Освобождение от уголовной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:33, дипломная работа

Описание работы

Важным принципом уголовного и уголовно-процессуального права является положение, согласно которому каждое лицо, виновное в совершении преступного деяния, должно понести справедливую ответственность за содеянное. Однако, в жизни, на практике встречается немало ситуаций, когда привлечение к уголовной ответственности лица, совершившего преступление, становиться нецелесообразным, не соответствует задачам уголовного законодательства и соответственно целям наказания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Общее понятие освобождения от уголовной ответственности
§1. Понятие освобождения от уголовной ответственности
§2. Основания освобождения от уголовной ответственности и их классификация

ГЛАВА II. Виды освобождения от уголовной ответственности
§1. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
§2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
§3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности

ГЛАВА III. Иные случаи освобождения от уголовной ответственности
§ 1. Освобождение от уголовной ответственности по акту амнистии
§2. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних
§ 3. Специальные виды освобождения от уголовной ответственности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом освобождение от уголовной ответственности.doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

Акты об амнистии издаются, как правило, в ознаменование определенных общественно-политических событий и юбилейных дат, а так же в связи с мероприятиями гуманитарного характера, проводимыми под эгидой ООН. Такие акты были изданы, например, в связи с Международным годом ребенка (1979г); в связи с 40-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. (1985г.); в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. (1995г.).

Так же были амнистии, касающиеся ограниченного круга лиц. Так, в 1989г. Была объявлена амнистия военнослужащим, совершившим преступления во время службы в Афганистане, а в 1991г. – лицам, уклонившимся от призыва на действительную военную службу и оставившим воинскую часть или место службы. Если первый акт амнистии был обусловлен незаконным, аморальным характером вооруженного вмешательства во внутренние дела Республики Афганистан, то второй – распространившейся в армии «дедовщиной» и различным подходом в бывших союзных республиках к строительству своих Вооруженных Сил.

Нередко в акте об амнистии содержится специальная оговорка о применении его положений к отдельным категориям лиц. Например, предписание акта амнистии 19 апреля 1995 г. об освобождении от наказания не распространялось на такие категории лиц, как виновные в умышленном убийстве при отягчающих обстоятельств, повторно осужденные к лишению свободы за умышленные преступления, ранее освобождавшиеся от наказания в порядке амнистии или помилования и вновь совершившие умышленное преступление.

Не будет, очевидно, преувеличением сказать, что народ наш, в принципе, против амнистий, и воспринимаются они им не с восторгом. И мнение рядового российского обывателя в этом отношении вполне совпадают с точкой зрения некоторых известных политических деятелей. Так, Е. Гайдар писал в одной из центральных газет по поводу представленного в Думу проекта об амнистии: “Когда страна находится в таком положении, гуманизм к преступникам за счет их жертв, по крайней мере, неуместен. Я имею в виду, в частности, и Указ об амнистии. Общество воспринимает такой указ как вызов, и будет право”50.

Подобное отношение к амнистиям в нашей стране возникло не на пустом месте. Люди старшего поколения помнят печально знаменитую амнистию 1953 г., когда после смерти Сталина государство выпустило на свободу не политических заключенных – жертв сталинских репрессий, а отпетых уголовников – насильников, воров и грабителей.

Эта амнистия привела к резкому росту насильственной и корыстной преступности. С “перебором” была проведена и хрущевская амнистия 1957 г., посвященная 40-летию Октябрьской революции. В брежневские времена амнистии, обычно, посвящались большим праздникам. Они объявлялись более регулярно, чем прежде, но при этом были гораздо умереннее предыдущих и не влияли серьезно на динамику преступности. Однако последнее обстоятельство не смогло поколебать устойчивого неприятия советскими людьми (ныне российскими гражданами) амнистий в принципе51.

По идее амнистия должна охватывать тех, кто не совершил тяжкого преступления и не приобрел репутации склонного к совершению таких преступлений. Амнистия – это не реабилитация, а акт милосердия.

