Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 23:50, курсовая работа
Одним из непременных и главнейших условий повышения эффективности и качества труда в любой сфере является осознанное, основанное на личном интересе активное участие в ней (деятельности) каждого работника независимо от его профессионального статуса. Для повышения эффективности и качества производственной деятельности работники организаций должны быть социально и экономически защищены как на государственном уровне, так и на уровне организаций. На государственном уровне главным остается защита от снижения жизненного уровня трудящихся и от безработицы, а в конкретной организации — это забота об условиях и содержании труда, организации и системе оплаты труда работников. Организация заинтересована в максимальном проявлении трудового потенциала работников, это одно из основных условий ее эффективного функционирования, и в идеале должна всячески способствовать выполнению этого условия.
Введение………………………………………………………………………….
1. Понятие и значение охраны труда
2. Содержание института охраны труда…………………………………………
3. Основные принципы института охраны труда……………………………….
4. Законодательсво об охране труда………………………………………………
Заключение
Список использованной литературы
3) по форме нормативных
предписаний подзаконных актов – постановления, положения, стандарты
системы стандартов безопасности труда
(государственные, отраслевые, предприятий),
правила и нормы (например,санитарные,
строительные, безопасности и т. д.), инструкции
(по безопасности,типовые отраслевые по
охране труда, действующие на предприятиях
инструкции по охране труда для работников
и на отдельные виды работ),организационно-
В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорными условиями,повышающими, конкретизирующими этот минимум на основании социально-партнерских соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров.
Перечень нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в России, принят постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г., а Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда утверждены Минтрудом России 27 февраля1995 г.
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. установило, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов. Она состоит из межотраслевых (ПОТРМ) и отраслевых (ПОТРО) правил и типовых инструкций по охране труда(ТИРО), строительных и санитарных норм и правил (СНиП и СанПиН), инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
На них и ориентируются соответствующие органы и организации при разработке региональных и локальных актов по охране труда. На основе этих актов организации сами разрабатывают и утверждают стандарты предприятия (СТП ССБТ) и инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (НОТ). Профсоюзы, их органы имеют право принимать участие в согласовании нормативных правовых актов по охране труда, учете их мнения.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два года. Это сделано для того, чтобы данные требования по охране труда не отставали от технического прогресса. Пересмотр их осуществляется в порядке,установленном при принятии.
Субъекты РФ в соответствии с Федеральным законом от 17июля 1999 г.принимают свои акты по охране труда. Генеральное соглашение также предусматривает ряд обязательств трех социальных российских партнеров (объединений профсоюзов,объединений работодателей и Правительства РФ) по улучшению охраны труда. Это трехстороннее социально-партнерское Соглашение предусматривает создание службы охраны труда, а также институт уполномоченных (доверенных) лиц и комиссий (комитетов) по охране труда в организациях независимо от форм собственности, разработку новых и пересмотр действующих нормативных правовых актов по охране труда.
Другие социально-партнерские соглашения различных уровней,а также коллективные договоры, как правило, имеют раздел по охране труда, в котором предусматриваются различные меры по ее улучшению.
Комплексный Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» закрепил основные принципы государственной политики в области охраны труда, право работников на охрану труда в ее широком смысле и гарантии этого права. В нем предусмотрен правовой и экономический механизм обеспечения охраны труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства в этой области и ответственность за его нарушение. Этот Закон имеет четыре главы: Общие положения (ст. 1—7); Право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст.8—10); Обеспечение охраны труда (ст. 11 — 19); Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда (ст. 20—22). Как видим, основное внимание в нем уделено обеспечению охраны труда, что в настоящее время особенно важно. Статья 11 гл. III Закона предусматривает, что охраной труда управляет государство непосредственно через Правительство РФ или по его поручению федеральные органы исполнительной власти.
Заключение.
По моему мнению принимаемых мер по улучшению обстановки в стране с охраной труда не достаточно, потому что безработица в России приобрела массовый характер и представляет реальную угрозу для развития общества, является основным фактором рассмотрения бедности и деградации населения. Наибольшие потери реальных рабочих мест наблюдаются на предприятиях военно-промышленного комплекса, в машиностроении, в легкой промышленности, в сельскохозяйственном секторе и др. В первую очередь пополняют армию безработных граждане с ограниченной возможностью трудоустройства: женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста, военнослужащие, уволенные из армии и не имеющие гражданской специальности, инвалиды и др.
Многие работодатели и руководители предприятий и организаций в погоне за прибылью в нарушение требований закона не создают на рабочих местах здоровые и безопасные условия труда, что порождает производственный травматизм. Более того, в ряде регионов на предприятиях, преимущественно частной и смешанной форм собственности, допускаются неединичные случаи скрытия от учета и расследования несчастных случаев на производстве, в том числе нередко с тяжелым и смертельным исходом. В результате общее состояние с охраной труда на предприятиях и в организациях РФ продолжает оставаться крайне тревожным.
Таким образом, я считаю, что государственную политику по охране труда стоит улучшать, законы корректировать в связи с сложившейся ситуацией в стране.
1 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999 г. № 181.
2 Ст. 143 УК РФ
3 Муцинова Н.А. «Правовая организация охраны труда на промышленных предприятиях СССР». Автореферат канд. дисс. М., 1970, с.6.
4 ФЗ от 17 июля 1999 г. № 181 «Об основах охраны труда в РФ».
5 См.: Александров Н.Г. «Трудовое правоотношение» М., 1948 г.
6 Ст. 1 ФЗ РФ 1999 № 29 «Об основах охраны труда».
Информация о работе Основные принципы института охраны труда