Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников и их правовая защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 21:49, реферат

Описание работы

Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы . Таким образом, Федеральный закон №2202-1 от 17 ноября 1992 г. "О Прокуратуре РФ" отождествляет понятия "прокурорский работник" и "государственный служащий". Но поскольку речь идет о государственной службе, то более корректно будет использовать терминологию служебного права, а именно "служащий" и "сотрудник". Служащий прокуратуры РФ - физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном Законом о прокуратуре порядке и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных прав и обязанностей.

Содержание работы

1. Основные признаки, присущие сотруднику прокуратуры РФ
2. Прокуроры и прокурорские работники
3. Профессиональная деятельность служащих прокуратуры
4. Характеристика правового статуса государственного служащего прокуратуры
5. Права и обязанности служащего органов прокуратуры
6. Ограничения и запреты
7. Обеспечение личной безопасности прокуроров
8. Гарантии и льготы
9. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников и их правовая защита

Файлы: 1 файл

Сотрудник прокуратуры основы правового статуса.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

- на обеспечение надлежащих  организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных  обязанностей;

- на ознакомление с  должностным регламентом и иными  документами, определяющими его  права и обязанности по замещаемой  должности, критериями оценки эффективности  исполнения должностных обязанностей, показателями результативности  профессиональной служебной деятельности  и условиями должностного роста;

- на получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных  обязанностей, а также на внесение  предложений о совершенствовании  деятельности государственного  органа;

- на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

- права, связанные с карьерой  служащего: на должностной рост  на конкурсной основе, на профессиональную  переподготовку, повышение квалификации  и стажировку;

- на материальное обеспечение, отдых, на пенсионное обеспечение  с учетом стажа государственной  службы;

- на защиту: ознакомление  с отзывами о его профессиональной  служебной деятельности и другими  документами до внесения их  в личное дело, материалами личного  дела, а также на приобщение  к личному делу его письменных  объяснений и других документов  и материалов; защита своих прав  и интересов, включая обжалование  и в судебном порядке, государственная  защита жизни и здоровья.

Последние три группы прав - это личные права государственного служащего, которые призваны косвенно обеспечить эффективную деятельность.

ФЗ №79 в ст. 15 называет двенадцать общих для всех государственных служащих служебных обязанностей, возводя эти требования в разряд законодательных предписаний. Общеслужебные обязанности можно подразделить на следующие две группы11 :

- обязанности по непосредственному  осуществлению должностных полномочий: соблюдать Конституцию РФ, законы  РФ, иные нормативные правовые  акты РФ, конституции, законы и  иные нормативные правовые акты  субъектов РФ и обеспечивать  их исполнение; исполнять должностные  обязанности в соответствии с  должностным регламентом; исполнять  поручения руководителей; соблюдать  при исполнении должностных обязанностей  права и законные интересы  граждан и организаций;

- обязанности обеспечить  наиболее эффективное исполнение  должности: соблюдать служебный  распорядок; поддерживать уровень  квалификации, необходимый для надлежащего  исполнения должностных обязанностей; не разглашать сведения, составляющие  государственную или иную охраняемую  законом тайну; беречь государственное  имущество; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования  к служебному поведению, не нарушать  запреты, которые установлены федеральным  законодательством; сообщать нанимателю  о личной заинтересованности  при исполнении должностных обязанностей.

2. Функциональные (или специфические) права и обязанности 

Законодательно они закреплены в ФЗ №2202-1. Функциональные права и обязанности служащего прокуратуры РФ производны от задач и функций прокуратуры РФ, а именно непосредственно связаны с главной функцией - надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Ст. 1 ФЗ №2202-1 перечисляет и иные функции, которые выполняет прокуратура РФ. Служащий прокуратуры при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • требовать от руководителей и должностных лиц указанных органов (федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций) представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушений законов;
  • опротестовать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносить представление об устранении нарушений закона и т.д.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор обязан:

  • рассматривать заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Каждое устное или письменное обращение о нарушениях прав и свобод человека и гражданина должно быть рассмотрено прокурорами в установленный срок. При необходимости по этим обращениям проводится проверка. Заявителю дается мотивированный ответ о результатах рассмотрения его сообщения;
  • разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
  • реализовать комплекс мер по пресечению и предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к уголовной ответственности лиц, нарушивших закон, возмещению причиненного ущерба.

Функциональные права и обязанности устанавливаются также и Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным, Арбитражно-процессуальным кодексами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют деятельность территориальных и специализированных прокуратур РФ (транспортные, военные, природоохранные, закрытых административно-территориальных образований, исправительных учреждений).

