Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 19:29, контрольная работа
Описание работы
Понятие суверенитета, его содержание и закрепление в нормах конституционного права. Виды суверенитета и их соотношение. Формы реализации народного, государственного и национального суверенитета.
Министерство образования
и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО Уральский
государственный экономический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине " Конституционное
право "
Выполнила студентка
ЮР-13 Ом
Жестерова Оксана Ввалерьевна
Проверил
________________________________
Оценка ________________________
_________________________
(подпись преподавателя)
«_______» _______________ 201____г.
Екатеринбург
2013
Вариант № 3
Понятие суверенитета, его содержание
и закрепление в нормах конституционного
права.
Виды суверенитета и их соотношение.
Формы реализации народного, государственного
и национального суверенитета.
Введение
Суверенитет является необходимой
предпосылкой осуществления Россией самостоятельной
и эффективной политики. Участие нашего
общества и государства в экономических,
политических, идеологических и других
глобальных процессах предполагает одновременное
укрепление народного суверенитета, эффективное
выражение его в деятельности государственных
институтов.
Актуальность темы контрольной
работы обусловлена тем, что с древнейших
времен и до наших дней вопросы суверенитета
являются одной из основных проблем международного,
межгосударственного общения, приобретая
новые акценты в изменяющихся исторических
условиях.
Следует признать, что стремление
к формированию однополярного мира, попытки
воздействия на международные процессы,
частые, а иногда и небезуспешные попытки
государств, стали частью политики ряда
зарубежных экономически развитых стран,
являющихся конкурентами России в глобальных
процессах. В этих условиях обеспечение
независимости народовластия является
актуальной задачей для нашего государства,
а сам суверенитет приобретает черты наиболее
фундаментальной социальной ценности.
Не случайно Президент РФ в своем Послании
Федеральному Собранию РФ от 25 апреля
2005 г. обратил внимание на то, что именно
наши ценности определяют и наше стремление
к росту государственной самостоятельности
России, укреплению ее суверенитета. Причем
место России в современном мире будет
определяться лишь тем, насколько сильными
и успешными мы будем.
Понятие суверенитета, его содержание
и закрепление в нормах конституционного
права.
Конструктивным методом анализа
понятия суверенитет является его трактовка
как состояния, определяемого, с одной
стороны, в рамках модели «существует
- не существует», а с другой - в рамках
оценочно-сравнительной модели «существует
в такой-то степени», «более суверенен,
чем…», «суверенен в таком-то круге вопросов».
Любой суверенитет в каком-то смысле частичен
и ограничен - как ограничена любая власть.Можно
утверждать, что понятие «суверенитет»
является связующим звеном между юридической
наукой (суверенитет де-юре) и политической
наукой (суверенитет де-факто), между желаемой
(или декларируемой) моделью государственной
власти и ее реальным состоянием. Понятие
суверенитета является сложным и многомерным,
трудно не согласиться с М.Н. Марченко,
который отмечает, что, несмотря на традиционность
и кажущиеся простоту и обыденность определения
понятия и содержания суверенитета, эта
тематика имеет важное теоретическое
и практическое значение. Возрастание
значимости указанной тематики находится
в прямой связи с попытками обоснования
концепций, ставящих под сомнение ценность
суверенитета в глобальной политике и
призванных идеологически обеспечивать
вмешательство во внутренние дела государств,
экономическую, политическую, духовную
экспансию. В международном плане все
более открыто ставится под сомнение действовавшая
три с половиной века так называемая Вестфальская
правовая система с такими центральными
принципами, закрепленными в уставе ООН
и перешедшими в конституции государств,
как государственный суверенитет, неправомочность
вмешательства во внутренние дела и нерушимость
границ. Суверенитет государства, т.е.