Освобождение от уголовной ответственности по амнистии может касаться только тех лиц, которые совершили указанные в акте об амнистии преступления до вступления постановления Государственной Думы в законную силу. К лицам, совершившим длящиеся преступления, амнистия применяется лишь в том случае, если весь комплекс действий, составляющих это преступление, был реализован до даты установленной актом амнистии (дата издания, дата вступления в законную силу). Поэтому действие лица, например, совершившего побег из-под стражи, не попадает по амнистию, если оно не задержано или не явилось с повинной на момент, указанный в акте амнистии.

Аналогичен механизм акта амнистии и в отношении продолжаемых преступлений: Этот акт применяется лишь в том случае, если последнее преступное действие совершено до издания акта амнистии или даты, специально указанной в этом акте, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий было совершено после его издания или указанной даты вступления в силу.

Поскольку акт амнистии имеет нормативный характер, то в отношении лиц, подпадающих под его действие выносятся, как уже было сказано, постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный приговор с освобождением виновного от наказания, определение суда II инстанции о прекращении уголовного дела, постановление органа, ведающего отбыванием наказания. Указанные документы являются юридическим основанием для исполнения предписаний акта амнистии в отношении конкретных лиц.

Из сказанного следует, что амнистия – разновидность гуманных правовых актов, аннулирующих юридические последствия совершенного преступления, которые принимаются в несудебном порядке органами законодательной власти.

 

 

§ 2. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних

 

Исследование норм уголовного законодательства об освобождении от уголовной ответственности будет неполным, если не проанализировать еще один вид освобождения от уголовной ответственности, предусмотренный Общей частью УК РФ. Речь идет о ст.90, в которой закреплены особые основания и условия освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия.

Предварительно отметим, что нормы Общей части УК РФ, предусматривающие возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаяние, примирение с потерпевшим, полностью распространяются и на лиц, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет, если они выполнили перечисленные в этих нормах позитивные посткриминальные поступки. Тогда они могут быть освобождены от уголовной ответственности не на  основании ст.90 УК РФ, а в связи с деятельным раскаянием и примирением с потерпевшим.

Что же касается сроков давности, то для несовершеннолетних они сокращены вдвое.

По сравнению с ранее действующим законодательством (ч.3 и ч.4 ст. 10 УК РСФСР 1960г.)  УК РФ 1996г. Значительно расширил возможности освобождения несовершеннолетних правонарушителей от уголовной ответственности с применением к ним мер воспитательного воздействия, уточнил основания их применения, особенно относящихся к тяжести совершенного преступления. Так согласно ст. 90 УК предпосылками освобождения от уголовной ответственности являются:

1) недостижение лицом 18-летнего  возраста;

2) совершение впервые  преступления небольшой или средней  тяжести;

3) возможность исправления  лица путем применения принудительных  мер воспитательного воздействия.

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер, возможно, как в ходе предварительного расследования, так и в результате судебного рассмотрения дела. Из предпосылок освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности видно, что новый УК предоставил органам предварительного расследования и суду более широкие права, чем были ранее: несовершеннолетний может быть освобожден не только за преступление небольшой, но и средней тяжести.

Принудительные меры воспитательного воздействия. По своему содержанию эти меры являются воспитательными. Преследуя цель исправления несовершеннолетнего, суд при применении принудительных мер воздействует на подростка, прежде всего путем убеждения, доведения до его сознания понимания недопустимости совершения преступлений. Вместе с тем применяемые судом меры носят принудительный характер. Это выражается в том, что принудительные меры назначаются независимо от желания или согласия несовершеннолетнего либо его законного представителя. Исполнение этих мер обеспечивается силой государственной власти. Таким образом, принудительные меры воспитательного воздействия являются воспитательными по своему содержанию и принудительными по характеру исполнения52.

Совершаемые подростками преступления небольшой и средней тяжести имеют специфические черты, вытекающие из возрастных и психологических особенностей несовершеннолетних, что в известной мере влияет и на общественную опасность.

При определении общественной опасности совершенного подростком преступления особое значение приобретает учет отягчающих и смягчающих обстоятельств.

Поскольку, прекращение уголовно-правовых отношений с применением к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия возможно в том случае, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто без привлечения к уголовной ответственности, то на ряду с обстоятельствами, смягчающими и отягчающими наказание, большое значение имеют данные о личности виновного, характеризующие его до совершения преступления, в момент совершения и после его совершения. Поэтому правоохранительные органы, решая вопрос об освобождении от уголовной ответственности, в каждом конкретном случае должны учитывать: условия жизни и воспитания подростка, его отношение к учебе или работе, окружение, занятия в свободное время от учебы или работы и т.д. (ст.90 и 91 УК РФ).

