Население как основа формирования трудового потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

В первой главе работы рассмотрены:
1.Основные понятия, сущность и особенности воспроизводства трудовых ресурсов;
2. Понятие населения как основы воспроизводства трудовых ресурсов;
3. Роль миграции в формировании трудовых ресурсов.

Файлы: 1 файл

Диплом 1 глава и введение.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

В политике, экономике  и социальной сфере важнейшая  роль принадлежит демографическим параметрам развития общества.

Фактическое состояние  и перспективы демографических  процессов всегда вызывали и  вызывают повышенный научный и практический интерес. Это не случайно и  прослеживается по следующим главным направлениям: политический аспект: соответствие между темпами роста численности населения и потенциальными ресурсами страны; координация стратегических и тактических задач  социально-экономического развития государства с характером, интенсивностью и  последствиями демографических процессов и др.;  экономический аспект: человек является главным элементом процесса общественного воспроизводства; население представляет собой единственную базу формирования трудовых ресурсов и занятости страны и др.; социальный аспект: люди - это основной потребитель продукции и услуг   социально-экономической деятельности государства; демографическая конъюнктура общества - важный ориентир производства и социальной политики и др.

Все вышеперечисленные  обстоятельства служат вескими аргументами  в пользу необходимости исследования демографического развития общества.

В соответствии с поставленной задачей  в данной выпускной квалификационной работе будут рассмотренные демографические основы воспроизводства трудовых ресурсов Республики Башкортостан.

Объектом исследования послужило  население Республики. Предмет исследования - закономерности развития демографических процессов и рынка труда Республики Башкортостан за последние годы. Практическая значимость полученных в работе результатов заключается в том, что они позволяют объективно оценивать состояние демографической ситуации  и рынка труда Республики на современном этапе социально-экономического развития общества.

В первой главе работы рассмотрены:

1.Основные понятия, сущность  и особенности воспроизводства   трудовых ресурсов;

2. Понятие населения как основы  воспроизводства трудовых ресурсов;

3. Роль миграции в формировании  трудовых ресурсов.

Вторая глава посвящена динамике демографического развития  трудовых ресурсов Республики Башкортостан. Проведен количественный и качественный анализ демографических процессов и их влияние на  трудовые ресурсы региона: динамика и численность населения и трудовых ресурсов, их возростно-половую структуру, основные тенденции их изменений. Данный анализ служит исходной базой для планирования использования трудовых ресурсов, определения темпов роста производительности труда, развития сфер и отраслей народного хозяйства.

В третьей главе данной работы рассмотрены правовые аспекты регулирования трудовых ресурсов в Республики Башкортостан;

Изучение данных вопросов позволяет осуществить планомерное  пропорциональное развитие экономики страны, выявить резервы трудовых ресурсов и повышать эффективность их использования. Эффективность использования трудовых ресурсов: основные показатели использования трудовых ресурсов и пути повышения эффективности их использования - первоочередная задача экономической науки и хозяйственной практики.

 

1. Население как основа формирования трудового потенциала

1.1. Трудовые ресурсы: понятие, сущность и особенности воспроизводства

 

Одной из проблем, связанных  с реформированием Российской экономики, является эффективное управление трудовыми ресурсами. Впервые термин трудовые ресурсы в качестве планово-учётного измерителя рабочей силы ввёл в 20–е годы ХХ столетия академик С. Струмилин, однако активно этот показатель стал использоваться с конца 50 – х годов ХХ столетия.1 Трудовые ресурсы- это часть населения, обладающая необходимыми физическими и интеллектуальными способностями и знаниями для работы, в какой – либо сфере. Или, по мнению В.В. Адамчука - это часть трудоспособного населения, способная производить материальные блага или оказывать услуги2. То есть, трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, тех людей, которые заняты в экономике, а с другой, не занятых, но способных трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.

Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» (совокупность людей, живущих на отдельной территории (в районе, регионе, стране)) и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сфере общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности (рис. 1). В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

Таким образом, трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.

 

Трудовые ресурсы РФ













 

 

Рис. 1. Структура трудовых ресурсов Российской Федерации

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия  в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную). Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.

К трудовым ресурсам в  России относятся:

а) население в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях;

б) население моложе и  старше трудоспособного возраста, занятое  в народном хозяйстве.

Для того чтобы работать в какой-то избранной им сфере деятельности, человеку необходим некоторый уровень физического развития. Какой именно — определяется, с одной стороны, потребностями экономики, а с другой — ограничениями социального порядка, т.е. заинтересованностью общества в сохранении и укреплении здоровья своих граждан как одной из важнейших ценностей человеческого общества.