государственный суверенитет, производен
от народного суверенитета. Конституция
РФ носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации
признает ее многонациональный народ
(ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане
Российской Федерации имеют право участвовать
в управлении делами государства как непосредственно,
так и через своих руководителей. Граждане
Российской Федерации имеют право избирать
и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
а также участвовать в референдуме. Граждане
Российской Федерации имеют равноправный
доступ к государственной службе. Граждане
Российской Федерации имеют право участвовать
в отправлении правосудия».А значит народный
и государственный суверенитет «настолько
взаимосвязаны, что не возможна полная
реализация народом суверенитета без
наличия государства, (еще Гегель писал
о том, что народы, не образовавшие государства,
не принадлежат истории) и наоборот, процветание
развитого демократического государства,
не признающего так или иначе суверенитета
своего народа. Сегодня государственный
и народные суверенитеты нераздельно
сосуществуют в государственной и общественной
жизни».Как отмечает И.А. Умнова, сочетание
народного и государственного суверенитетов
- это «свойство и способность государства
самостоятельно определять свою внутреннюю
и внешнюю политику при условии соблюдения
прав человека и гражданина, защиту прав
национальных меньшинств и соблюдения
норм международного права».Итак, государственный
суверенитет - это присущее государству
верховенство на своей территории и независимость
в международных отношениях. Государственный
суверенитет включает такие основополагающие
принципы, как единство и неделимость
территории, неприкосновенность территориальных
единиц и невмешательство во внутренние
дела. Если какое бы то ни было иностранное
государство или внешняя сила нарушает
границы данного государства или заставляет
его принять то или иное решение, не отвечающее
национальным интересам его народа, говорят
о нарушении его суверенитета.Выступая
признаком государства, суверенитет характеризует
его как особого субъекта политических
отношений, как главного компонента политической
системы общества.
Суверенитет является полным
и исключительным, одним из неотъемлемых
свойств государства. Более того, именно
он и есть тот критерий, который позволяет
отличить страну от других публично-правовых
союзов.
Виды суверенитета и их соотношение
Формирование системы национальных
суверенных государств, тем не менее, не
означает того, что в каждом конкретном
случае за понятием государственного
суверенитета стоит одно и то же содержание.
Суверенитет некоторых стран является
более полным, чем у других, а в отдельных
случаях представлен в качестве юридической
фикции. Эти факты становятся очевидными,
если посмотреть на отдельные составляющие
понятия суверенитета. Для полноценного
участия во внешней политике государство
должно обладать Международным юридическим
суверенитетом - это один из самых главных
видов суверенитета.
Международный юридический
суверенитет связан со взаимным признанием
государств. Государства в международной
системе, подобно гражданам страны во
внутренней политике, свободны и равны.
Так же существуют такие виды
суверенитетов:
Вестфальский суверенитет -
исключение внешних источников власти
как de jure (юридически), так и de facto (фактически).
Согласно этому принципу, в рамках собственных
границ государство обладает монополией
на принятие решений.
Внутренний суверенитет - внутренние
полномочия государственных структур
и способность эффективно влиять на поведение
населения. Эта возможность государства
в решающей степени зависит от лояльности
граждан.
Суверенитет взаимозависимости
- способность государств контролировать
движения через свои границы. Эта способность
никогда не была абсолютной, но особенно
ограниченной стали возможности государства
в связи с развитием технологий.
Легко увидеть, что не каждое
государство обладает в полной мере всеми
видами суверенитета. Так, например, Тайвань
способен контролировать как свои границы,
так и население, однако не обладает международным
юридическим суверенитетом, а вестфальский
суверенитет ограничен фактическим протекторатом
США. Соответственно внешняя политика
такого государства носит в себе ограниченный
характер. В слаборазвитых странах нередко
складывается другая ситуация: международное
признание и фактическое невмешательство
в дела страны сопровождается неспособностью
правительства эффективно поддерживать
гражданский мир. Процессы подрыва целостности
государственного суверенитета идет сразу
с нескольких сторон: от других государств,
от внутригосударственных регионов, от
общественных и коммерческих организаций.
