Понятие и виды источников трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 13:41, реферат

Описание работы

Трудовое право – это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая отношения, связанные с участием граждан в организованном коллективном труде.
Источниками трудового права является совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере труда:
- Постановления Правительства РФ;
- Трудовой Кодекс РФ;
- Локальные нормативно-правовые акты;

Файлы: 1 файл

сдала.трудовое право.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Вариант 2

  1. Понятие и виды источников трудового права.

Значение локального регулирования трудовых отношений.

Трудовое право –  это самостоятельная отрасль  российского права, регулирующая отношения, связанные с участием граждан  в организованном коллективном труде.

Источниками трудового права является совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере труда:

- Постановления Правительства РФ;

- Трудовой Кодекс РФ;

- Локальные нормативно-правовые акты;

- Указы Президента  РФ;

- Конституция Российской Федерации;

- Нормативные правовые  акты органов власти и управления  субъектов РФ;

- Акты социально-партнерского  коллективного сотрудничества;

- Федеральные законы;

- Акты высших судебных органов.

Значение локального регулирования трудовых отношений  состоит в том, что работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Правила внутреннего  трудового распорядка - локальный  нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Трудовым Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у работодателя.

 

 

 

2. Трудовые  и тесно связанные с ними  правоотношения: понятие, субъекты, содержание, основания возникновения,  изменения и прекращения.

Трудовые отношения  в реальной жизни выступают в  качестве трудовых правоотношений, поскольку  они урегулированы нормами трудового права.

Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как  отношения, основанные на соглашении между  работником и работодателем о  личном выполнении работником за плату  трудовой функции подчинении работника  правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Каждое правоотношение состоит из следующих элементов: объект, субъекты, содержание, основания  возникновения и прекращения.

Содержанием трудового  правоотношения являются взаимные трудовые права и обязанности его субъектов, определенные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Субъектами (участниками) трудовых правоотношений выступают  работник и работодатель. Однако субъектами правоотношений в сфере труда  могут быть и другие участники: органы службы занятости, органы государственной власти и органы местного самоуправления как социальные партнеры в социально-партнерских правоотношениях, органы надзора и контроля в правоотношениях по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, а также юрисдикционные органы в правоотношениях по разрешению трудовых споров.

Основания возникновения  трудовых отношений - это определенные юридические факты, предусмотренные  трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ основанием возникновения  трудового правоотношения является трудовой договор, заключаемый работником и работодателем в соответствии с ТК РФ.

Для некоторых  категорий работников основанием возникновения  трудового правоотношения является сложный состав юридических фактов, когда, помимо заключения трудового договора, предшествует или за ним последует какой-то другой юридический факт:

  • избрание на должность (ст. 17 ТК РФ).

Трудовые отношения  на основании трудового договора в результате избрания на должность  возникают, если избрание на должность  предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

Согласно ст. 275 ТК РФ законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации могут  быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с  руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.).

  • избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности (ст. 18 ТК РФ).

Трудовые отношения  на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если законом, иным нормативным правовым актом определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.

Статья 18 ТК РФ предусматривает возможность избрания работников по конкурсу и в том случае, когда это установлено уставом (положением) организации. Любое юридическое лицо вправе определить перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения конкурса. Единственным требованием, которое должно неуклонно соблюдаться, является недопустимость установления критериев отбора кандидатов на занятие той или иной должности дискриминационного характера;

  • назначение на должность или утверждение в должности (ст. 19 ТК РФ).

Трудовые отношения  возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.

  • направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты.

В соответствии с действующим законодательством  квоты установлены для приема на работу инвалидов и несовершеннолетних - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • судебное решение о заключении трудового договора. Такая ситуация возможна в том случае, когда гражданину необоснованно отказали в приеме на работу, он обжаловал неправомерные действия работодателя в суд, а суд вынес решение, которое обязывает работодателя заключить трудовой договор;
  • фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

Допустить работника  к работе может работодатель - физическое лицо или орган управления юридическим  лицом. Фактическое допущение к работе может быть произведено и другими должностными лицами организации, если руководитель уполномочил их на принятие подобных решений или знал о допущении к работе и не возражал против этого.

