Понятие и классификация субъектов трудового права и их правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

Каждая отрасль права, в том числе и трудовое право, имеет свой определенный круг субъектов. Субъекты трудового права - это участники общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, которые могут обладать трудовыми правами и обязанностями и реализовывать их.

Файлы: 1 файл

кр т пправо.docx

— 66.89 Кб (Скачать файл)

 

См.: Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 6 февраля1995 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1995. № З.С. 11.

** См.: ст. 67 Федерального закона «Об акционерных обществах». 

 

Но и в организации  с государственной или муниципальной  формой собственности специальными нормативными актами может устанавливаться конкурсный отбор работников, предполагающий их избрание на должность. Так, с лицом, избранным по конкурсу ученым советом в вузе, руководитель (ректор) от имени вуза (факультета) заключает трудовой договор при условии, что ранее был издан соответствующий приказ (акт управления) об утверждении решения совета и о конкурсном избрании лица. Таким образом, в фактический состав, порождающий трудовое правоотношение, входят следующие факты:

а) конкурс, завершаемый решением ученого совета об избрании претендента, т.е. акт избрания;

б) приказ руководителя об утверждении  ученого совета, которому придана  юридическая сила;

в) заключение трудового  договора с избранным, в котором  по соглашению сторон определяются условия  работы*

 

См.: п. 2 ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135. 

 

Для замещения некоторых  должностей государственной службы также установлен конкурсный отбор.

Поступлению на отдельные  вакантные государственные должности государственной службы предшествует конкурс, проводимый соответствующей конкурсной (государственной) комиссией, по решению которой с лицом, избранным по конкурсу, заключается трудовой договор. Здесь также налицо решение конкурсной комиссии, акт назначения на должность на основании решения о конкурсе и трудовой договор*

 

См.: п.3ст.4 и п.6, 7 ст. 21 и 22 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»; ст. 17 Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы // СЗ РФ. 1996. №18. Ст. 2115. 

 

Для некоторых руководящих  работников государственных предприятии и учреждений, входящих в номенклатуру вышестоящего органа управления, установлен порядок утверждения в должности этим органом. Таким образом, и здесь трудовые правоотношения возникают из двух актов: трудового договора и административно-правового акта.

Юридические факты, с которыми связано изменение трудовых отношений, обязательно включают соглашение сторон, а точнее, если инициатива исходит  от администрации, то в преобладающем  большинстве случаев требуется  согласие работника (исключение составляет лишь перевод на другую работу в связи с производственной необходимостью и простоем). Если инициатива исходит от работника, то соответственно требуется согласие администрации, за исключением нескольких случаев, когда требования работника должны удовлетворяться безусловно (для беременной женщины в соответствии с медицинским заключением, а также для женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, при невозможности выполнения прежней работы - ст. 164 КЗоТ РФ).

Основанием прекращения  трудовых правоотношений может служить как соглашение сторон, так и одностороннее волеизъявление каждой из них. Однако если для работника никаких юридических фактов не требуется (исключение составляет заключение договора на определенный срок), то для администрации установлен четкий перечень оснований, при наличии которых трудовые отношения могут быть прекращены. Основанием прекращения могут быть и отдельные юридические факты (тоже перечисленные в законе), когда инициатива расторжения принадлежит так называемому третьему лицу, не являющемуся стороной трудового правоотношения. Это призыв или поступление на военную службу, вынесение приговора судом, если уголовная санкция исключает возможность продолжения работы, и требования профсоюзного органа (не ниже районного уровня) в отношении некоторых руководящих работников с целью защиты интересов трудового коллектива данного предприятия или учреждения (п. 3, 7 ст. 29, ст. 37 КЗоТ РФ).

 

 

ПРЕДМЕТ: ТРУДОВОЕ ПРАВО.

ТЕМА: «ТРУДОВЫЕ  ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ  И ПРЕКРАЩЕНИЯ. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО  ПРАВА. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ПРОИЗВОДНЫЕ  ОТ ТРУДОВЫХ».

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

КУЗНЕЦОВ АЛЕКСАНДР  АЛЕКСАНДРОВИЧ

СТУДЕНТА:

ТРЕТЬЕГО КУРСА, ГРУППЫ ЮД 2-00,

ИВАНОВА АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВИЧА

г. МОСКВА 2002 ГОД

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Понятие и система  правоотношений в трудовом праве

2. Трудовое правоотношение

3. Организационно-управленческие  правоотношения

4. Правоотношения  по обеспечению занятости и  трудоустройству

5. Правоотношения  по профессиональной подготовке  и повышению квалификации кадров  непосредственно на производстве

6. Правоотношения  по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства

7. Правоотношения  по рассмотрению трудовых споров

1. Правоотношения  в сфере трудового права —  это урегулированные нормами  трудового права трудовые и  иные тесно связанные с ними (производные) общественные отношения. Основным элементом системы правоотношений трудового права являются трудовые правоотношения, которые определяют характер производных правоотношений. Последние не имеют самостоятельного значения и не могут существовать без трудовых правоотношений. Все производные правоотношения можно разделить на предшествующие, сопутствующие и вытекающие из трудовых правоотношений.

Таким образом, система  правоотношений трудового права выглядит следующим образом:

• трудовые правоотношения;

• организационно-управленческие правоотношения;

• правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству;

• правоотношения по профессиональной подготовке и повышению  квалификации кадров непосредственно  на производстве;

• правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства;

• правоотношения по рассмотрению трудовых споров.

2. Под трудовым  правоотношением понимают урегулированное нормами трудового права общественное отношение, складывающиеся между работником и работодателем, в силу которого работник обязуется выполнять определенную трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель — оплачивать труд работника и обеспечивать условия труда в соответствии с законодательством, коллективным договором и соглашением сторон.

