Международная организация труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:35, реферат

Описание работы

В настоящее время произошло ощутимое разделение участников общественного труда, на собственников (работодателей, нанимателей, предпринимателей) и наёмных работников, которые имеют противоречивые интересы в производстве, труде, распределении прибыли. Эти противоречия создают объективную основу для возникновения различных разногласий, споров и конфликтов в социально-экономических и, главное, в трудовых правоотношениях.
Ситуация усугубилась тем, что в управленческие структуры предпринимательства нередко приходят люди, которые не знают не только основ трудового законодательства, но и всячески стараются его обходить всеми доступными способами. В конечном итоге это приводит к массовому незаконному правоприменению трудового и иного законодательства, нарушающему трудовые права работников, что является мощным источником возникновения трудовых споров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА 4
2. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
3. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВАМИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРУДОВЫХ НОРМ. 7
4 . ОСНОВНЫЕ КОНВЕНЦИИ МОТ 8
5. ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОТ 12
6. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АКТАМИ МОТ, УСЛОВИЙ ЗАНЯТОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА. 16
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

мот.docx

— 42.88 Кб (Скачать файл)

Устав МОТ содержит положения  о контроле за соблюдением (применением) конвенций и рекомендаций. Механизм контроля включает деятельность Комитета экспертов по применению конвенций  и рекомендаций, состоящего из авторитетных юристов различных стран, назначаемых  МБТ «в личном качестве», и Комитета Международной конференции труда  по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.

Доклады правительств о применении конвенций и рекомендаций первоначально  рассматриваются Комитетом экспертов. Он формулирует замечания, относящиеся  к тем или иным правительствам, либо направляет им запросы. Комитет  публикует также периодические  обзоры о применении в различных  странах конвенций МОТ.

Ежегодные доклады Комитета экспертов передаются в Комитет  по применению конвенций и рекомендаций, который образуется на каждой сессии МОТ. Этот последний Комитет обсуждает  доклад Комитета экспертов, в случаях  необходимости требует объяснений от соответствующих правительств, посылает представителей МОТ (с согласия правительств) в государства, где допускаются нарушения международных трудовых стандартов, для рассмотрения на месте положения дел.

Уставом МОТ создан специальный  механизм рассмотрения жалоб на нарушения  государствами обязательств по соблюдению международных трудовых стандартов.

Декларация основополагающих принципов и прав в сфере труда, принятая на 86-й сессии МОТ в июне 1998 г., сформулировала 4 принципа, соблюдение которых является обязательным для  всех государств - членов МОТ. Это свобода  объединения и действенное признание  права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного  труда; запрещение детского труда; недопущение  дискриминации в области труда  и занятий.

По своему содержанию нормативные  акты МОТ обычно классифицируются по следующим группам:

Акты, осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в  области труда;

Акты, относящиеся к обеспечению  занятости, защите от безработицы;

Акты, регулирующие условия  труда;

Акты по безопасности и  гигиене труда;

Акты, регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;

Акты, регулирующие труд отдельных  категорий работников;

Акты регулирующие сотрудничество организацийработников, работодателей, государства, мирные способыразрешения  трудовых конфликтов;

Данная классификация  лишь частично совпадает с подразделением трудового права на традиционные институты. Обращает на себя внимание то, что некоторые вопросы труда  остались полностью или частично вне регламентации. Например, в самой  минимальной степени отрегулированы в международных актах трудовой договор, порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, участие работников в управлении производством; отсутствуют правила, относящиеся к забастовкам, дисциплине труда.

5. ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОТ

 

Таким образом, главным принципом работы МОТ  является трипартизм, означающий, что  формирование почти всех органов  МОТ базируется на основе трехстороннего представительства — от правительств, представителей работников и предпринимателей.

