Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 19:29, контрольная работа
Описание работы
Понятие суверенитета, его содержание и закрепление в нормах конституционного права. Виды суверенитета и их соотношение. Формы реализации народного, государственного и национального суверенитета.
Формой опосредованного осуществления
власти народа являются органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Эти органы прямо или косвенно формируются
с участием граждан, т. е. на основе выборности
или подчиненности выборным органам. Возможность
для граждан России выражать свою волю
в процессе как формирования этих органов
государства, так и их работы закрепляется
несколькими конституционными нормами.
Конституция устанавливает право граждан
участвовать в управлении делами государства
как непосредственно, так и через своих
представителей. Право граждан избирать
и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
право обжаловать действия органов власти
в суде, равный доступ к государственной
службе и ряд других норм служат конкретными
гарантиями суверенитета народа в рассматриваемой
области.
Народное волеизъявление служит
базисом деятельности всех ветвей государственной
власти, оно интегрировано в право. Разумеется,
народ более непосредственно определяет
законодательную власть, поскольку представительные
органы напрямую избираются гражданами.
Однако воля народа остается системообразующим
фактором также дляисполнительной и судебной
властей, поскольку они формируются выборными
представительными органами или выборным
главой государства. Это, разумеется, косвенная
форма выражения воли народа, но она тем
не менее достаточно легитимна. Совершенно
ясно, что народ, состоящий из многочисленных
групп и слоев, не может непосредственно
управлять государством с его весьма разветвленным
аппаратом, что требует профессионализма.
В государственный аппарат входят армия,
правоохранительные органы, специализированные
учреждения во многих областях. Контроль
за деятельностью этих органов и учреждений
не может быть всенародным, но может и
должен быть демократическим, носить гласный
характер, хотя и с допущением разумной
и законом обусловленной секретности.
Важную роль призваны играть средства
массовой информации. Государственный
аппарат должен комплектоваться демократическим
путем на основе равных возможностей для
всех граждан. Строгое соблюдение демократических
принципов в формировании и деятельности
государственного аппарата — важная сторона
народовластия.
Таким образом, предусмотренная
Конституцией реализация суверенитета
народа через органы государственной
власти и органы местного самоуправления
осуществляется как прямо, так и косвенно.
Она носит многоплановый характер и гарантируется
закрепляемыми в Конституции правами
граждан, а также соответствующими полномочиями
выборных органов государства.
Формы реализации национального
суверенитета и права нации
на самоопределение: 1) сепарация
– создание собственного государственного
образования путем отделения; 2) создание
субъекта федерации; 3) создание национальной
автономии; 4) создание муниципального
образования. В мононациональном Г субъекты
нации и субъектный состав народного суверенитета
совпадают, но на практике последний =
диалектической сумме субъектов всех
национальных суверенитетов на данной
территории. Должно быть совластие. Формы
реализации народного и национального
суверенитета различны и цели у них разные:
у первого – осуществление власти, у второго
– обеспечение национального саморазвития
(власть играет роль обеспечения этого
развития).
Задачи.
Международным договором, закрепленным
РФ и одним из государств Восточной Европы
в 1991 году, предусмотрена выдача преступника,
являющегося гражданином России, в случае угона
им самолета, принадлежащего данному государству,
для предания его суду по законам этого государства. Этот
договор противоречий статье 61 Конституции
РФ. Положение какого нормативного акта будут применяться в случае угона иностранного самолета российским гражданином?
Ответ.
Согласно статье 15 «Конституция
РФ», если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора. Международные
договоры Российской Федерации регулируют
отношения России с зарубежными государствами
и международными организациями. Они заключаются
в соответствии с Конституцией и федеральными
законами от имени Российской Федерации
уполномоченными федеральными органами.
После официального признания, ратификации
и одобрения международные договоры в
установленном порядке приобретают обязательную
силу на территории России. В Федеральном
законе «О международных договорах Российской
Федерации», принятом Государственной
Думой 16 июня 1995г. и вступившем в силу 21
июля 1995г. дано определение таких договоров.