В этой ситуации имеет смысл обратить
внимание на конкурентов.Присущие государству
признаки суверенитета - верховенство
и независимость - неразрывно связаны
между собой, предопределяют друг друга,
являются взаимообусловленными. Без верховенства
в пределах государственной территории
не существует независимости государства
в международных отношениях с другими
государствами. Без независимости от других
государств неосуществимо и верховенство
государства в пределах его территории.
Это не препятствует, однако, раздельному
рассмотрению сущности указанных юридических
признаков (свойств) государства, юридических
признаков государственного суверенитета.
Территориальное верховенство. Верховенство
государства на своей территории (территориальное
верховенство) означает, что государство
осуществляет высшую, верховную власть
(юрисдикцию) в отношении всех лиц и их
объединений, находящихся на его территории.
Государство обладает полновластием,
полнотой публичной власти (законодательной,
исполнительной, судебной) в пределах
своей территории, исключающей деятельность
в этих пределах любой иной публичной
власти. Отдельные изъятия из такого полновластия
(установление иммунитета от юрисдикции
государства) возможны лишь при условии
согласия на то и соответствующего волеизъявления
данного государства. Веления государственной
власти, выступающей от лица государства,
являются обязательными для всех органов
государства, должностных лиц, граждан,
их объединений, иностранцев и апатридов,
находящихся в пределах государственной
территории. Территориальное верховенство
государства есть следствие того факта,
что над ним нет другой высшей власти,
которая могла бы устанавливать или ограничивать
правомочия государства и требовать его
подчинения себе. Государство обладает
верховенством в пределах своей территории
исключительно в силу собственных свойств,
порождаемых объективными условиями жизни
организованного в государство общества.
Территориальное верховенство государства
проявляется и в том, что в его руках концентрируется
вся принудительная власть и все средства
властного принуждения. Властное принуждение
может применяться органом государства
от лица государства либо непосредственно
на то управомоченной негосударственной
организацией, правомочия и само существование
которой зависят исключительно от воли
государства. Монополизация государством
властного принуждения вовсе не означает,
что государство только и делает, что принуждает
исполнять свою волю, но означает, что
только государство может принуждать
властными методами и средствами. Верховенство
государства выражается также в том, что
только государство может предписывать
обязательные для находящихся в его пределах
органов, организаций и лиц правила поведения,
т.е. создавать право и обеспечивать его
исполнение. Лишь воля государства, выраженная
управомоченным на то органом (органами)
государственной власти, становится правом.
Существо такой государственной воли,
выраженной в праве, определяется, естественно,
материальными условиями жизни и деятельности
организованного в государстве общества.
Территориальное верховенство
государства, проявляющееся в деятельности
государственной власти, проистекает,
в частности, из двух качественных особенностей
последней - ее единства и юридической
неограниченности. Единство государственной
власти состоит в том, что система ее органов
составляет в совокупности единую государственную
власть. Юридическое единство государственной
власти выражает то, что: а) совокупная
компетенция органов государственной
власти охватывает все правомочия, необходимые
для осуществления функций государства,
и б) различные органы, принадлежащие к
этой системе, не могут предписывать одновременно
одним и тем же субъектам при одних и тех
же обстоятельствах взаимоисключающие
друг друга правила поведения. Все это
должно предусматриваться и обеспечиваться
внутренним правом государства. Единству
государственной власти, следовательно,
отнюдь не противоречит распределение
функций и правомочий государства между
органами государственной власти, составляющими
в своей совокупности единую государственную
власть. Это не разделение власти, а ее
организация. Международное право безусловно
исходит из единства государственной
власти. Так, согласно одному из положений
разрабатываемого Комиссией международного
права Проекта статей об ответственности
государств, поведение любого органа государства,
имеющего такой статус согласно внутреннему
праву этого государства, рассматривается
согласно международному праву и при условии,
что в данном случае указанный орган действовал
в качестве такового, как деяние такого
государства (ст. 5). Поведение органа государства,
административно-территориального подразделения
или организма, управомоченного осуществлять
определенные прерогативы государственной
власти, при тех же условиях должно в соответствии
с международным правом рассматриваться
как деяние государства, даже если в данном
случае этот орган превысил свои полномочия,
установленные внутригосударственным
правом, или нарушил инструкции, касающиеся
его деятельности (ст. 10). Таким образом,
территориальное верховенство государства
осуществляется не отдельными органами
государственной власти, а государственной
властью как единым целым. Если бы государственная
власть состояла из нескольких независимых
друг от друга органов, то в пределах данного
государства было бы несколько осуществляющих
территориальное верховенство властей
или вообще не существовало бы никакой
верховной государственной власти.
