Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 23:20, курсовая работа
Целью данной работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний в области международных трудовых отношений, выработка приемов практического применения соответствующих правовых норм.
Задачи работы:
• изучение истории возникновения МОТ
• исследование структурных элементов организации
• изучение целей и задач МОТ
• изучение аспектов взаимодействия Республики Беларусь и МОТ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ МОТ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ВЕРСАЛЬСКОГО МИРНОГО ДОГОВОРА. ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ
ГЛАВА 2. ТРЕХСТОРОННЯЯ СТРУКТУРА МОТ
2.1 Взаимодействие правительства, работодателей и трудящихся
2.2 Международное бюро труда
2.3 Деятельность МОТ
ГЛАВА 3. ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОТ
3.1 Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда
3.2 Международные трудовые нормы
3.3 Основные конвенции МОТ
ГЛАВА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МОТ
4.1 Ратификация конвенций МОТ в 1991—2012 гг. и развитие правовой базы социально-трудовой сферы
4.2 Создание структур для организации сотрудничества
4.3 Деятельность представителей Беларуси в работе уставных органов и нормотворчестве МОТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Государства-члены должны представлять все конвенции и рекомендации, принимаемые Конференцией, компетентным национальным органам, которые решают, какие меры следует по ним принять. Число ратификаций конвенций продолжает увеличиваться. Чтобы обеспечить их применение в законодательстве и на практике, МОТ установила процедуру контроля, наиболее совершенную по сравнению с другими подобными международными процедурами. Она основано на объективной оценке независимыми экспертами того, как выполняются обязательства, и на рассмотрении отдельных случаев трехсторонними органами МОТ. Существует особый порядок рассмотрения жалоб на нарушение свободы объединения.
3.3 Основные конвенции МОТ
№ 29 Конвенция о принудительном или обязательном труде, 1930 года.
Требует запрещения принудительного или обязательного труда во всех формах. Допускаются определенные исключения, такие как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы, труд при чрезвычайных обстоятельствах, таких как военные действия, при пожаре, землетрясениях...
№ 87 Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию, 1948 года.
Устанавливает
право всех трудящихся и предпринимателей
на создание и вступление в организацию
по своему выбору без получения предварительного
разрешения и устанавливает ряд
гарантий свободы их деятельности без
вмешательства органов
№ 98 Конвенция о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, 1949 года.
Предусматривает защиту от антипрофсоюзной дискриминации, защиту организаций трудящихся и предпринимателей от взаимного вмешательства, а также меры по содействию коллективным переговорам.
№ 100 Конвенция о равном вознаграждении, 1951 года.
Призывает устанавливать равную оплату для мужчин и женщин за труд равной ценности.
№ 105 Конвенция об упразднении принудительного труда, 1957 года.
Запрещает использование любой формы принудительного или обязательного труда в качестве средства политического подавления, воспитания, наказания за выражение политических и идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, установления трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках или дискриминации.
№ 111 Конвенция о дискриминации в области труда и занятий, 1958 года.
Призывает к проведению национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке, в отношении условий труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению, на содействие равенству возможностей и обращения.
№ 138
Конвенция о минимальном
Имеет целью устранение детского труда; устанавливает, что минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.
Краткий вывод: В своей деятельности Международная организация труда руководствуется четырьмя стратегическими целями: продвижение и проведение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда; создание больших возможностей для женщин и мужчин в получении качественной занятости и дохода; расширение охвата и эффективности социальной защиты для всех; укрепление трипартизма и социального диалога. Основными задачами организации являются: разработка международной политики и программ с целью содействовать основным правам человека, улучшению условий труда и жизни, расширению возможностей занятости; создание международных трудовых норм, подкрепленных уникальной системой контроля за их соблюдением.
ГЛАВА 4
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МОТ
4.1 Ратификация конвенций МОТ в 1991—2012 гг. и развитие правовой базы социально-трудовой сферы
После провозглашения независимости Республики Беларусь в 1991 г. сложились принципиально новые условия для взаимодействия с Международной организацией труда. Белорусское руководство в этот период получило возможность действовать на международной арене, исходя, прежде всего, из национально-государственных интересов, проводить самостоятельную внешнюю политику, которая находит свое отражение в том числе и в заключаемых международных договорах. Беларусь в начале 1990-х гг. предприняла усилия, направленные на ускоренную интеграцию в мировое сообщество. Важной составляющей этого курса было активное участие в международных организациях, включая МОТ.
Нормативная база
МОТ использовалась прежде всего
для реформирования законодательных
основ регулирования социально-
Взаимоотношения Беларуси и МОТ в рассматриваемый период носят многоплановый характер. Сейчас я остановлюсь только на наиболее значимых, на мой взгляд, аспектах.
