Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 21:49, реферат
Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы . Таким образом, Федеральный закон №2202-1 от 17 ноября 1992 г. "О Прокуратуре РФ" отождествляет понятия "прокурорский работник" и "государственный служащий". Но поскольку речь идет о государственной службе, то более корректно будет использовать терминологию служебного права, а именно "служащий" и "сотрудник". Служащий прокуратуры РФ - физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном Законом о прокуратуре порядке и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных прав и обязанностей.
1. Основные признаки, присущие сотруднику прокуратуры РФ
2. Прокуроры и прокурорские работники
3. Профессиональная деятельность служащих прокуратуры
4. Характеристика правового статуса государственного служащего прокуратуры
5. Права и обязанности служащего органов прокуратуры
6. Ограничения и запреты
7. Обеспечение личной безопасности прокуроров
8. Гарантии и льготы
9. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников и их правовая защита
- на обеспечение надлежащих
организационно-технических
- на ознакомление с
должностным регламентом и
- на получение в установленном
порядке информации и
- на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
- права, связанные с карьерой служащего: на должностной рост на конкурсной основе, на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
- на материальное обеспечение,
отдых, на пенсионное обеспечение
с учетом стажа
- на защиту: ознакомление
с отзывами о его
Последние три группы прав - это личные права государственного служащего, которые призваны косвенно обеспечить эффективную деятельность.
ФЗ №79 в ст. 15 называет двенадцать общих для всех государственных служащих служебных обязанностей, возводя эти требования в разряд законодательных предписаний. Общеслужебные обязанности можно подразделить на следующие две группы11 :
- обязанности по
- обязанности обеспечить
наиболее эффективное
2. Функциональные (или специфические) права и обязанности
Законодательно они закреплены в ФЗ №2202-1. Функциональные права и обязанности служащего прокуратуры РФ производны от задач и функций прокуратуры РФ, а именно непосредственно связаны с главной функцией - надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Ст. 1 ФЗ №2202-1 перечисляет и иные функции, которые выполняет прокуратура РФ. Служащий прокуратуры при осуществлении возложенных на него функций вправе:
При осуществлении возложенных на него функций прокурор обязан:
Функциональные права и обязанности
устанавливаются также и Уголовно-процессуальным,
Гражданско-процессуальным, Арбитражно-процессуальным
кодексами и иными нормативными правовыми
актами, которые регулируют деятельность
территориальных и специализированных
прокуратур РФ (транспортные, военные,
природоохранные, закрытых административно-
3.
Должностные права и
Их многообразие обусловлено, в первую очередь, разнообразием должностей и должностных обязанностей. Должностные обязанности сотрудника прокуратуры, как и должностные права, стоят в прямой зависимости от основной деятельности прокуратуры и выражают полномочия государственного органа. В настоящее время должностная инструкция устанавливает должностные права и обязанности, которые, конечно, должны быть зафиксированы в должностном регламенте. Ст. 47 ФЗ №79 непосредственно посвящена должностному регламенту, определяя, что он должен включать в себя. На сегодняшний день существует необходимость принятия должностных регламентов в соответствии с вышеназванной статьей взамен устаревших должностных инструкций.
6. Ограничения и запреты
Ограничения - это еще один из наиболее значимых элементов правового статуса государственного служащего. Ограничения связаны с гражданским состоянием гражданина, который не может быть принят на государственную службу, а служащий не может находиться на государственной службе. На служащих прокуратуры распространяются все ограничения, установленные для гражданских служащих ст. 16 ФЗ №79.
Учитывая специфику государственной службы в органах прокуратуры, ограничения возрастного, социального, физиологического, правового и профессионального характера - в форме требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, - устанавливает ФЗ №2202-1 (ст. 40). Так, лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры, если оно, например, не достигло определенного возраста, не имеет российского гражданства, имело или имеет судимость, заболевание, которое будет препятствовать исполнению служебных обязанностей, признано недееспособным или ограниченно дееспособным.
Запреты как элемент правового статуса устраняют признаки негативного влияния на деятельность, определяемую как государственная служба. Запреты рассматриваются как вид обязанностей, выраженных в бездействии. Ст. 17 ФЗ №79 в полной мере распространяется на сотрудников прокуратуры РФ как на гражданских служащих. Они не могут:
Ст. 4 ФЗ №2202-1, устанавливая ряд следующих запретов, тем самым выделяет особенности государственной службы в прокуратуре РФ:
7. Обеспечение личной безопасности прокуроров
Для обеспечения эффективной личной защиты прокуроров ФЗ №2202-1 предусматривает право на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств (ст. 45). Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1999 г. №708 "Об оружии, предназначенном для личной защиты прокуроров и следователей" утвержден перечень типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, состоящего на вооружении прокуратуры РФ и предназначенного для личной защиты, и патронов к нему - пистолетов и револьверов калибра 9 мм и пистолетов калибра 5,45 мм. Приказом Генерального прокурора РФ от 11 августа 1999 г. №5615 утверждена Инструкция об организации учета, хранения и выдачи боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов к нему в органах прокуратуры РФ, в соответствии с которой оружие прокурорам и следователям выдается в случаях, когда выполнение ими профессиональных обязанностей сопряжено с опасностью нападения или причинения вреда жизни и здоровью для них самих, членам их семьи и, как правило, на период существования угрозы нападения либо причинения вреда.
Решение о выдаче оружия прокурорам и следователям принимается с учетом характера служебной деятельности и конкретной ситуации, их личной дисциплинированности, состояния здоровья и только после сдачи зачетов по устройству пистолета (револьвера), знанию мер безопасности, правил ношения, хранения и применения, навыкам обращения с ним.
В служебных удостоверениях прокуроров и следователей делается специальная отметка об их праве на ношение и хранение указанных средств защиты. Хранение оружия осуществляется в личном сейфе (металлическом шкафу) в служебных помещениях и по месту жительства прокуроров и следователей.
8. Гарантии и льготы
Для сотрудников прокуратуры России установлен ряд государственных гарантий при прохождении ими службы. Они связаны не только с обеспечением оплаты служебной деятельности, времени отдыха, надлежащих условий труда, но включают и обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета. Страховые суммы выплачиваются в случаях:
гибели (смерти) прокурора или следователя в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, - их наследникам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячного денежного содержания прокурора или следователя;
причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания;
причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшим профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.
Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего прокурору или следователю или членам их семей, в связи с их служебной деятельностью, подлежит возмещению им или членам их семей в полном объеме, включая упущенную выгоду, в установленном порядке.
Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в перечисленных случаях является только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) прокурора или следователя, причинении им телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего им имущества, которым установлено, что события не связаны с их служебной деятельностью.
Для сотрудников предусмотрены также гарантии социально-бытового характера - транспортные, жилищные, медицинские и иные. Все это зафиксировано в ст. 44 ФЗ №2202-1. Объем льгот зависит от должности служащего прокуратуры - в наибольшей степени государство осуществляет социальное обеспечение прокуроров и следователей.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", а именно ст. 11 вносит следующие изменения относительно социальных гарантий сотрудника прокуратуры РФ: