Контрольная работа по "Трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

Особая охрана труда женщин начинается уже с момента приема их на работу, поскольку статья 253 ТК РФ ограничивает возможность применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию1. Согласно специальному перечню, кото

Содержание работы

Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.
Международно-правовое регулирование труда.

Файлы: 1 файл

Вариант 1 трудовое право.docx

— 32.68 Кб (Скачать файл)

Вариант 1

 

  1. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
  2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.
  3. Международно-правовое регулирование труда.

 

Задача

Токарь Сидоренко отлучился  из цеха без уважительной причины, оставив  работающим станок. Через некоторое  время станок сломался. На предприятии  был издан приказ об удержании  из заработной платы Смирнова полной стоимости ремонта станка и неполученных доходов. Законен ли приказ работодателя? Как он мог поступить в данном случае? Обоснуйте свой ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Особенности  регулирования труда женщин и  лиц с семейными обязанностями

Особая охрана труда женщин начинается уже с момента приема их на работу, поскольку статья 253 ТК РФ ограничивает возможность применения труда женщин на тяжелых работах  и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных  работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному  и бытовому обслуживанию1. Согласно специальному перечню, который утверждается в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, установлены производства, работы, профессии, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для них. В названном перечне такие работы определены по отраслям хозяйства, производствам и видам работ (например, "Пищевая промышленность", "Сельское хозяйство", "Полиграфическое производство", "Горные работы"), однако по количеству запрещенных для женщин работ новый перечень несколько отличается от прежнего списка.

Исключение составляют работы, выполняемые женщинами, занимающими  руководящие посты и не выполняющими физической работы; женщинами, занятыми санитарным и бытовым обслуживанием; женщинами, проходящими курс обучения и допущенными к стажировке в  подземных частях организации; женщинами, которые должны спускаться время  от времени в подземные части  организации для выполнения работ  нефизического характера (например, врачами, средним и младшим медицинским  персоналом, буфетчицами и др.). Перечень должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с  подземными работами, на которых разрешается  в виде исключения применение женского труда, приведен в п. 2 примечаний к Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ № 1622.

Запрещается применение труда  женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих допустимые для них  установленные предельные нормы  переноски. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается и вес тары и упаковки.

При оценке тяжести и вредности  условий труда для женщин учитываются  признанные в профессиональной гигиене  противопоказания, которые связаны  с физическим напряжением, с подъемом и переноской тяжестей; неблагоприятным  климатом и метеорологическими условиями; воздействиями высоких и низких температур, давления, облучения; с  вынужденным ненормальным положением тела; с повышенной опасностью травмирования, сотрясения; со специфическим воздействием ядов и химических веществ и т.п.

Министерство труда и  социального развития РФ письмом  от 9 июля 1998 г. № 3971-ММ в адрес своих территориальных органов по вопросам занятости населения установило Порядок трудоустройства женщин детородного возраста (с 16 до 49 лет) при их выводе с тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда. Высвобождение происходит за счет внутрипроизводственных перемещений на свободные рабочие места и вакантные должности и за счет профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

С 1 января 1991 г. для женщин, работающих в сельской местности, установлены:

- дополнительный выходной  день в месяц без сохранения  заработной платы;

- 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность  рабочей недели не установлена  иными законодательными актами.

Предусмотрено:

- повышение на 30% оплаты  труда женщин на работах, где  по условиям труда рабочий  день разделен на части (с  перерывом более 2 часов);

- беременным женщинам  и кормящим матерям бесплатная  выдача продуктов питания, производимых  хозяйством.

Соблюдение норм законодательства о труде и охране труда женщин проверяется государственными инспекциями  труда в субъектах РФ как в  ходе комплексных проверок (по всем основным институтам трудового права), так и в ходе специальных (тематических) проверок по данному вопросу (охрана труда), а также в связи с  поступившими жалобами работниц о нарушении  их трудовых прав.

Анализ результатов проверок показывает, что нарушения трудовых прав женщин, в том числе условий  и охраны их труда, имеют достаточно распространенный характер, поэтому  проблема соблюдения их прав продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в сфере социально-трудовых отношений. Таким образом, вступление в силу с 1 февраля 2002 г. ТК РФ пока слабо оказывает  влияние на улучшение ситуации в  сфере социально-трудовых отношений, в том числе с соблюдением  трудовых прав работающих женщин.

Проверки, проведенные органами Федеральной инспекции труда, выявили  ряд типичных нарушений трудовых прав женщин.

Были установлены нарушения  ст. 253 ТК РФ "Работы, на которых ограничивается применение труда женщин" и постановления  Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 "Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин", а также постановления Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. № 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную"3.