Данное направление продолжало оставаться одним из важнейших индикаторов участия Беларуси в МОТ. В первую очередь Парламент республики принял решение о присоединении к тем конвенциям, ратификация которых в советский период по идеологическим соображениям была нецелесообразной. В июне 1993 г. Верховный Совет Республики Беларусь ратифицировал конвенции № 26 (1928 г.) о процедуре установления минимальной заработной платы; № 144 (1976 г.) о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы); № 150 (1978 г.) о регулировании вопросов труда.
В ноябре 1993 г. Беларусью были ратифицированы конвенции № 108 (1958 г.) об удостоверениях личности моряков; № 151 (1978 г.) о трудовых отношениях на государственной службе; № 154 (1981 г.) о коллективных переговорах; в феврале 1995 г. — конвенции № 81 (1947 г.) об инспекции труда; № 88 (1948 г.) об организации службы занятости; № 105 (1957 г.) об упразднении принудительного труда; в мае 1999 г. — конвенция № 155 (1981 г.) о безопасности и гигиене труда; в июле 2000 г. — конвенция № 182 (1999 г.) о наихудших формах детского труда; в мае 2001 г. — конвенция № 167 (1988 г.) о безопасности и гигиене труда в строительстве; в ноябре 2003 г. — конвенция № 183 (2000 г.) о пересмотре конвенции 1952 г. об охране материнства (ратификация данной конвенции автоматически означала денонсацию конвенции № 103 относительно охраны материнства, к которой БССР присоединилась в 1956 г.) [5].
Использование нормативных и рекомендательных документов МОТ, опыта других государств позволили Беларуси в 1990-е гг. принять правовые акты, касающиеся реформирования социально-трудовых отношений.
Реформирование
экономики, изменение формата
Правовую основу социального партнерства составили законы «О коллективных договорах и соглашениях» (1992 г.), «О профессиональных союзах» (1992 г.), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (1994 г.), Указ Президента от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», постановление Совета Министров 25 февраля 1993 г. № 103 «О создании Согласительного совета Республики Беларусь по трудовым и социальным вопросам», положение «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам», утвержденное Указом Президента от 15 июля 1995 г. № 278, и др. Были разработаны и утверждены положения об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы, о порядке осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, об обязательном арбитраже по разрешению споров о применении коллективных договоров, соглашений, рекомендации относительно порядка заключения отраслевых тарифных соглашений и др.
Важной составляющей
системы социального
В настоящее
время основные права граждан, принципы
деятельности государства в трудовой
сфере определены и гарантированы
в действующей Конституции
Трудовые отношения в настоящее время регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь, другими законами и нормативно-правовыми актами. Новый Трудовой кодекс, вступивший в силу 1 января 2000 г. и разработанный при консультационной поддержке МОТ, в достаточной мере отражает основные права трудящихся в соответствии с конвенциями МОТ [2].
В целом в стране соблюдаются основные положения международного права, регулирующие трудовые отношения. Беларусь в этом отношении находится на высоком уровне развития среди стран СНГ. Об этом свидетельствуют данные доклада МБТ «Экономическая безопасность во имя лучшего мира», опубликованного в 2004 г. В докладе все страны мира были классифицированы на основании семи показателей (уровень доходов, состояние рынка труда, характер работы, занятость, квалификация, профессия, возможность для представительства трудящихся) на четыре группы по индексу экономической безопасности. Беларусь находится в третьей так называемой «конвенционной» группе, к которой принадлежат 90 стран (в том числе Аргентина, Азербайджан, Бразилия, Молдова, Россия, Таджикистан и др.). Лидерами экономической безопасности являются Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания (всего 24 страны), которые вошли в первую группу [8].
4.2 Создание структур для организации сотрудничества.
Взаимодействие Беларуси с МОТ координируется Субрегиональным бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии (Москва).
В мае 1993 г. в республике при содействии Международного центра МОТ был создан Международный центр социально-трудовых проблем, основными задачами которого являлись анализ и обобщение международного опыта в области социально-трудовых отношений, подготовка и переподготовка работников служб занятости, инспекторов по труду, преподавателей и др. [3].
В марте 1999 г. в Беларуси была учреждена должность Национального корреспондента МОТ в Минске (с 1999 г. — Н. Толмачёв). Функцией Национального корреспондента является формирование запросов в структуры МОТ о необходимости содействия в решении возникающих в стране социально-трудовых проблем, информирование социальных партнеров и правительства о реализуемых программах МОТ, распространение информации о путях решения социально-трудовых проблем, участие в координации деятельности по оказанию стране технической помощи.
4.3 Деятельность представителей Беларуси в работе уставных органов и нормотворчестве МОТ.
Традиционно важным
направлением в деятельности МОТ
является осуществление мониторинга
за соблюдением государствами-