомлении/отказе в ознакомлении с актом представителя юрлица;
  • подпись лица, проводящего проверку.

К акту прилагаются другие документы о сборе образцов проб продукции, протоколы проводимых исследований, объяснения должностных лиц проверяемого юрлица.

Экземпляр акта со всеми приложениями вручается представителю юрлица или направляется по почте.

Если в результате проведенного мероприятия по контролю выявлено административное правонарушение, должностным лицом органа госконтроля оформляется протокол о правонарушении и даются предписания к его устранению.

Согласно ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего госконтроль, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом своих полномочий влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа.

Также на работодателя налагается административная ответственность за непринятие по постановлению органа, рассмотревшего дело об АП, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти МРОТ (ст. 19.6 КоАП РФ).

Нарушение сроков выплаты заработной платы - серьезное нарушение трудовых прав работников. В связи с этим законодатель устанавливает целый комплекс правовых мер воздействия на работодателя, допускающего задержку заработной платы. Прежде всего это материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы. Она наступает при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику (ст. 236 ТК РФ).

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Трудовое право"