Под духовными качествами понимаются общеобразовательные и  профессиональные знания и умения, личностные характеристики как необходимая предпосылка для успешной работы человека в избранном виде деятельности.

Значение обеих качественных характеристик человека по мере закономерного усложнения экономики постоянно возрастает. Это отражает всемирную тенденцию в трудовой сфере. Особенно повышается роль физических и духовных качеств людей в периоды быстрых и глубоких изменений в экономике и обществе в целом.

Переход от жесткого централизованного  планирования экономики к государственному регулированию с широким использованием рыночных механизмов означает, что коренным образом меняется уклад жизни всех граждан страны. Процесс этот протекает по объективным причинам болезненно. Ясно, что общество в целом, и каждый гражданин в отдельности успешнее пройдут период экономических и социальных преобразований, если сумеют приспособиться к новациям. Здесь и физические, и духовные качества человека проявятся в большей мере, чем в господствовавшей ранее системе хозяйствования.

Централизованное планирование практически диктовало человеку линию поведения в трудовой сфере, оставляя очень мало возможности для того, чтобы он смог проявить инициативу, самостоятельность, используя в полной мере отпущенные ему природой здоровье, способности и приобретенные учебой знания.

Рыночная экономика, напротив, предполагает инициативность человека. Как он будет жить — зависит от умения «вписаться» в новую экономическую систему. И произойдет это тем успешнее, чем при прочих равных условиях выше физические возможности и образованность человека.

Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.

Возраст, таким образом, выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы. Однако необходимо отметить относительность этого критерия. Все люди неодинаковы. И они достигают нужных кондиции, чтобы стать полноценными работниками, а также утрачивают их в разные сроки. Это должно учитываться, когда решается задача, кого отнести к трудовым ресурсам, когда определяется их численность.

Согласно сложившейся  статистической практике трудовые ресурсы  состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих в экономике страны граждан моложе и старше трудоспособного возраста.

 Ведущую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное население в трудоспособном возрасте.

Трудоспособное население — это совокупность лиц, преимущественно в трудоспособном возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовой деятельности.

На практике различают  общую и профессиональную трудоспособность. Общая трудоспособность предполагает наличие у человека физических, психофизиологических, возрастных данных, определяющих способность к труду и не обусловливающих необходимость специальной подготовки. Профессиональная трудоспособность — это способность к конкретному виду труда, приобретаемая в ходе специального обучения.

Работающих в экономике страны граждан моложе и старше трудоспособного возраста часто называют работающими подростками и работающими пенсионерами.

В настоящее время  нижней границей «трудоспособного возраста»  считается 16 лет, а верхней — 59 лет для мужчин и 54 года для женщин.

 Границы трудоспособного  возраста в разных странах  неодинаковы. В ряде стран нижняя граница установлена 14—15 лет, а в отдельных — 18 лет. Верхняя граница во многих странах составляет 65 лет для всех или 65 лет — для мужчин и 60—62 года — для женщин.

Средняя продолжительность  жизни и возраст выхода на пенсию в отдельных странах приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Средняя продолжительность  жизни и 

возраст выхода на пенсию, лет

Страна

Средняя продолжительность

Жизни

Возраст выхода на пенсию

(общий)

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Россия

59,8

72

60

55

США

71

78

65

65

Германия

72

78

65

60

Великобритания

72

79

65

60

Австрия

72

79

65

60

Венгрия

65

74

60

55

Польша

67

76

65

60

Франция

72

81

60

60

Австралия

74

80

65

60

Швеция

80

83,7

65

65


 

Исторически границы  трудоспособного возраста менялись и по социальным, и по экономическим мотивам.

Нижняя возрастная граница  сложилась в те времена, когда  было обязательным семилетнее школьное образование, а обучение начиналось с восьмилетнего возраста. Расчет такой, что молодые люди примерно в 15 с небольшим лет, прекращающие учебу после хотя бы короткой подготовки к профессии, могут вступать в трудовую жизнь практически с 16 лет. Позднее планку обязательного обучения подняли на один год и на столько же снизили начальный возраст учебы. В итоге, как и прежде, школа заканчивалась в те же 15 с небольшим лет, а возможность вхождения в трудовую жизнь появлялась с 16 лет.

Верхняя возрастная граница  определяется правом на получение пенсии по достижении мужчинами 60 лет, а женщинами — 55 лет. Но из этого правила есть исключение. Для некоторых видов профессиональной деятельности, связанных с высокими психофизиологическими нагрузками на организм человека, пенсионная планка заметно ниже — на 5-10, а то и более лет. Здесь действует система «пенсии по старости на льготных условиях».

Информация о работе Население как основа формирования трудового потенциала