Другой качественной особенностью
государственной власти является ее юридическая
неограниченность. Действительно, из самого
территориального верховенства государства
следует неограниченность государственной
власти какими-либо внешними правовыми
предписаниями, иначе верховной была бы
такая предписывающая власть. Государственная
власть не ограничена и национальным правом,
поскольку она действует на основе ею
же установленного права. Государство
в лице государственной власти может изменить
или отменить те или иные нормы государственного
права, издать иную конституцию. Только
государство в лице государственной власти
устанавливает национальное право, сам
порядок правотворчества и в этом смысле
стоит над правом. Иными словами, юридическая
неограниченность государственной власти
означает лишь то, что над ней нет высшей
власти, предписывающей ей нормы поведения.
Независимость государства. Независимость
государства в международных отношениях
есть признак государственного суверенитета,
имеющий в виду прежде всего и главным
образом его независимость во взаимоотношениях
с другими государствами - основными субъектами
международного права. Если во внутригосударственных
общественных отношениях государство
выступает как обладающее исключительной
юрисдикцией в отношении всех лиц и их
объединений, находящихся на его территории,
то в противоположность этому для международных
отношений характерно неподчинение государств
какой-либо стоящей над ними власти, обладающей
компетенцией предписывать им правила
поведения в международном общении. Тем
самым они взаимно независимы. Естественно,
речь идет о независимости государств
как юридической категории, устанавливаемой
и регламентируемой международным правом
с добровольного на то согласия заинтересованных
государств. Этому отнюдь не противоречит
фактическая, объективная взаимозависимость
государств в разрешении все обостряющихся
глобальных проблем современности, порождающая
необходимость их сотрудничества и регулирование
их взаимоотношений международным правом
как совокупностью и системой юридически
обязательных норм общего и локального
характера. Альтернативы такому регулированию
по взаимному согласию государств путем
учреждения некой стоящей над государствами
мировой власти нет, по крайней мере государства
и народы мира пока к тому явно не готовы.
Поэтому в основе современного международного
права лежит выраженное в его основополагающих
нормах требование строгого уважения
государствами суверенитета друг друга.
Основными такими нормами являются нормы-принципы
о суверенном равенстве государств; неприменении
силы или угрозы силой в межгосударственных
отношениях; невмешательстве в дела, по
существу входящие во внутреннюю компетенцию
любого государства; мирном разрешении
межгосударственных споров; межгосударственном
сотрудничестве. В международном праве
взаимная независимость государств проявляется
в двух ее аспектах: в независимости государства
в его внутренних делах (внутренняя независимость)
и в его независимости во внешних делах
(внешняя независимость). Внутренняя независимость
государства обеспечивается тем, что международное
право не регулирует и в принципе не может
регулировать внутригосударственные
общественные отношения. Свое позитивное
воплощение это находит в признании государствами
недопустимости вмешательства во внутренние
дела друг друга. Государства могут брать
и действительно берут международные
обязательства об определенном обращении
с находящимися на их территории юридическими
и физическими лицами любой или иностранной
принадлежности, подлежащие исполнению
в их внутреннем порядке или правопорядке.
