Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:28, курс лекций
Глава 1. Трудовое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
§1. Предмет трудового права
§2. Метод трудового права
§3. Принципы трудового права
§4. Система трудового права
§5. Разграничение трудового права со смежными отраслями права
9) обратившиеся в органы
службы занятости после
Вместе с тем, даже для таких лиц подходящей не может считаться работа если она не соответствует требованиям охраны труда, связана с переменой места жительства либо предлагаемый заработок ниже среднего заработка по последнему месту работы или прожиточного минимума.
.
§5. Права и социальные гарантии гражданам, ищущим работу
Прежде всего, нужно сказать, что определенными правами при обращении в органы занятости имеют все граждане, как занятые, так и не имеющие работы. Так, любой гражданин, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 15 лет, обратившийся в орган занятости, обладает следующими правами:
1) право на получение бесплатной консультации по вопросам занятости;
2) право на бесплатное получение
информации в целях
3) право на бесплатное
содействие в трудоустройстве
при посредничестве службы
4) право на обжалование
действий органов службы
5) право на гарантии
и льготы при увольнении по
п. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ при участии
органов службы занятости,
Например, гражданин имеет оплачиваемую работу, но по каким-либо обстоятельствам желает ее сменить. В таком случае он может получить в органе занятости информацию о наличии свободных вакансий на рынке труда, а также воспользоваться услугами органа занятости как посредника в трудоустройстве.
Те граждане, которые имеют статус безработного обладают более широкими правами. В отношении таких граждан законодательством предусмотрен достаточно широкий перечень мер социальной защиты. Так, в ст. 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрены следующие социальные гарантии безработным гражданам.
Во-первых, государство
гарантирует безработным выплат
Во-вторых, безработному гарантируется выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.
Далее, законом предусмотрена возможно
Важной социальной гарантией является, установленная для безработных в ч.2 ст. 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» возможность зачета в стаж нестраховых периодов. Так, время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают (трудового) страхового стажа. Согласно ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» эти периоды времени засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы.
Кроме того, ст. 36 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена возможность оказания безработному и членам его семьи материальной помощи. Однако, фактически закон не обязывает органы занятости оказывать материальную помощь, закрепляя лишь возможность оказания такой помощи. Материальная помощь может оказываться безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. На практике материальная помощь оказывается безработному органами занятости в случае каких-либо форс-мажорных обстоятельств (например, пожар и т. п.)
Наконец, данным законом закрепляется возможность досрочного выхода безработного гражданина на пенсию. Такая возможность может быть предоставлена гражданам, не достигшим пенсионного возраста (возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), но имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно. Данное правило распространяется лишь на тех граждан, которые были уволены в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Пенсия по старости (по возрасту) на общих основаниях оформляется досрочно не ранее чем за два года до предусмотренного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию:
1) женщинам — по достижении 53 лет;
2) мужчинам — по достижении 58 лет.
Если такой гражданин имеет право на досрочную пенсию (например, за работу с вредными или опасными условиями труда, работу в районах крайнего севера и т. п.), то этим гражданам может быть назначена трудовая пенсия по старости досрочно за два года до наступления соответствующего возраста.
Указанным гражданам назначается только страховая часть трудовой пенсии, а накопительная часть может быть назначена только по достижении пенсионного возраста. Государственным служащим при тех же условиях может быть назначена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Досрочно пенсия назначается по предложению органа занятости и с согласия самого безработного. При этом досрочный выход на пенсию предусматривается только при отсутствии возможности для трудоустройства. Выплата пенсий установленных безработным досрочно, прекращается в случае их трудоустройства.
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, а также безработные граждане, состоящие на учете в органах занятости свыше шести месяцев. Положение об организации общественных работ было утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 (с последующими изменениями и дополнениями).
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность, которая имеет своей целью дополнительную социальную поддержку безработных граждан. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с действующим законодательством, т. е. не ниже минимального размера оплаты труда (на практике она, как правило, не превышает МРОТ). При этом в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется и право на получение пособия по безработице. Несколько иные правила установлены в отношении тех граждан, для которых любая работа, включая общественные работы, считается подходящей (выше мы указывали кто относится к таким гражданам). Такие граждане в период участия в общественных работах считаются занятыми и соответственно не получают пособия по безработице.
На практике, общественные
работы, как правило, организуются с
целью благоустройства
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории
Отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.
Условия договора должны определять производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.
С лицами, пожелавшими участвовать в общественных работах заключается срочный трудовой договор.
§7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению службы занятости
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
13 января 2000 г. Минтруда РФ и Министерство образования РФ приняли совместное постановление № 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения»14. В соответствии с этим Положением профессиональное обучение безработных осуществляется в образовательных учреждениях, организациях, а также на рабочих (учебных) местах организаций независимо от организационно-правовой формы на основе договоров, заключаемых с ними органами занятости. Органы по вопросам занятости могут создавать учебные центры службы занятости, которые имеют статус государственного образовательного учреждения. Как правило, профессиональная подготовка или переподготовка безработных граждан осуществляется именно учебными центрами органов занятости.
Органы по вопросам занятости заключают с безработными гражданами договоры, на основании которых им выдаются направления на обучение по установленной форме.
Профессиональное обучение безработных граждан носит, как правило, краткосрочный характер. Получение безработными гражданами второго высшего или среднего профессионального образования по направлению органов по вопросам занятости не допускается. Его продолжительность устанавливается профессиональными образовательными программами и не должна превышать 6 месяцев, а в отдельных случаях — 12 месяцев. Профессиональное обучение заканчивается аттестацией, проводимой в установленном порядке образовательными учреждениями, организациями. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию после обучения, образовательными учреждениями, организациями выдаются документы установленного образца.
На период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости выплата пособия по безработице гражданину прекращается и он снимается с регистрационного учета в качестве безработного. Вместо пособия по безработице такому гражданину выплачивается стипендия.
Гражданам, имевшим оплачиваемую работу не менее 26 недель в течение последних 12 месяцев, перед началом обучения, за исключением уволенных по виновным основаниям стипендия выплачивается в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице (при этом учитываются районные коэффициенты).
Тем гражданам, кто ранее не работал (впервые ищущим работу) или имеет длительный более одного года перерыв в трудовой деятельности (либо не имеет 26 недель стажа за последний год работы), а также уволенным из организаций по виновным основаниям стипендия будет выплачиваться в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля. При этом размер стипендии не должен быть ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.
§8. Размер пособия по безработице
Размер пособия зависит от категории безработного, основания его увольнения, заработка и других показателей. В этой связи закон выделяет три категории граждан, выплата пособия по безработице которым осуществляется в различных размерах и различным порядком.
К первой категории безработных относятся лица, уволенные из организаций по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, имевшие в течение последних 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы работу не менее 26 недель.
Пособие по безработице таким гражданам начисляется в следующем размере.
В первом (12-месячном) периоде выплаты:
1) в первые три месяца
— в размере 75 % их среднемесячного
заработка, исчисленного за
2) в следующие четыре месяца — в размере 60 %;
3) в дальнейшем (пять месяцев) — в размере 45 %.
Во всех случаях размер пособия не может превышать максимальной величины пособия по безработице и не может быть ниже минимальной величины пособия по безработице (при этом учитываются районные коэффициенты).
Во втором (12-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. Так, на 2010 год, согласно Постановлению Правительства РФ от 14.11.2009 № 92615 размеры минимальной и максимальной величины пособия составили, соответственно, 850 и 4900 рублей.