Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 08:23, контрольная работа
Правоотношения можно классифицировать по различным основаниям (критериям). По отраслевому признаку различают правоотношения конституционные, гражданские, административные, уголовные, уголовно-процессуальные, международные и т. д. Можно также разграничивать правоотношения частноправовые и публично-правовые, «материальные» и процессуальные.
В частноправовом отношении субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность. В таком отношении различают активную и пассивную стороны.
Контрольная работа
по предмету: «Основы права»
39. Виды правоотношений.
Правоотношения можно классифицировать по различным основаниям (критериям). По отраслевому признаку различают правоотношения конституционные, гражданские, административные, уголовные, уголовно-процессуальные, международные и т. д. Можно также разграничивать правоотношения частноправовые и публично-правовые, «материальные» и процессуальные.
В частноправовом отношении субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность. В таком отношении различают активную и пассивную стороны. Субъект правоотношений, который имеет субъективное право, называется активным субъектом, а субъект правоотношений, на которого возложена юридическая обязанность, называется пассивным субъектом. В публично-правовых отношениях речь идет о юридических обязанностях, которые должны соблюдать субъекты правоотношений. Например, в уголовном праве закрепляется обязанность лица воздерживаться от поведения, запрещенного уголовным законом. В финансовом праве говорится об обязанностях платить налоги. В административном праве – об обязанностях не нарушать норм, установленных в области административного управления.1
Таким образом, становится ясно, что в публично-правовых отношениях не может быть и речи о каких-либо субъективных правах лиц. Есть только публично-правовой интерес. Государство возлагает на граждан определенные обязанности, а своих представителей наделяет властными полномочиями для осуществления своих функций. В том и другом случае имеется в виду должное поведение. По характеру связей между субъектами правоотношения делятся на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях, которых большинство, всегда конкретно определены стороны этих отношений. К примеру, если мы заключаем договор купли-продажи, то тут конкретно обозначены обе стороны – продавец и покупатель.
В этом смысле всегда субъективному
праву соответствует
В конкретных правоотношениях вопрос касается всеобщих прав и всеобщих юридических обязанностей. В относительных правоотношениях нет всеобщих прав и всеобщих юридических обязанностей. В абсолютных правоотношениях есть конкретный состав прав данного субъекта и всеобщая обязанность других не нарушать права этого лица.
Есть определенные исторически и социально обусловленные права человека и гражданина, необходимые для нормального существования человеческого общества и гражданина. В демократическом правовом обществе они закреплены в Основном законе государства. Это такие основные права и свободы человека и гражданина, как право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на собственность, честь, достоинство, свободу слова, демонстраций и иные политические свободы, право на труд, на социальное обеспечение, на образование и др. Эти всеобщие права граждан необходимы для достойного человеческого существования. Любое государство, подписавшее Венский договор, должно привести свое национальное законодательство в соответствие с международным правом.
Основные права и свободы носят естественный характер. Неотъемлемость, неотчуждаемость основных прав означает, что они присущи человеку с момента рождения. Он может реализовать их, не нарушая права и свободы других людей.
Есть круг всеобщих прав, для реализации которых человек не должен вступать в какие-то правоотношения. Сам факт, что они принадлежат индивиду, говорит о том, что другие обязаны их не нарушать. Например, конституционное право каждого человека на честь и достоинство. Для осуществления этих прав, лицо не должно вступать в какие-то юридические отношения. Если никто не нарушает право чести и достоинства, право жилища человека, то эти права реализуются, однако никаких правоотношений не возникает. Если кто-то нарушает эти права, то возникают правоотношения.
Вовсе не все всеобщие права могут осуществляться без каких-либо правоотношений. Так, например, право на труд вытекает из закона. Если гражданину незаконно отказывают в приеме на работу, то эти действия могут быть обжалованы в суд. Право на труд реализуется в конкретных трудовых правоотношениях. Каждый гражданин, достигший определенного возраста, имеет право участвовать в выборах. Но это право он осуществляет не тогда, когда ему хочется, а когда в установленном законодательством порядке организуются выборы, и осуществляется это право при определенных правоотношениях.3
Всеобщие права граждан,
закрепленные в конституции, в одних
случаях могут ими
Необходимо различать, в каких случаях всеобщие права следует охранять, а в каких нет, раз эти права реализуются в определенных правоотношениях. В конституционном праве права и свободы человека и гражданина – это абсолютные права, так как все обязаны их уважать и не нарушать.
Правовые отношения
делятся на простые и сложные.
Простое правоотношение – это
такое правоотношение, когда одному
субъективному праву
Очень часто ученые делят
правоотношения на регулятивные и охранительные,
т. е. в первом случае делается акцент
на регулировании известных
Но в юридической литературе, как правило, подчеркиваются различия между регулятивными и охранительными правоотношениями. Вместе с тем и в теории, и на практике надо учитывать, что регулятивные правоотношения одновременно являются и охранительными, т. е. можно сказать, что они взаимосвязаны. Хотя это самое распространенное деление видов правоотношений, следует однако сказать, что ни одно правоотношение не возникнет, если для этого нет определенных условий, фактических обстоятельств. Данное обстоятельство тоже доказывает, что закон не порождает правоотношение как таковое.
51. Политико-правовой режим.
Термин «демократия» греческого происхождения. В буквальном переводе он означает «власть народа». Первые демократические формы политической жизни появились еще в древности: ученые говорят о существовании первобытной, или общинной, демократии в ранний период истории человечества. Демократия была хорошо известна и в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим). Классическим образцом античной демократии считаются Афины. Расцвет афинской рабовладельческой демократии приходится на V в. до н. э. и связан прежде всего с именем Пернкла. В европейском средневековье также неоднократно возникали демократические города- государства (например,Новгород, Венеция, Генуя, и др.).5
В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными чертами демократического режима являются: формирование органов власти выборным путем, свобода деятельности различных субъектов политической жизни, признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.
Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.
Тоталитарный режим – это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны, государства. Западные политологи (3. Бжезинский и К. Фридрих) выделяют следующие признаки тоталитарного режима:6
1) наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обожествление лидера, его пожизненная несменяемость;
2) наличие официальной,
господствующей в обществе
3) монополия власти
на информацию, ее полный контроль
над средствами массовой
4) монополия государства на
5) наличие мощного аппарата
6) подчинение экономики
В современной философско-
Тоталитарный режим может
Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.
Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным.
Авторитаризм – это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демократическому. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных обществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (политическая культура масс, гражданское общество, уважение к закону). Попытка «перескочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.7
Военный режим – это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.
Признаками военного режима являются:
1) переход власти в результате военного переворота к хунте;
2) отмена конституции и замена ее актами военных властей;
3)роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными:
4) ограничение действия
5)создание при хунте
Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции.
99. Нотариат и его задачи.
Защита субъективных
прав и охраняемых законом интересов
граждан и организаций в
Это не только государственные нотариальные конторы и нотариусы, занимающиеся частной практикой, в эту систему входят и должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение нотариальных действий; должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают нотариальные действия на территории других государств; правом совершать отдельные нотариальные действия наделены главные врачи, их заместители по медицинской части, дежурные врачи больниц, других стационарных учреждений, а также директора и главные врачи домов для престарелых и инвалидов, командиры воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений и ряд других лиц. 9