Особенности правового регулирования труда государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Правовое регулирование государственной службы традиционно рассматривается наукой трудового права лишь в качестве одного из проявлений субъектной дифференциации правового регулирования труда, не выходящей за рамки отрасли трудового права. Законодательство о государственной службе признается частью трудового законодательства, устанавливающей для одной из категорий наемных работников - государственных служащих - некоторые специальные правила поступления на работу, особые условия труда, дополнительные основания увольнения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
3

Глава 1
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


1. Виды государственной службы Российской Федерации…………..
2. Должности государственной службы Российской Федерации…....
6
8
Глава 2
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ


§1. Правовой статус государственного служащего…………............
13

§2. Особенности трудовых правоотношений государственных служащих.….…….......................................................................................

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
38

БИБЛИОГРАФИческий список…………………...…………

Файлы: 1 файл

Трудовое Гос.служащие.docx

— 71.87 Кб (Скачать файл)

Должность гражданской службы - это должность с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Государственный орган уполномочен осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями, т.е. правом принимать общеобязательные решения. Полномочия эти воплощаются в компетенции конкретного государственного органа, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте. Следовательно, должность гражданской службы заключает в себе часть полномочий (права и обязанности), которые являются составной частью компетенции данного государственного органа.

Должность гражданской службы содержит основную функцию, выполняемую гражданским служащим. Наименование должности гражданской службы представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа. Например, должность помощника (советника) федерального министра отражает следующие моменты: это должность федерального гражданского служащего; ее назначение - обеспечить деятельность члена Правительства РФ; уровень - главная (высшая) должность гражданской службы; замещается в порядке назначения. Наименование "главный специалист администрации области" отражает другие признаки - должность гражданского служащего субъекта РФ, а именно области; ее назначение - выполнять обязанности по осуществлению полномочий администрации области; уровень - старшая (ведущая) должность гражданской службы; замещается в порядке конкурса.

Государственные должности РФ устанавливаются федеральными законами. Сводный перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 N 32. Всего в Сводном перечне содержится тридцать восемь государственных должностей.

Второй вид государственных должностей составляют должности субъектов РФ, которые устанавливаются конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий их государственных органов. Иногда их перечень в систематизированном виде содержится в законах субъектов РФ о государственной службе. При этом в законах некоторых субъектов РФ категории государственных должностей отсутствуют.

Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации"7 от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (далее - Закон о госслужбе) установлено (ст. 9), что должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности  руководителей и заместителей  руководителей государственных  органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей  руководителей территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти и их  структурных подразделений, должности  руководителей и заместителей  руководителей представительств  государственных органов и их  структурных подразделений, замещаемые  на определенный срок полномочий  или без ограничения срока  полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных  органов, руководителям территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти и руководителям  представительств государственных  органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые  для профессионального обеспечения  выполнения государственными органами  установленных задач и функций  и замещаемые без ограничения  срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного  и иного обеспечения деятельности  государственных органов и замещаемые  без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской  службы;

2) главные должности гражданской  службы;

3) ведущие должности гражданской  службы;

4) старшие должности гражданской  службы;

5) младшие должности гражданской  службы.

Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

  • 1. Правовой статус государственных служащих

 

Установление особенностей в правовом регулировании труда государственных служащих обусловлено:

  1. задачами и принципами организации и функционирования государственной службы, целью поддержания ее высокого уровня;
  2. специфическим характером профессиональной деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы.

Регулирование труда государственных служащих имеет ряд существенных особенностей, отличающихся от правил, установленных Трудовым Кодексом Российской Федерации. Эти особенности касаются:

  1. порядка поступления и нахождения на государственной службе (ст. 21 Закона «Об основах государственной службы»);
  2. проведения конкурса на замещение вакантной государственной должности (ст. 22 Закона «Об основах государственной службы»);
  3. испытания при замещении государственной должности (ст. 23 Закона «Об основах государственной службы»);
  4. порядка и условий проведения аттестации государственных служащих (ст. 24 Закона «Об основах государственной службы»);
  5. помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, установлены особые основания увольнения государственного служащего (ст.25 Закона «Об основах государственной службы»);
  6. статья 15 Закона «Об основах государственной службы» предусматривает дополнительные гарантии для государственных служащих;
  7. установлены запреты и ограничения в осуществлении трудовой и предпринимательской деятельности.

Наиболее существенные особенности по сравнению с законодательством о труде Российской Федерации касаются:

  • прав и обязанностей (ст. ст. 9, 10 Закона «Об основах государственной службы»);
  • ограничений для государственных служащих (ст. 11 Закона «Об основах государственной службы»).

Государственные служащие Российской Федерации реализуют свое право на труд путем добровольного заключения трудового договора. Трудовой договор в то же время является и юридическим фактом реализации государственными служащими других трудовых прав и обязанности добровольно трудиться в избранной сфере деятельности.

Особенности трудового договора государственных служащих обусловлены тем, что трудовые отношения государственных служащих регулируются одновременно несколькими отраслями, прежде всего, административным и трудовым правом - общие требования, предъявляемые к трудовому договору, устанавливаются законодательством о труде, особенности содержания трудового договора государственного служащего предусмотрены законодательством о государственной службе, это проявляется в том, что8:

  1. сторонами служебно-трудовых отношений являются государственный служащий и руководитель государственного органа;
  2. конкретное содержание трудового договора государственного служащего зависит от занимаемой государственной должности государственной службы;
  3. важнейшей обязанностью по трудовому договор является обеспечение выполнения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в интересах граждан Российской Федерации.

Общие требования к содержанию трудового договора государственного служащего определяются трудовым законодательством. Существует Примерная форма трудового договора утвержденная постановлением Минтруда Российской Федерации.

Трудовой договор с государственным служащим должен быть заключен в письменной форме в двух экземплярах, один из которых находится у государственного служащего, а другой - в кадровой службе государственного органа.

Условия трудового договора можно подразделять на основные (существенные) и дополнительные. К основным относится условия, определенные ст.56 Трудового кодекса и рядом норм законодательства о государственной службе.

Права и обязанности государственных служащих определены трудовым и специальным законодательством. Государственный служащий имеет право на:

  • защиту персональных данных;
  • на заработную плату;
  • охрану труда;
  • отпуск;
  • судебную защиту нарушенных прав;
  • социальное и пенсионное страхование;
  • объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов, а так же право на:9
    1. ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
    2. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
    3. посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
    4. принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
    5. участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;
    6. продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
    7. ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
    8. переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
    9. пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
    10. проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
    11. внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Помимо суда государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы.10

Государственный служащий обязан:11

  1. добросовестно исполнять должностные обязанности; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  2. в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  3. соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
  4. поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
  5. хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона о государственной службе12, за успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности предусмотрены различные поощрения. Виды поощрений и порядок их применения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Поскольку в настоящее время Федеральный закон о видах поощрений и порядке их применения еще не принят, необходимо руководствоваться статьями 191-192 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 578, федеральному государственному служащему в порядке поощрения за особые отличия при прохождении государственной службы может быть присвоен очередной квалификационный разряд без сдачи государственного квалификационного экзамена или прохождения аттестации51.

Информация о работе Особенности правового регулирования труда государственных служащих