Однако такие обязательства не могут затрагивать
и не затрагивают основного существа их
компетенции во внутренних делах (внутренней
независимости) - сферы их общественно-политического
устройства. Каждое государство свободно
и независимо от других государств устанавливает
такой общественный и государственный
строй и правопорядок, которые отвечают
уровню развития, потребностям и интересам
организованного в данное государство
общества. Именно поэтому государства
различают в прошлом и настоящем по их
социальному устройству (рабовладельческие,
феодальные, капиталистические, социалистические
или иные) и по форме правления: монархии
(абсолютные, ограниченные, конституционные),
республики (парламентские и президентские),
деспотии, диктатуры, тоталитарные государства,
автократии и демократии (представительные
и непосредственные) и т.д. Иначе говоря,
соответствующие характеристики выявляют
те или иные различия между государствами.
Единственной общей характеристикой государств
является присущий любому из них суверенитет.
Независимость государства в международных
отношениях проявляется, в частности,
в том, что юридически обязательной для
государства международно-правовой нормой
может стать лишь такое правило поведения,
в отношении которого имеется на то прямое
его согласие. Никакое другое государство
или группа государств не могут предписывать
государству правила его поведения в международных
отношениях.
Формы реализации народного, государственного
и национального суверенитета.
Формы реализации народного
суверенитета
Осуществление народного суверенитета
происходит в двух формах:
непосредственно (референдум
и свободные выборы);
через органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением
власти народа являются референдум и свободные
выборы. Право на участие в осуществлении
власти в этих формах принадлежит только
лицам, являющимся гражданами РФ (ст. 32
Конституции). Прямое волеизъявление граждан,
как это вытекает из ч. 2 ст. 130 Конституции,
возможно и в других формах, хотя они в
Конституции не раскрываются. Такими формами
являются собрания избирателей, собрания
граждан какой-то территориальной единицы
(села, района), петиции, индивидуальные
и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления.
Референдум — это осуществляемое
путем тайного голосования утверждение
(или неутверждение) гражданами проекта
какого-либо документа или решения, согласие
(или несогласие) с теми или иными действиями
парламента, главы государства или правительства.
Наряду с общегосударственными референдумами
возможны референдумы на уровне субъектов
Федерации и местного самоуправления.
Порядок проведения референдумов в РФ
установлен Федеральным конституционным
законом «О референдуме РФ». Основные
гарантии реализации гражданами конституционного
права на участие в референдуме, а также
права избирать и быть избранными в органы
государственной власти и местного самоуправления
закреплены в Федеральном законе «Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан РФ»
от 12 июня 2002 г.
Другая форма непосредственного
волеизъявления народа — свободные выборы.
Выборы — это участие граждан в формировании
органов государственной власти и местного
самоуправления путем тайного голосования.
Они имеют смысл только тогда, когда являются
свободными, предоставляют гражданам
возможность выбрать одного из нескольких
кандидатов, а их результаты не фальсифицируются.
Периодические выборы — важная основа
конституционного строя и высшей легитимности
власти. Совокупность правовых норм, регулирующих
порядок проведения выборов, образует
избирательное право, являющееся составной
частью (институтом) конституционного
права. В Конституции РФ отсутствует самостоятельная
глава об избирательном праве, в ней закреплены
только нормы о выборах Президента, да
и то самые основные. Порядок выборов в
Государственную Думу определен федеральным
законом. Порядок выборов в органы государственной
власти субъектов РФ определяется их конституциями,
уставами, а также законами в соответствии
с федеральным законом. Порядок выборов
в местное самоуправление устанавливается
выборными органами местного самоуправления
в соответствии с федеральным законом
и законами субъектов РФ. Демократизм
избирательного права исключает возможность
дискриминации, т. е. отстранения от выборов
каких-либо граждан или групп, кроме указанных
в конституции, — конституционный уровень
в данном случае необходим, поскольку
речь идет об ограничении одного из основных
прав граждан. В ряде стран, как еще недавно
и в нашей стране, непременными атрибутами
демократизма избирательной системы рассматривались
право отзыва депутатов и наказы избирателей.
Ныне в Конституции РФ такие положения
не предусматриваются. Сложный и обширный
институт избирательного права призван
обеспечить выявление подлинной воли
народа, выражение его суверенитета. Необходимые
гарантии гражданам предоставляются
Федеральным законом «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан РФ».