Контрольная работа по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Трудовое право, являясь одной из важнейших отраслей права, играет первостепенную роль в регулировании трудовых отношений работников и работодателей.
Первый Кодекс законов о труде, принятый в 1918 г., закрепил отрасль трудового права как самостоятельную, регулирующую поведение людей в общественной организации труда. До советского периода трудовые отношения регулировались отраслью гражданского права, хотя и действовали отдельные законы о промышленном труде (например, Устав о промышленном труде 1913 г.). Нормы трудового права регулируют труд в общественной организации труда. Общественная организация труда - это существующая взаимосвязь между людьми в процессе совместной деятельности, включая их отношения на основе собственности к средствам производства и продукту труда.

Файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 386.38 Кб (Скачать файл)

Нормативные условия включаются в коллективный договор в случаях:

когда законодательство прямо  предусматривает коллективно-договорный порядок их установления;

когда общие положения  законодательства уточняются и конкретизируются применительно к особенностям данной организации (структурного подразделения);

когда в законодательстве существует явный пробел, и разрешение вопросов коллективно-договорным путем  не противоречит общим принципам  права.

Часть 4 ст. 41 ТК РФ устанавливает, что нормативные положения включаются в коллективный договор, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре. Например, коллективным договором устанавливаются гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации (ст. 173 ТК РФ); конкретные размеры оплаты труда в ночное время (ст. 154 ТК РФ); работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором (ст. 119 ТК РФ).

Нормативные условия закрепляют локальные нормы трудового права  о различных льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников за счет средств данной организации (например, дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, компенсация  транспортных расходов). В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться  льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные  по сравнению с принятыми в  законах, иных нормативных правовых актах, соглашениях (ч. 3 ст. 41 ТК РФ).

Обязательственные условия  коллективного договора представляют собой обязательства сторон. Статья 41 Трудового кодекса дает примерный перечень взаимных обязательств. Этот перечень не носит исчерпывающего характера, и стороны вправе расширять круг вопросов, включаемых в коллективный договор. При определении содержания коллективного договора стороны должны соблюдать принципы добровольности принятия обязательств, реальности обязательств и обязательности их выполнения. Поэтому дополнительные обязательства целесообразно включать в содержание коллективного договора с учетом финансовых возможностей работодателя. В перечне взаимных обязательств сторон вопросы разбиты по институтам трудового права.

1. По оплате труда - формы, системы и размеры оплаты труда; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции; выплата пособий, компенсаций.

2. По обеспечению занятости - занятость, переобучение, условия высвобождения работников.

3. По рабочему времени и времени отдыха - их продолжительность, вопросы предоставления отпусков.

4. По охране труда - улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве.

5. О гарантиях и льготах для лиц, совмещающих работу с обучением.

6. О контроле за выполнением коллективного договора, о порядке внесения в него изменений и дополнений, об ответственности сторон.

7. Другие вопросы, определенные сторонами.

Обязательственные условия  представляют собой конкретные обязательства  сторон с указанием сроков их выполнения и субъектов-исполнителей. Исполнение взаимных обязательств погашают сами обязательства.

Организационные условия - это условия о сроках действия коллективного договора; порядке внесения изменений и дополнений; контроле за его выполнением; ответственности за нарушение условий коллективного договора.

Главное содержание коллективного  договора - это нормативные и обязательственные положения. Но в коллективный договор включаются и информационные положения. Они не вырабатываются сторонами, а отбираются из действующего законодательства, актов социального партнерства более высокого уровня (отраслевых, региональных) в той части, в какой они содержат общие нормы по вопросам регулирования труда, социально-экономических отношений, характерные и для работников данной организации.

Структуру коллективного  договора стороны определяют самостоятельно. В структуру коллективного договора входят разделы об оплате труда, охране труда, о повышении квалификации, продолжительности рабочего времени  и времени отдыха и др. Неотъемлемой частью коллективного договора являются его приложения. Например, согласно ст. 190 ТК РФ приложением к коллективному договору являются Правила внутреннего трудового распорядка. 

 

4. Ответственность при заключении и исполнении коллективного договора 

 

Систематичность контроля за выполнением принятого коллективного договора и неотвратимость ответственности сторон за его невыполнение являются основными принципами социального партнерства. Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют стороны и их представители, а также органы по труду. Формы контроля могут быть самыми разнообразными и предусматривать проверку как выполнения отдельных (взаимных) обязательств, так и содержания договора в целом. На общем собрании (конференции) трудового коллектива обычно в конце календарного года стороны отчитываются о выполнении коллективного договора. Стороны обязаны предоставлять информацию, необходимую для осуществления контроля за соблюдением коллективного договора. Лица, виновные в непредоставлении такой информации, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые определены федеральным законом.