Работодателями нередко  нарушались нормы трудового законодательства, касающиеся правил по охране труда  и производственной санитарии, наблюдалось  отсутствие спецодежды и спецобуви, нарушение права на труд в условиях, не отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Главными причинами производственного  травматизма (в том числе со смертельным  исходом) и профзаболеваний работниц по-прежнему являются: износ основных производственных фондов и низкий уровень  используемых технологий, эксплуатация неисправного оборудования, неудовлетворительная организация работы, низкий уровень  профессиональной подготовки работников и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Рассмотрение  коллективного трудового спора  примирительной комиссией

ТК РФ закрепляет подробную «технологию» рассмотрения коллективного трудового  спора примирительной комиссией.

Примирительная комиссия является обязательным первым этапом рассмотрения любого коллективного трудового спора. Это означает, что ее создание необходимо не только при рассмотрении споров, возникающих в рамках отдельно взятой организации (работодателя), но и на любом другом уровне (вне организации) – на уровне отрасли, территории, региона и т. д.

Законодатель предусматривает  достаточно жесткие сроки, в пределах которых должна быть создана примирительная комиссия, – до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Поскольку примирительная комиссия формируется  из представителей сторон коллективного  трудового спора на равноправной основе, то для того, чтобы она  была создана на уровне организации (работодателя), необходимо наличие  совместного решения о создании комиссии, которое оформляется соответствующим  приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

На уровнях выше локального решения  о создании примирительных комиссий оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представители работодателей и  работников.

Участие в создании примирительной комиссии и работа в ней являются обязанностью сторон коллективного  трудового спора, которые не могут  уклоняться от выполнения этой обязанности.

Примирительная комиссия рассматривает  спор в срок до пяти рабочих дней с момента издания актов о ее создании. При взаимном согласии сторон этот срок может быть продлен, что оформляется протоколом.

Примирительная комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы. Результаты работы могут выразиться в двух вариантах.

Если стороны пришли к соглашению, то согласованное принятое решение оформляется протоколом. В нем стороны самостоятельно определяют порядок и сроки исполнения решения, которое имеет для них обязательную силу. В этом случае спор считается разрешенным.

Рекомендация МОТ № 92 подчеркивает, что все соглашения, достигнутые сторонами в ходе переговоров по примирению, имеют равную силу с договорами, заключаемыми в обычном порядке, т. е. коллективными договорами, соглашениями.

Возможен другой вариант: стороны  не достигают согласия. В этом случае стороны обязаны продолжить примирительные процедуры, определяя в рамках дальнейших переговоров возможность приглашения для рассмотрения спора посредника или принятия решения о создании трудового арбитража.

Существенную помощь сторонам спора  на этой стадии могут оказать Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утв. постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 57. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат действующей редакции ТК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Международно-правовое  регулирование труда.

С точки зрения формально приданной  юридической силы на втором месте  после Конституции РФ в числе  источников трудового права должны находиться акты и отдельные нормы  международно-правовой регламентации  труда. В п. 5 постановления № 8 "О  некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации  при осуществлении правосудия"4 от 31 октября 1995 года судам предписано руководствоваться нормами международно-правовой регламентации в том случае, когда законодательство Российской Федерации вступает с ними в противоречие.

В частности, в названном постановлении  суды нацелены на непосредственное применение Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а  также других норм международно-правовой регламентации. В перечисленных  актах имеются нормы, которые  могут быть применены к регулированию  отношений, составляющих предмет трудового  права.

Например, в этих актах дано определение  права на труд, которое внезапно исчезло из нашего внутреннего законодательства. В связи с чем российские правоприменители должны руководствоваться определением права на труд, данным в международных  актах.

С позиции формального выражения  Всеобщая декларация прав человека, Международный  пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах относятся  к источникам трудового права. Тогда  как материализоваться в конкретные отношения, входящие в предмет трудового  права, могут лишь отдельные нормы  названных международных актов.

В ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплены право на труд, на свободный  выбор места работы, на справедливые и благоприятные условия труда, право на равную оплату за труд равной ценности без какой-либо дискриминации, право на получение справедливого  и удовлетворительного вознаграждения, право на создание профессиональных союзов и вступления в них. В части, устанавливающей более льготный режим труда по сравнению с  российским законодательством, данная норма должна применяться при  регулировании отношений в сфере  труда.

В ст. 24 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на отдых и досуг. Поэтому эта норма может быть применена при реализации работниками  права на отдых и досуг.

В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека гарантируется жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский  уход, необходимый для его благосостояния и членов его семьи. Данная норма  также применима при регулировании  трудовых отношений.

В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека гарантируется право на получение  образования, в том числе и  бесплатного. Рассматриваемая норма  также применима при предоставлении льгот лицам, совмещающим работу с обучением.

Непосредственно при регулировании  отношений, входящих в предмет трудового  права, может быть применена и  ст. 22 Международного пакта о гражданских  и политических правах, в которой  провозглашено право на свободу  ассоциации, включая право создавать  профсоюзы и вступать в таковые  для защиты своих интересов.

В правоприменительной деятельности могут быть использованы и другие нормы Международного пакта о  гражданских и политических правах, гарантирующие равенство прав и  свобод, в том числе и в сфере  труда.

В ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено право на труд, включающее право  каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.

Информация о работе Контрольная работа по "Трудовое право"