3. Должностные права и обязанности 

Их многообразие обусловлено, в первую очередь, разнообразием должностей и должностных обязанностей. Должностные обязанности сотрудника прокуратуры, как и должностные права, стоят в прямой зависимости от основной деятельности прокуратуры и выражают полномочия государственного органа. В настоящее время должностная инструкция устанавливает должностные права и обязанности, которые, конечно, должны быть зафиксированы в должностном регламенте. Ст. 47 ФЗ №79 непосредственно посвящена должностному регламенту, определяя, что он должен включать в себя. На сегодняшний день существует необходимость принятия должностных регламентов в соответствии с вышеназванной статьей взамен устаревших должностных инструкций.

 

6. Ограничения и запреты

Ограничения - это еще один из наиболее значимых элементов правового статуса государственного служащего. Ограничения связаны с гражданским состоянием гражданина, который не может быть принят на государственную службу, а служащий не может находиться на государственной службе. На служащих прокуратуры распространяются все ограничения, установленные для гражданских служащих ст. 16 ФЗ №79.

Учитывая специфику государственной службы в органах прокуратуры, ограничения возрастного, социального, физиологического, правового и профессионального характера - в форме требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, - устанавливает ФЗ №2202-1 (ст. 40). Так, лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры, если оно, например, не достигло определенного возраста, не имеет российского гражданства, имело или имеет судимость, заболевание, которое будет препятствовать исполнению служебных обязанностей, признано недееспособным или ограниченно дееспособным.

Запреты как элемент правового статуса устраняют признаки негативного влияния на деятельность, определяемую как государственная служба. Запреты рассматриваются как вид обязанностей, выраженных в бездействии. Ст. 17 ФЗ №79 в полной мере распространяется на сотрудников прокуратуры РФ как на гражданских служащих. Они не могут:

  • участвовать на платной основе в деятельности органов управления коммерческой организации;
  • получать в связи с исполнением своих должностных обязанностей вознаграждение от физических и юридических лиц;
  • замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в орган местного самоуправления;
  • заниматься предпринимательской деятельностью;
  • допускать публичные высказывания, суждения, оценки в средствах массовой информации и т.д.

Ст. 4 ФЗ №2202-1, устанавливая ряд следующих запретов, тем самым выделяет особенности государственной службы в прокуратуре РФ:

  • прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления;
  • все сотрудники прокуратуры не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности;
  • служащие прокуратуры не вправе совмещать свою деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

 

7. Обеспечение личной безопасности прокуроров

Для обеспечения эффективной личной защиты прокуроров ФЗ №2202-1 предусматривает право на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств (ст. 45). Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1999 г. №708 "Об оружии, предназначенном для личной защиты прокуроров и следователей" утвержден перечень типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, состоящего на вооружении прокуратуры РФ и предназначенного для личной защиты, и патронов к нему - пистолетов и револьверов калибра 9 мм и пистолетов калибра 5,45 мм. Приказом Генерального прокурора РФ от 11 августа 1999 г. №5615 утверждена Инструкция об организации учета, хранения и выдачи боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов к нему в органах прокуратуры РФ, в соответствии с которой оружие прокурорам и следователям выдается в случаях, когда выполнение ими профессиональных обязанностей сопряжено с опасностью нападения или причинения вреда жизни и здоровью для них самих, членам их семьи и, как правило, на период существования угрозы нападения либо причинения вреда.

Решение о выдаче оружия прокурорам и следователям принимается с учетом характера служебной деятельности и конкретной ситуации, их личной дисциплинированности, состояния здоровья и только после сдачи зачетов по устройству пистолета (револьвера), знанию мер безопасности, правил ношения, хранения и применения, навыкам обращения с ним.

В служебных удостоверениях прокуроров и следователей делается специальная отметка об их праве на ношение и хранение указанных средств защиты. Хранение оружия осуществляется в личном сейфе (металлическом шкафу) в служебных помещениях и по месту жительства прокуроров и следователей.

 

8. Гарантии и льготы

Для сотрудников прокуратуры России установлен ряд государственных гарантий при прохождении ими службы. Они связаны не только с обеспечением оплаты служебной деятельности, времени отдыха, надлежащих условий труда, но включают и обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета. Страховые суммы выплачиваются в случаях:

гибели (смерти) прокурора или следователя в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, - их наследникам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячного денежного содержания прокурора или следователя;

причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания;

причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшим профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего прокурору или следователю или членам их семей, в связи с их служебной деятельностью, подлежит возмещению им или членам их семей в полном объеме, включая упущенную выгоду, в установленном порядке.

Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в перечисленных случаях является только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) прокурора или следователя, причинении им телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего им имущества, которым установлено, что события не связаны с их служебной деятельностью.

Для сотрудников предусмотрены также гарантии социально-бытового характера - транспортные, жилищные, медицинские и иные. Все это зафиксировано в ст. 44 ФЗ №2202-1. Объем льгот зависит от должности служащего прокуратуры - в наибольшей степени государство осуществляет социальное обеспечение прокуроров и следователей.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", а именно ст. 11 вносит следующие изменения относительно социальных гарантий сотрудника прокуратуры РФ:

Информация о работе Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников и их правовая защита