В преступлениях несовершеннолетних, как правило, проявляются их личностные качества, характерные для такого возраста: честолюбие, показная романтика, упрямство, неуравновешенность, недостаточное уважение к авторитетам, стремление, во что бы то ни стало проявлять свои способности, склонность к подражанию и некоторые другие. Все эти особенности подлежат установлению применительно ко всем признакам состава совершенного преступления53.

Принудительные меры разнообразны по своему содержанию. Каждая мера обладает спецификой воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя. Статья 90 УК предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

1. Предупреждение (ч. 1 ст. 91 УК). Эта мера заключается в разъяснении  несовершеннолетнему вреда, причиненного  его деянием, и последствий повторного  совершения преступления. Предупреждение рассчитано на разовое действие и имеет целью помочь несовершеннолетнему правонарушителю осознать неправильность своего поведения и необходимость в дальнейшем добровольно и сознательно соблюдать установленный порядок и правила общежития.

2. Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (ч. 2 ст. 91 УК). Эта мера заключается в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Передача под надзор предполагает указание органа, применившего данную меру, лицам или соответствующему государственному органу о необходимости тщательного и систематического контроля за поведением подростка, устранения условий, способствующих антиобщественному поведению и т.д. Эта мера целесообразна, если родители или лица, их заменяющие, способны оказать на несовершеннолетнего положительное воздействие. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом все же должно быть получено.54

3. Возложение обязанности  загладить причиненный вред (ч. 3 ст. 91 УК). Эта мера понуждает подростка к деятельному заглаживанию причиненного вреда. Она заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности компенсации причиненного вреда (денежная компенсация, передача предмета, аналогичного утраченному, устранение вреда своим трудом). Применение этой меры возможно только в отношении подростков, достигших 15-летнего возраста. В случае избрания принудительной меры, заключающейся в заглаживании причиненного вреда своим трудом, необходимо наличие у подростка соответствующих трудовых навыков. При назначении в качестве принудительной меры обязанности возместить причиненный ущерб несовершеннолетний должен иметь самостоятельный заработок либо получать стипендию.

УК РФ, в отличие от ч. 4 ст. 63 УК РСФСР, не ограничивает размер вреда, заглаживание которого можно возложить на несовершеннолетнего. В литературе высказано обоснованное мнение о том, что в этих случаях целесообразно исходить из половины минимального размера оплаты труда, на которую ориентируются комиссии по делам несовершеннолетних, руководствуясь Законом РСФСР от 25 февраля 1993 г. "О внесении изменений в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних"55.

4. Ограничение досуга  и установление особых требований  к поведению несовершеннолетнего. УК наиболее подробно характеризует  эту новую принудительную меру. Согласно ч. 4 ст. 91 УК указанная мера может предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. На несовершеннолетнего может быть также возложена обязанность возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Этот перечень не является исчерпывающим, и орган, применивший принудительную меру, может возложить на несовершеннолетнего и иные обязанности.

В некоторых случаях целесообразно назначение несовершеннолетнему не одной, а нескольких различных по содержанию принудительных мер (ч. 3 ст. 90 УК). Например, допустимо одновременное назначение таких мер, как предупреждение, возложение обязанности загладить причиненный вред и запрет посещения определенных мест.

Продолжительность применения таких принудительных мер, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, определяется органом, назначающим эти меры.

В случае, если несовершеннолетний систематически не исполняет принудительную меру воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа может быть отменена и материалы направлены для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК). Под систематическим неисполнением понимается неисполнение несовершеннолетним принудительных мер более двух раз.

«Систематическое неисполнение несовершеннолетним принудительной меры» является единственным основанием для отмены принудительной меры и направления материалов для привлечения его уголовной ответственности. Совершение несовершеннолетним нового преступления, административных или дисциплинарных правонарушений закон не рассматривает в качестве основания для отмены условного освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности.

Информация о работе Освобождение от уголовной ответственности