Субъектами трудового  правоотношения выступают работник и работодатель. Обязательной предпосылкой возникновения трудового правоотношения является наличие у субъектов трудовой правосубъектности (трудовой право- и дееспособности). Содержание трудового правоотношения составляют субъективные права и обязанности его участников. Объективные обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение трудовых правоотношений, называются юридическими фактами. Как правило, основанием возникновения трудового правоотношения является трудовой договор (контракт). В некоторых случаях возникновение трудовых правоотношений связывается со сложным юридическим фактом, когда кроме трудового договора требуется другой юридический акт (утверждение в должности, избрание на должность, направление службы занятости в счет квоты (брони) и т.д.). Изменение трудового правоотношения возможно по соглашению сторон. Законодатель также предусматривает случаи, когда не требуется согласия одной из сторон (перевод на другую работу в случае производственной необходимости или простоя, по состоянию здоровья и др.). Основанием прекращения трудового правоотношения может быть как соглашение сторон, так и одностороннее волеизъявление одной из них. В случаях, установленных законом, основанием прекращения трудового правоотношения может быть волеизъявление (акт) органа, не являющегося стороной этого правоотношения (призыв или поступление на военную службу, требование профсоюзного органа и т.д.).

3. Организационно-управленческие  правоотношения в сфере труда  складываются в процессе организации  и управления трудом между трудовым коллективом или представляющим его профсоюзным органом, с одной стороны, и работодателем, администрацией организации — с другой.

Полномочия трудовых коллективов, права профкома и обязанность администрации по их обеспечению предусмотрены трудовым законодательством, а также коллективными договорами, соглашениями и уставами организаций. Основаниями возникновения данной категории правоотношений являются: коллективные переговоры, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, другие локальные акты.

Прекращение организационно-управленческого  правоотношения связывается с такими юридическими фактами, как истечение срока действия локального акта, отмена ранее принятого акта (решения) и принятие нового акта (решения).

4. Правоотношения  по обеспечению занятости и  трудоустройству возникают, когда гражданин нуждается в работе и обращается по этому поводу в государственные органы по трудоустройству. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 20.04.96 № 36-ФЗ, 21.07.98 № 117-ФЗ, 30.04.99 № 85-ФЗ, 17.07.99 № 175-ФЗ, 20.11.99 № 195-ФЗ).

Среди правоотношений по обеспечению занятости и трудоустройству можно выделить:

• правоотношение между органом занятости и  гражданином, обратившимся с заявлением о помощи в подыскании подходящей работы;

• правоотношение между органом занятости и  работодателем;

• правоотношение между гражданином, получившим направление от органа занятости, и работодателем.

Правоотношение  между гражданином и органом  службы занятости возникает с момента обращения гражданина в этот орган с заявлением о помощи в устройстве на работу.

Граждане имеют  право на бесплатную консультацию и  бесплатное получение информации в  органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения. Несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения. Безработные граждане также имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

Орган занятости  обязан принять заявление гражданина и оказать ему содействие в  получении подходящей работы. При  невозможности предоставления работы гражданин приобретает право на получение пособия по безработице. Основанием прекращения данных правоотношений является, как правило, прием гражданина на работу.

Правоотношение  между органом занятости и  работодателем возникает с момента появления работодательской правоспособности у организации и прекращается с ликвидацией организации. Содержанием правоотношения являются права и обязанности его участников.

В соответствии с  Законом РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» работодатель обязан представлять органам службы занятости:

• своевременно, не менее чем за три месяца, информацию о возможных массовых увольнениях  трудящихся;

• ежемесячно сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве); информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении обязательных страховых взносов и др.

Работодатель имеет  право:

• принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости;

• получать от органов  службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда;

• обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд и т.д.

Органы службы занятости  обязаны бесплатно информировать работодателя о состоянии рынка труда, вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся за помощью в трудоустройстве. При необходимости органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.

Правоотношение  между гражданином, получившим от органа занятости направление на работу, и работодателем возникает с  момента передачи данного направления  работодателю.

Содержанием правоотношения является обязанность гражданина представить работодателю направление на работу и право (обязанность) работодателя принять гражданина на работу по направлению службы занятости. Обязанность принять на работу возникает у работодателя в случае, если гражданин направлен в счет установленной квоты (брони).

Работодатель обязан вернуть направление в орган  занятости с указанием в нем дня приема гражданина на работу. Если работодатель отказывает в приеме на работу, то в направлении он делает отметку о дне явки к нему гражданина и причине отказа и возвращает его гражданину.

5. Правоотношения  по профессиональной подготовке  и повышению квалификации кадров  непосредственно на производстве складываются из трех групп правоотношений:

• правоотношения по ученичеству;

• правоотношения по повышению квалификации, переподготовке кадров, обучению смежным профессиям;

• правоотношения по руководству обучением.

Правоотношение  по ученичеству возникает между  гражданином, принятым для обучения определенной специальности (профессии) и дальнейшей работы по ней, и работодателем. Основанием возникновения данного правоотношения является ученический договор. Субъектами правоотношения по ученичеству выступают ученик и работодатель. Содержание правоотношения составляют обязанность ученика овладеть в установленный договором срок специальностью, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка, и обязанность работодателя организовать обучение ученика (индивидуальное, бригадное или курсовое), оплачивать время обучения в установленном договором размере и по окончании обучения обеспечить ученика работой согласно полученной специальности.

Информация о работе Понятие и классификация субъектов трудового права и их правовой статус