Действующим законодательством  установлена ответственность представителей сторон за уклонение от участия в  коллективных переговорах, непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля. Так, ст. 5.28 и 5.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают за подобные правонарушения административное наказание в виде штрафа в размере от 10- до 30-кратной величины минимального размера оплаты труда. Статья 5.30 КоАП РФ для работодателя (его представителя) устанавливает административный штраф от 30- до 50-кратной величины минимального размера оплаты труда за необоснованный отказ от заключения коллективного договора. Лица, представляющие работодателя либо работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, подвергаются штрафу в размере от 30- до 50-кратной величины минимального размера оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ). Привлечение к ответственности осуществляет соответствующая инспекция труда.

Законодательство не исключает  сочетания различных видов юридической  ответственности за виновные нарушения  обязательств по коллективному договору (например, административной ответственности  в форме штрафа и дисциплинарной ответственности в форме выговора). Дисциплинарная ответственность наступает  за нарушение таких коллективно-договорных обязательств, которые одновременно входят в круг служебных обязанностей должностных лиц. Меры дисциплинарного  воздействия могут быть различными (вплоть до увольнения) в зависимости  от характера дисциплинарного проступка, его тяжести и личности нарушителя. Например, участники коллективных переговоров  не имеют права разглашать полученные сведения, если они относятся к  охраняемой законом тайне (служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. В этом случае возможно увольнение с работы по подп. "в" п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ. 

 

Тема 8. Правовое регулирование  занятости и трудоустройства 

 

1. Понятие занятости, порядок и условия признания граждан безработными  

 

Право граждан на обеспечение  занятости и содействие в трудоустройстве  является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению  занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению  органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование  неправомерных действий органов  службы занятости, в том числе  в судебном порядке.

Занятость - это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданин реализует свое право на труд в избранном им виде занятости. В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации"*(49) (с изм. и доп.) (далее - Закон о занятости населения) занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому  договору, в том числе выполняющие  работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая  сезонные, временные работы, за исключением  общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах  и указанных в п. 3 ст. 4 этого Закона);

занимающиеся предпринимательской деятельностью;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам  гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ  и оказание услуг, в том числе  по договорам, заключенным с индивидуальными  предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

избранные, назначенные или  утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

временно отсутствующие  на рабочем месте в связи с  нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением  других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением  учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных  прав в отношении этих организаций.

На основании Закона о  занятости населения и Порядка  регистрации безработных граждан*(50), утв. постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. (с изм. и доп.), безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Регистрация безработных  граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей последовательности:

первичная регистрация;

регистрация безработных  граждан в целях поиска работы;

регистрация граждан в  качестве безработных;

перерегистрация безработных  граждан.

При первичной регистрации  безработным гражданам предоставляется  информация: о состоянии рынка  труда на соответствующей территории; о наличии вакантных рабочих  мест, об оплате и других условиях труда  с целью выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; о правах и ответственности в области  занятости населения и защиты от безработицы.

Для регистрации в целях  поиска работы безработный гражданин  должен предъявить в органы по вопросам занятости по месту жительства документы: паспорт (иной документ, удостоверяющий личность); трудовую книжку (иные документы, подтверждающие стаж работы); документ об образовании (о квалификации); а  также справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за три  последних месяца по последнему месту  работы.

В течение 10 дней со дня регистрации  в целях поиска работы органы службы занятости должны предложить два  варианта подходящей работы (в том  числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки. В целях содействия в трудоустройстве  гражданину может быть предложен  план самостоятельного поиска работы.

На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в  целях поиска подходящей работы, оформляется  личное дело, в котором производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Решение о признании безработным  принимается не позднее 11 календарных  дней со дня регистрации в целях  поиска подходящей работы.

Для признания гражданина безработным причина увольнения с последнего места работы значения не имеет.

Безработными не могут  быть признаны граждане:

не достигшие шестнадцати лет;

которым в соответствии с  пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в  целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а  впервые ищущие работу, не имеющие  профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

Информация о работе Контрольная работа по "Трудовому праву"