Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 21:40, реферат
Данная тема очень широко и разносторонне освещена в научной правовой литературе. Многие известные авторы, такие как Дмитриева, Орловский, Смоленский и др. посвятили свои научные работы исследованию системы охраны труда в Российской Федерации, так как интерес к данному правовому институту на протяжении еще многих лет будет возрастать и оставаться наиболее значимым.
Целью данного реферата является дать определение понятию «охрана труда», определить значение, придаваемое охране труда в настоящее время, выделить основные направления государственной политики в этой области, также проследить, как организуется охрана труда и наконец, перечислить основные обязанности работника и работодателя в этой сфере.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Охрана труда: понятие, значение и основные направления государственной политики в области охраны труда……………………………5
1.1 Понятие и значение охраны труда…………………………………………...5
1.2 Основные направления государственной политики в области охраны труда………………………………………………………………………………..8
Глава 2. Организация охраны труда……………………………………………10
Глава 3. Обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда…….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Охрана труда: понятие, значение и основные направления государственной политики в области охраны труда……………………………5
1.1 Понятие и значение
охраны труда…………………………………………..
1.2 Основные направления государственной
политики в области охраны труда…………………………………………………………………
Глава 2. Организация охраны труда……………………………………………10
Глава 3. Обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда…….13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Труд – одно из самых обсуждаемых понятий в современном обществе. Своими корнями труд уходит глубоко в историю, на протяжении которой это понятие претерпевало сильные изменения. Когда-то он был принудительным и не предусматривал вообще никакого вознаграждения. В результате в настоящее время мы знакомы с развитым институтом труда. Одним из важнейших условий успеха трудовой деятельности является осознанное, основанное на личном интересе активное участие в ней каждого работника. Для того чтобы деятельность работников всегда была эффективной, труд должен быть социально и экономически защищен как на государственном уровне, так и на уровне организаций. На государственном уровне приоритет отдается повышению жизненного уровня трудящихся и защите от безработицы, а в конкретной организации важнейшей составляющей охраны является забота об условиях и содержании труда, организации и системе оплаты труда работников. Организация заинтересована в максимальном проявлении трудового потенциала работников, это одно из основных условий ее эффективного функционирования. Однако в реальности существуют многочисленные обстоятельств, препятствующие полноценной реализации полезных качеств работников, а значит и повышению эффективности и качества труда.
В последние годы было принято много различных законодательных актов в области охраны труда, однако условия трудовой деятельности продолжают подвергаться критике. Также нередки случаи опасности, угрожающей самим работникам. Именно поэтому тема охраны труда является особенно актуальной, а её отдельные вопросы горячо обсуждаются.
Данная тема очень широко и разносторонне освещена в научной правовой литературе. Многие известные авторы, такие как Дмитриева, Орловский, Смоленский и др. посвятили свои научные работы исследованию системы охраны труда в Российской Федерации, так как интерес к данному правовому институту на протяжении еще многих лет будет возрастать и оставаться наиболее значимым.
Целью данного реферата является дать определение понятию «охрана труда», определить значение, придаваемое охране труда в настоящее время, выделить основные направления государственной политики в этой области, также проследить, как организуется охрана труда и наконец, перечислить основные обязанности работника и работодателя в этой сфере.
Для достижения поставленной цели в реферате необходимо тщательно и подробно изучить правовую регламентацию, а именно найти и проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие трудовые правоотношения в сфере охраны труда в Российской Федерации.
Выбор темы моего реферата предопределила та актуальность, которая придается этому вопросу. Многие старшеклассники и студенты, не говоря уже о старших поколениях сплошь и рядом оказываются участниками несчастных случаев на производстве, приводящих порой и к летальным исходам. Необходимо чётко осознавать, что охрана труда является одной из важнейших составляющих трудовых отношений.
Глава 1. Охрана труда: понятие, значение и основные направления государственной политики в области охраны труда
1.1 Понятие и значение охраны труда
Согласно ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации политика нашего государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, включая охрану труда и здоровья работников. Право работника на здоровые и безопасные условия труда закреплено в ст.37 Конституции Российской Федерации, в ст.2 Трудового Кодекса Российской Федерации говорится о справедливых условиях труда, в том числе отвечающих правилам безопасности. Определение охраны труда дано в ст. 209 Трудового Кодекса Российской Федерации – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия1. Это определение даёт понять, что охрана труда – многогранная деятельность государственных органов и работодателей, которая направлена на охрану жизни и здоровья работников в осуществлении их трудовой функции и связанных с ней процессами.
В более узком смысле под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.
Этот институт включает следующие группы норм:
1) правила по технике безопасности и производственной санитарии.
2) специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях.