Так, «международный договор Российской
Федерации» означает международное соглашение,
заключенное Россией с иностранным государством
(или государствами) либо с международной
организацией в письменной форме и регулируемое
международным правом. Международные
договоры Российской Федерации заключаются
от имени Российской Федерации (межгосударственные
договоры), от имени Правительства Российской
Федерации (межправительственные договоры),
от имени федеральных органов исполнительной
власти (договоры межведомственного характера).
Международные договоры являются существенным
элементом стабильности международного
правопорядка и отношений России с зарубежными
странами. Российская Федерация выступает
за неукоснительное соблюдение договорных
и обычных норм, подтверждает свою приверженность
основополагающему принципу международного
права — принципу добросовестного выполнения
международных обязательств.
В 1992г. в действовавшую в то
время Конституцию РСФСР 1978г. была внесена
новелла, содержавшая принцип приоритета
общепризнанных норм международного права,
однако его действие ограничивалось сферой
прав человека. Часть 4 настоящей статьи
придала данному принципу более широкий,
чем ранее, характер и изложила его в достаточно
категорической форме. Прежде всего, международные
договоры России наряду с общепризнанными
принципами и нормами международного
права являются в соответствии с российской
Конституцией составной частью правовой
системы Российской Федерации. В случае
расхождения закона и иного нормативного
акта с международным договором, в котором
участвует Российская Федерация, или с
общепризнанными нормами международного
права применяются правила, установленные
этими нормами или договором. Согласно
ст.46 «Конституции РФ» каждый вправе в
соответствии с международным договором
Российской Федерации обращаться в межгосударственные
органы по защите прав и свобод граждан,
если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные
средства правовой защиты. Положения официально
опубликованных международных договоров
Российской Федерации, не требующие издания
внутригосударственных актов для применения,
действуют в Российской Федерации непосредственно.
Для осуществления иных положений международных
договоров принимаются соответствующие
правовые акты. В соответствии с подписанными
Российской Федерацией международно-правовыми
документами и нормами международного
права действие российских законов может
не распространяться на дипломатических
представителей и некоторых сотрудников
представительств иностранных государств
и международных организаций в силу обладания
ими дипломатическим иммунитетом. Согласие
Российской Федерации на обязательность
для нее международного договора может
выражаться путем: подписания договора;
обмена документами, образующими договор;
ратификации договора; утверждения договора;
принятия договора; приложения к договору,
а также путем применения другого способа
выражения согласия, о котором могут условиться
договаривающиеся стороны. Вступившие
в силу для Российской Федерации международные
договоры, решение о согласии на обязательность
которых для нашего государства принято
в форме федерального закона, подлежат
официальному опубликованию по представлению
МИД России в «Собрании законодательства
Российской Федерации».
Литература.
1. "Конституция Российской
Федерации" (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках
к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ,
от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Федеральный конституционный
закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010)
"О Конституционном Суде Российской
Федерации" (с изм. и доп., вступающими
в силу с 09.02.2011)
3. Федеральным законом
от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве
Российской Федерации"
4. Конституционное (государственное)
право России: специальная литература
[Текст] : справ. пособие / [А. И. Борновицкая
и др.] ; отв. ред. Т. Д. Зражевская. – Воронеж
: Издательство ВГУ, 2009. – 207 с
Литература.
1. Конституция РФ.1993 года.
2. М. В. Баглай. Конституционное
право РФ. Москва , 1999 год.
3. В. Е. Чиркин. Конституционное
право. Москва. 1998 год.
4. Ю.Д. Казанчев. Конституционное
право. Москва .1998 год.
5 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 «Конституция РФ» от
12.12.1993 ст. 15,
2 Федеральный закон "О
международных договорах Российской
Федерации"от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ
3 «Гражданского кодекса
Российской Федерации (часть первая)»
от 30.11.1994