При фактическом  допущении к работе у работодателя возникает обязанность в течение трех дней со дня начала работы оформить трудовой договор в письменной форме (ст. 67 ТК РФ).

Все трудовые отношения  принято подразделять на виды, которые  зависят от вида трудового договора, лежащего в основе возникновения и существования трудового правоотношения:

1) правоотношения  по обеспечению занятости населения  и трудоустройству, которые возникают  в том случае, когда гражданин  нуждается в помощи государственных  органов в подыскивании подходящей  работы и трудоустройстве, а иногда и в получении для этого новой специальности, переквалификации;

2) правоотношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда, возникающие между сторонами трудового договора по поводу обязанности виновной стороны возместить причиненный вред другой стороне в соответствии с законодательством. Эти правоотношения носят охранительный характер;

3) правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, которые возникают между работодателями, их должностными лицами, органами надзора и контроля, направленные на создание безопасных условий труда и охрану социально-трудовых прав работников;

4) организационно-управленческие или социально-партнерские правоотношения по поводу участия работников и их представителей в организации и управлении коллективным трудом, в установлении условий труда и их применении;

5) правоотношения по профессиональной подготовке, переподготовке непосредственно у данного работодателя, возникающие между работодателями и работниками по поводу непосредственного обучения, повышения квалификации;

6) процессуальные  и процедурные правоотношения  по разрешению индивидуальных  и коллективных трудовых споров, возникающие между спорящими  сторонами и органами, рассматривающими  трудовые споры.

Отличительной чертой всех видов трудовых правоотношения является то, что все они волевые, возникают по воле субъектов трудового права и отражают действие норм трудового законодательства.

 

 

Правоотношения  по обеспечению занятости населения и трудоустройству.

Правоотношения по обеспечению занятости населения и трудоустройству возникают и существуют в трех взаимосвязанных видах:

1) правоотношения  между гражданином и органом  службы занятости по поводу  подыскивания подходящей работы  и трудоустройства на работу, а также по поводу содержания безработных.

Основанием  возникновения данного правоотношения является заявление гражданина о  помощи в подыскивании подходящей работы и признании его безработным, подаваемое гражданином в орган  службы занятости. При этом, помимо заявления, гражданин обязан представить паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а впервые ищущие работу не имеющие профессии - паспорт и документ об образовании.

Решение о признании  гражданина, зарегистрированного в  целях поиска подходящей работы, безработным  принимается органами службы занятости  по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости перечисленных документов.

С момента регистрации  гражданина в качестве безработного данное правоотношение трансформируется в правоотношение безработного с  органом занятости.

Содержанием рассматриваемого правоотношения являются взаимные права и обязанности безработных и органов службы занятости.

Безработные обязаны  проходить перерегистрацию в  установленные органами службы занятости  сроки, но не более двух раз в месяц, а также использовать направления  органа службы занятости для подыскивания и получения подходящей работы.

Основанием  прекращения правоотношений между  гражданином и органом службы занятости является акт приема на работу гражданина, т.е. заключение с  ним работодателем трудового  договора;

2) правоотношения  между органом занятости и работодателем по поводу обмена информацией и направления граждан на работу.

Данное правоотношение возникает с момента появления  способности организации быть работодателем  и оканчивается ее ликвидацией.

Так, в соответствии со ст. 25 ТК РФ работодатели обязаны:

а) ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), информацию, необходимую  для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также информацию о наличии вакантных рабочих мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

б) в письменной форме сообщить в органы службы занятости  о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий;

в) производить целевые  финансовые отчисления в федеральный  бюджет в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего  профессионального образования в размере среднего заработка работника данной категории за год;

г) своевременно вносить  страховые взносы в фонд занятости.

Содержанием этого правоотношения является обязанность работодателя принять гражданина на работу по направлению  органов службы занятости, выданному в счет установленной квоты, и обязанность трудоустраиваемого по данному направлению представить работодателю необходимые при приеме на работу документы.

Если же направление выдано не в счет квоты, то работодатель имеет  право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости (ст. 26 Закона о занятости населения).

Информация о работе Понятие и виды источников трудового права