3) нормы
по охране труда женщин, несовершеннолетних
и лиц с пониженной
4) нормы,
регулирующие деятельность
5) нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда2.
Значительную роль в осуществлении мероприятий, направленных на охрану труда работников, выполняют различные правовые средства. Эти средства не только закрепляют право работников на обеспечение им должной безопасности в процессе труда, но ещё возлагают на работодателя обязательства по созданию благоприятных условий труда и ответственность за их несоблюдение, а также регулируют другие виды отношений в этой сфере. Совокупность упомянутых правовых норм образуют самостоятельный институт в трудовом праве. Именно эти нормы являются правовой основой для функционирования всей системы охраны труда и обеспечения в организациях безопасных условий работы.
Охрана труда распространяется на предприятия всех форм собственности, включая труд как работников, так и администрации, членов производств
независимо от форм собственности3. Различные нормативные акты закрепили основные принципы государственной политики в области охраны труда, право работников на охрану труда в ее широком смысле и гарантии этого права. В них предусмотрены правовой и экономический механизм обеспечения охраны труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и ответственность за его нарушение.
Несмотря на принятие в последние годы многих законодательных актов в области охраны труда, жизнь и здоровье работников продолжают подвергаться опасности, возникающей нередко из-за пренебрежения работодателями правилами безопасности в целях получения большей прибыли4. Вследствие этого возникают травмы и иногда летальные исходы среди работников в процессе осуществления труда. Поэтому эта проблема обретает актуальность и особое значение в настоящее время. Соблюдение и развитие охраны труда является одним из важнейших направлений развития политики государства в области трудовых отношений.
1.2 Основные направления
Согласно ст.210 ТК Российской Федерации, государство развивает систему охраны труда следующим образом5:
1) признаёт
и обеспечивает приоритет
2) принимает и реализует федеральные и региональные законы и иные нормативные акты.
3) разрабатывает программы улучшения условий охраны труда.
4) управляет
осуществлением охраны труда
и производит надзор за
5) обеспечивает единство информационной системы охраны труда.
6) расследует
и производит учёт несчастных
случаев и болезней на
7) защищает законные интересы работников и членов их семей, пострадавших от несчастных случаев и в результате болезней.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается путем осуществления согласованных действий органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов и органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов и других уполномоченных работниками органов представительных органов по вопросам охраны труда.
Большой вклад в развитие охраны труда вносят Федеральные целевые программы и Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации6. В разделе 5 данного соглашения говорится о защите трудовых прав, промышленной и экологической безопасности. При этом данные положения рассматриваются в качестве приоритетных при сотрудничестве. Стороны договорились: разработать и осуществить меры экономического стимулирования работодателей для обеспечения охраны труда, предусмотреть финансирование предприятий с целью повышения качества охраны труда независимо от организационно-правовой формы предприятия и формы собственности, а также обеспечить финансирование деятельности технических инспекторов труда профсоюзов за счёт работодателей.
Важным участником реализации государственной политики в области охраны труда является Правительство Российской Федерации. Министерство труда и социальной защиты является тем федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством возложена обязанность выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в области охраны труда. Полномочия и работа органов исполнительной власти субъектов Федерации в данной сфере устанавливаются нормативно-правовыми актами регионального уровня.
Глава 2. Организация охраны труда
Для выполнения своей обязанности по обеспечению безопасных условий труда работодатель должен соответствующим образом организовывать постоянную и объемную работу. В этих целях, а также для обеспечения соблюдения требований охраны труда должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, если в компании работает более 50 человек7. Служба охраны труда создается работодателем как самостоятельное структурное подразделение организации и подчиняется непосредственно руководителю или на то уполномоченным заместителям. Служба находится во взаимодействии в соответствующей сфере с другими подразделениями организации, а также с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Служба охраны труда имеет следующие обязанности:
1) проведение
проверок, обследований технического
состояния зданий, сооружений, оборудования,
машин и механизмов, приспособлений,
средств коллективной и
2) участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.
3) участие в разработке разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организаций.
4) организацию расследования несчастных случаев на производстве, а также участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и другие функции8.
В целях сотрудничества работодателей и работников или их представителей при проведении работы по охране труда в организациях по инициативе работодателя или по инициативе работников, или по общей инициативе либо их представительного органа в соответствии со ст. 218 ТК создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе (стороны равны) входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комитет по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Основные задачи, функции и права комитета определены утвержденным приказом бывшего Минздравсоцразвития Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». Все работники организации, в том числе ее руководитель, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний в этой области9.
Также необходимо осуществлять инструктаж по охране труда, который проводится по программе, разработанной на законодательстве и с учетом специфики деятельности предприятия. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны осуществлять эту процедуру, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.