Квотирование рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 03:25, реферат

Описание работы

Занятость и трудоустройство являются ключевыми элементами социальной интеграции и обеспечения экономической независимости людей с ограниченными возможностями. В настоящее время в России уровень занятости и экономической активности инвалидов крайне низок <1> Во всем мире насчитывается примерно 470 млн. людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста. Инвалиды страдают от дефицита достойного труда гораздо сильнее, чем остальные люди. Достойную работу не могут найти многие женщины и мужчины с ограниченными возможностями, даже прошедшие необходимое обучение, из за чего они испытывают разочарование и теряют надежду.

Файлы: 1 файл

Квотирование рабочих мест.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Квотирование  рабочих мест

Занятость и трудоустройство  являются ключевыми элементами социальной интеграции и обеспечения экономической  независимости людей с ограниченными  возможностями. В настоящее время  в России уровень занятости и  экономической активности инвалидов крайне низок <1> Во всем мире насчитывается примерно 470 млн. людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста. Инвалиды страдают от дефицита достойного труда гораздо сильнее, чем остальные люди. Достойную работу не могут найти многие женщины и мужчины с ограниченными возможностями, даже прошедшие необходимое обучение, из за чего они испытывают разочарование и теряют надежду. <2>

В результате такой несправедливой дискриминации, инвалиды либо устраиваются на работу скрывая свои ограниченные возможности, если это возможно скрыть, либо оставаясь невостребованными на рынке труда, живут на свои пособия и пенсии, либо перебиваются незначительными заработками в неформальном секторе экономики, или полагаются на поддержку близких и родственников.

Когда у инвалидов  появляются возможности выполнять  работу, соответствующую их квалификации, интересам и способностям, многие из них доказывают, что могут выполнять работу не хуже чем люди с полноценными возможностями, таким образом трудоустройство таких граждан есть ценный экономический ресурс для развития общества и страны в целом.

Вопросы труда инвалидов  должны решаться путем содействия трудоустройству, продвижению по службе, сохранению работы и возвращению на рынок  труда людей с ограниченными  возможностями.

 

<1> В Федеральной  целевой программе "Социальная  поддержка инвалидов на 2006 - 2010 гг.", утв. Постановлением Правительства  Российской Федерации от 29 декабря  2005 г. N 832, отмечается, что только 15% инвалидов  сегодня трудоустроены (СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 199).

<2> О'Рейли А. Право  людей с ограниченными возможностями  на достойный труд. Женева: Международное  бюро труда, 2007. С. 104.

 На рабочих местах  должны осуществляться превентивные  меры как часть кадровой политики  предприятий. Их цель - содействовать приему на работу и продвижению по службе людей с ограниченными возможностями, а также осуществлению различных мер, связанных с травмами и инвалидностью на производстве, с профилактикой, реабилитацией и возвращением сотрудников на работу. Такие меры должны осуществляться совместно с представителями работников и работодателей, которые берут на себя общую ответственность за решение на рабочих местах вопросов, связанных с инвалидностью.

Квотирование рабочих  мест представляет собой эффективный  механизм, обеспечивающий защиту от безработицы лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.

Квота - минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Квотирование рабочих мест - установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Квотирование рабочих  мест производится в целях обеспечения  дополнительных гарантий занятости граждан. Ниже приведены статьи Федерального закона от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов" Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов

Инвалидам предоставляются  гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервирования  рабочих мест по профессиям, наиболее  подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирования  создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих  мест (в том числе специальных)  для трудоустройства инвалидов;

5) создания инвалидам  условий труда в соответствии  с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

6) создания условий  для предпринимательской деятельности  инвалидов;

7) организации  обучения инвалидов новым профессиям.

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

(в ред. Федерального  закона от 29.12.2001 N 188-ФЗ)

Организациям, численность работников которых  составляет более 100 человек, законодательством  субъекта Российской Федерации устанавливается  квота для приема на работу инвалидов  в процентах к среднесписочной  численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

(часть первая  в ред. Федерального закона  от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Общественные  объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе  хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых  состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Части третья - четвертая утратили силу. - Федеральный  закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 22. Специальные рабочие места  для трудоустройства инвалидов

Специальные рабочие  места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая  адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для  трудоустройства инвалидов устанавливается  органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Части третья - четвертая утратили силу. - Федеральный  закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 23. Условия труда инвалидов

Инвалидам, занятым  в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Не допускается  установление в коллективных или  индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов  к сверхурочным работам, работе в  выходные дни и ночное время допускается  только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется  ежегодный отпуск не менее 30 календарных  дней.