Международное бюро труда — постоянный орган  МОТ выполняет функции секретариата, оно не является субъектом международно-правового  регулирования труда, но занимается подготовкой конвенций и рекомендаций МОТ и наблюдением за их применением, сбором и распространением информации по международно-правовому регулированию  условий труда наемных работников. Международное бюро труда занимается подготовкой материалов к конференции  МОТ, оказывает помощь государствам в выработке законов на основе решений Генеральной конференции, издает публикации по международно-правовому  регулированию труда.

Согласно  Уставу МОТ одним из главных направлении  деятельности этой организации является нормо-творчество, т.е. создание международных  трудовых стандартов. МОТ принято  большое количество конвенций и  рекомендаций, касающихся различных  аспектов труда: трудовых отношений, управления трудом, занятости и защиты от безработицы, заработной платы, условий и охраны труда (рабочего времени, отпусков и  т.д.), труда женщин и молодежи и  др.

Основной принцип международно-правового  регулирования труда — равенство в осуществлении прав и свобод человека. Равенство в труде исключает дискриминацию, под которой понимается всякое различие, недопущение или предпочтение, устанавливаемое по признаку расы, пола, религии, иностранного, социального происхождения, возраста, семейного положения, приводящее к нарушению равенства возможностей в области труда и занятий. На это, к примеру, указывают такие Конвенции МОТ, как Конвенции № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.), № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.). Аналогичное положение закреплено и в нормах национального законодательства.

Важным направлением международно-правового  регулирования условий труда является содействие занятости трудоспособного населения. Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) провозглашает главной целью государственной деятельности активную политику в сфере занятости. Государственная политика занятости должна быть направлена на создание условий для обеспечения работой всех, кто готов приступить к работе и ищет ее, обеспечить свободу выбора занятости с учетом стадии и уровня экономического развития страны. Для обеспечения стабильной занятости и недопущения произвола предпринимателей в актах МОТ установлено, что увольнение по инициативе предпринимателя возможно лишь при наличии законных оснований, которые связаны со способностями, поведением работника или производственной необходимостью. Не являются законными такие основания к увольнению, как членство в профсоюзе, выполнение функций представителя работников, подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя, раса, пол, семейное положение, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность, возраст.

Конвенция приобретает статус многостороннего  международного соглашения после ратификации  ее как минимум двумя государствами .— членами МОТ — и с этого  момента налагает определенные обязательства  как на ратифицировавшие, так и  не ратифицировавшие ее государства. Для  отдельного государства — члена  МОТ — конвенция становится юридически обязательной только после ратификации  ее высшим органом государственной  власти (конвенции содержат правила  и о порядке их денонсации).

В случае ратификации конвенции государство  обязано принять законодательные  или иные акты для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в МОТ доклады (раз в 2-4 года) относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции. Если конвенция не ратифицирована, государство несет обязательство информировать по запросам Административного совета МОТ о состоянии национального законодательства и практики в отношении такой конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы. Конвенции принимаются Международной конференцией труда большинством не менее 2/3 голосов присутствующих делегатов.

Рекомендация  не является международным договором  и не должна быть ратифицирована, она  является пожеланием, предложением ввести соответствующие нормы в национальное законодательство.

Рекомендация  дополняет, уточняет и детализирует положения конвенции, дает возможность  выбора государствам при применении международной нормы. Рекомендация представляется правительству государства — члену МОТ — с тем, чтобы ее положения путем принятия закона или иного нормативно-правового акта приобрели юридическую силу.

МОТ принимает  международно-правовые нормативные  акты в сфере труда по таким  направлениям, как право на труд, запрет принудительного труда, право  на коллективные переговоры, право  на забастовку, занятость и трудоустройство, условия труда, правовое регулирование  охраны труда, социальное сотрудничество работников и работодателей, мирные способы разрешения трудовых конфликтов.

Возможность участия ООН  в международном регулировании  труда основывается на положениях п.1 ст.1 и ст.55 Устава ООН, определивших задачи международного сотрудничества по разрешению социальных проблем, обеспечению  уважения к правам человека и основным свободам.