(в ред. Федерального  закона от 09.06.2001 N 74-ФЗ)

Статья 24. Права, обязанности и ответственность  работодателей в обеспечении занятости инвалидов

Работодатели  вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных  рабочих мест для трудоустройства  инвалидов.

(в ред. Федерального  закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

(в ред. Федерального  закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)

1) создавать или выделять  рабочие места для трудоустройства  инвалидов;

2) создавать инвалидам  условия труда в соответствии  с индивидуальной программой  реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном  порядке информацию, необходимую  для организации занятости инвалидов.

3. Утратил силу. - Федеральный  закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

Статьи 25 - 26. Утратили силу. - Федеральный  закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Содержание квотирования составляет организационная деятельность государственных органов, направленная на обеспечение обязательного заключения работодателями трудовых договоров с определенным количеством граждан, испытывающих трудности при устройстве на работу.

Правовое регулирование  квотирования рабочих мест в настоящее  время на федеральном уровне носит  фрагментарный характер и предусмотрено  только для инвалидов. Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, утвержденные Постановлением Минтруда России от 6 февраля 1995 г., которые предусматривали установление квот для достаточно широкого круга лиц, утратили силу в 2000 г. Однако и Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов" (далее - Закон 1995 г.) <3> содержит лишь общие положения в отношении квотирования рабочих мест для инвалидов.

Так, ст. 21 Закона 1995 г. предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 2 и не более 4 процентов).

Проблемы правового  регулирования квотирования рабочих  мест, в том числе для инвалидов, в последнее время подвергались исследованию многими учеными-юристами <4>. Считаю целесообразным остановиться на некоторых наиболее важных из них.

1. В федеральном законодательстве не содержится понятия квоты, что вызывает трудности при ее расчете.

Закон 1995 г. не раскрывает понятие "квота". Если обратиться к утратившим в настоящее время  Рекомендациям по квотированию 1995 г., то в них под квотой понималось минимальное количество рабочих  мест для граждан, особо нуждающихся  в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которое определялось в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций.

 

<3> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

<4> См., например: Сторожук  Д.А. Правовое регулирование социальной защиты безработных в РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2005. С. 78 - 85; Скачкова Г.С. Содействие занятости в условиях рыночной экономики // Российский ежегодник трудового права. 2008. N 4 / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб., 2008 С. 185 - 199; Бондарева Э.С. Квотирование рабочих мест для инвалидов: проблемы реализации // Трудовое право. 2007. N 8; и др.

 

Такое определение квоты  не совсем верное, так как не позволяет  рассчитать количество рабочих мест, выделяемых в счет квоты, если образуется дробная величина, т.е. в федеральном законодательстве не установлены правила округления дробных частей чисел.

Например, при максимальной квоте для приема на работу инвалидов  в 4% и минимальной численности  работников организации, при которой  вводится квота, - 101 чел., определенные в Законе 1995 г., количество рабочих мест будет равным 4,04. Очевидно, что трудоустроить инвалида на 0,04 рабочего места невозможно.

Следует отметить, что  в настоящее время уровень  квот для инвалидов понизился: ранее  квота для приема на работу инвалидов устанавливалась организациям, численность работников в которых составляла более 30 человек, а процент квотируемых рабочих мест должен был составлять не менее 3 процентов <5>.

Если сравнить уровень  квотирования в России и за рубежом, то в России он значительно ниже. Так, в Германии каждый работодатель, у которого работает более десяти работников, обязан 6% рабочих мест предоставить инвалидам. Во Франции на предприятиях с такой же численностью 3% персонала должны составлять инвалиды труда и 10% - инвалиды войны <6>.

В связи с этим следует  вернуться к прежней норме  Закона 1995 г. и предусмотреть квоту  для всех работодателей с численностью работников, превышающей 30 человек.

2. В Законе 1995 г. при установлении квоты недостаточно корректно используются статистические категории "численность работников"

 

<5> См.: ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов  в РФ" в ред. от 8 августа 2001 г. N 123-ФЗ.

<6> См.: Киселев И.Я.  Сравнительное и международное  трудовое право: Учебник для  вузов. М., 1999. С. 224.

 

и "среднесписочная  численность" работников, исходя из которой устанавливается квота.

Согласно Приказу Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 <7> численность  работников рассчитывается на определенную дату. Фактически она определяется ежедневно, включая выходные и праздничные дни.

Учитывая динамичность трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики, численность работников может в течение непродолжительного периода времени, например месяца, неоднократно как превышать 100 чел., так и быть меньше данной величины, что затрудняет выполнение квоты, делает данную категорию непригодной при квотировании и создает возможность для работодателей уклониться от установления квоты.

Информация о работе Квотирование рабочих мест