Всеобщая декларация прав человека не имеет обязательного  для государств характера. Это в  большей мере программный, политический акт.

Второй важнейший документ ООН, фиксирующий трудовые права, - это  Международные пакты о правах человека, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. В Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах трудовым правам посвящено значительное число статей. В нём закреплены право на  труд, одинаковые для всех возможности продвижения по работе исключительно на основе трудового стажа и уровня квалификации, право на отдых, особая охрана труда, интересов женщин-матерей, детей и подростков и др. Международный пакт о гражданских и политических правах содержит нормы о запрещении принудительного труда и свободном осуществлении права на ассоциацию.

Международные конвенции  ООН о ликвидации расовой дискриминации (1966г.) и дискриминации в отношении  женщин (1979 г.) запрещают расовую  и этническую дискриминацию, а также  дискриминацию женщин, в частности  в сфере труда и трудовых  отношений. В 1990 г. ООН принята Международная  конвенция о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей, в  которой существенное место уделено  трудовым правам мигрантов.

На региональном уровне источниками  международно-правового регулирования  труда являются акты, принятые европейскими региональными объединениями государств: Советом Европы и Европейским  союзом.

СЕ принял более 130 конвенций, в том числе в области труда. Среди них Европейская социальная хартия (1961 г.), которая с некоторыми изменениями, учитывающими региональную специфику, воспроизводит универсальные  права человека в социальной и  экономической областях, закреплённые в актах ООН и МОТ. В Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) запрещён принудительный труд и закреплена свобода ассоциации, включая право образовывать профсоюзы  и вступать в них.

Важнейший акт ЕС, в котором  провозглашены социальные и экономические  права, - «Хартия основных социальных прав трудящихся» (1989 г.).

6. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АКТАМИ МОТ, УСЛОВИЙ ЗАНЯТОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА.

Сравнительно с новой  деятельности МОТ является её программа  в области совершенствования  методов управления предприятиями  и повышения производительности труда, а также регулирования  занятости. Конечная цель Программы МОТ по управлению предприятиями - способствовать развитию у руководителей предприятий более широкого подхода к своим обязанностям по обучению персонала и другим аспектам повышения производительности труда, усвоению руководителями техники управления современными предприятиями, методов руководства кадрами и развитию прогрессивных взглядов на взаимоотношения между администрацией и трудящимися. Важное значение имеет практическая работа экспертов МОТ по такому обучению, и особенно руководящего персонала, правилам техники безопасности и гигиены труда.

Основные задачи МОТ согласно её уставу:

Разработка согласованной  политики и программ, направленных на решение социально-бытовых проблем;

Разработка и принятие международно-трудовых норм для осуществления  принятой политики;

Помощь странам - членам МОТ  в решении проблем занятости  и сокращения безработицы;

Защита трудовых прав человека, улучшение условий, охраны труда, взаимоотношений  трудящихся с администрацией, разработка мер по особой защите в труде и  занятости слабо социально защищённых групп населения;

К 2001 г. МОТ приняла более 182 конвенций и 190 рекомендаций .Конвенции МОТ для страны, к ним присоединившейся путём их ратификации, обязательны для исполнения. МОТ контролирует это. Рекомендации МОТ не подлежат ратификации, но их значение в том, что они часто подробно разъясняют конвенции, дополняют их, а рекомендации МОТ по вопросам, не предусмотренным конвенциями, помогают в совершенствовании национального трудового законодательства. Многие рекомендации просто дублируют конвенции, помогая тем странам, которые к соответствующей конвенции не присоединились.

Основные трудовые права  человека были закреплены актами ООН. Эти трудовые права конкретизируют акты МОТ, например, о запрете принудительного  труда - Конвенция №29 (1936г.) и Конвенция  №105 (1957 г.). В Конвенции №29 развёрнуто даётся понятие принудительного  труда, в Конвенции №105 расширены  меры по устранению принудительного труда, в том числе запрет его в качестве меры дисциплинарного взыскания.

Информация о работе Международная организация труда