Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:47, курсовая работа
Целью работы является анализ особенностей рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
В связи с поставленной целью задачами работы являются:
1. Рассмотреть понятие и виды трудовых споров;
2. Изучить подведомственность трудовых споров;
3. Проанализировать порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в КТС
Введение 3
1. Понятие и виды трудовых споров. Отличие споров от правонарушений и разногласий 5
2. Понятие подведомственности трудовых споров. Подведомственность трудовых споров КТС, суду, вышестоящим органам. 10
3. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в КТС 15
4. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в суде 18
5. Порядок разрешения индивидуальных споров в вышестоящем органе 21
6. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Содержание
Узембаев март 13
Признание Конституцией РФ1 (ч. 4 ст. 37) права на индивидуальные и коллективные трудовые споры является важнейшей гарантией обеспечения трудовых прав работников и работодателей в сфере трудовых отношений. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров урегулирован в гл. 60 Трудового кодекса РФ2.
Индивидуальным трудовым
спором принято считать
В процессе осуществления трудовой деятельности между работниками и работодателями могут возникать разногласия по вопросам применения законодательства о труде, а также установления новых или изменения существующих условий труда.
Эти разногласия, как правило, разрешаются путем переговоров работников или профсоюза, представляющего их интересы с руководителем организации или работодателем - физическим лицом.
Разногласия субъектов трудового права могут перерасти в трудовой спор, если они не урегулированы самими сторонами и переданы на разрешение органа по рассмотрению трудовых споров.
Следовательно, трудовыми спорами называются поступившие на разрешение органа по рассмотрению трудового спора неурегулированные разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства, установления новых или изменения существующих условий труда.
Целью работы является анализ особенностей рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
В связи с поставленной целью задачами работы являются:
1. Рассмотреть понятие и виды трудовых споров;
2. Изучить подведомственность трудовых споров;
3. Проанализировать порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в КТС;
4. Анализ порядка разрешения трудовых споров в суде;
5. Выявить порядок разрешения индивидуальных споров в вышестоящем органе;
6. Изучить особенности исполнения решений по индивидуальным трудовым спорам.
До настоящего времени в юридической науке, в том числе, и в трудовом праве, определение понятия «трудовой спор» является предметом научных дискуссий. Их анализ показывает, что расхождения в позициях авторов связаны с различным пониманием юридической природы трудовых споров – материальной или процессуальной. Одни (К.Н. Гусов, А.М. Куренной, В.Н. Толкунова3) полагают, что трудовой спор – это неурегулированные (путем непосредственных переговоров) разногласия, так как до обращения за разрешением разногласий в компетентный орган спора нет. Таким образом, момент возникновения индивидуального трудового спора связывается с фактом обращения заинтересованного лица в соответствующий юрисдикционный орган. Этой точки зрения придерживается и законодатель, раскрывая понятие «трудового спора» в ст. 381 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Скобелкин В.Н., Чуча С.Ю., считают, что спор возникает тогда, когда имеются разногласия в позициях сторон4. Независимо от того, разрешается спор сторонами трудовых правоотношений или передается на рассмотрение в компетентный орган, он не перестает быть явлением материального мира. При этом без нарушения прав субъекта правоотношения (то есть без причины спора) не возникнет и следствие (трудовой спор). Причинами этих правонарушений выступают факторы, которые в юридической литературе обозначились как причины и условия (обстоятельства, мотивы) трудовых споров.
Вместе с тем для возникновения трудового спора необходимо наличие требования одного субъекта и отказа в его удовлетворении (либо игнорирование требования) со стороны второго.
Итак, трудовой спор является разногласием между работником и работодателем по вопросам реализации права, предусмотренного трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, или как разногласие об установлении нового трудового субъективного права. Трудовой спор возникает между сторонами трудового правоотношения с момента предъявления требования одного субъекта и отказа в его удовлетворении (либо игнорирование требования) со стороны второго.
В данном определении следует отметить следующие черты:
- разногласия возникают в сфере применения несамостоятельного труда;
- не урегулированы самостоятельно спорящими сторонами.
Действительно,
основу как коллективного, так и
индивидуального трудового
Так, разногласия между участниками общества с ограниченной ответственностью по вопросам распределения доходов с учетом вкладов каждого участника, в т.ч. их трудового участия, не составляют основу трудового спора. Такие разногласия влекут за собой возникновение гражданско-правовых споров.
Следующим признаком трудового спора является неурегулированность разногласия, которое лежит в его основе. Надо сказать, что не всякое разногласие, а лишь неурегулированное лежит в основе трудового спора. Нельзя не согласиться с мнением ученых о том, что неурегулированных разногласий не бывает. Вместе с тем следует отметить, что при определении понятия "трудовой спор" именно выделение законодателем такого квалифицирующего признака, как неурегулированность разногласий, позволяет утверждать, что трудовому спору предшествует процедура проведения (попытки проведения) непосредственных переговоров спорящими сторонами в целях устранения разногласий. Это начальная (предварительная) стадия устранения разногласий между спорящими сторонами.
Все трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям, например, по виду спорного правоотношения, по характеру спора, по спорящему субъекту.
Законодательно закрепленной и имеющей практическое значение имеет классификация по спорящему субъекту. По этому основанию все трудовые споры делятся на:
индивидуальные;
коллективные.
Они различаются как субъектным составом, так и предметом спора.
Первое отличие заключается в том, что сторонами индивидуального трудового спора всегда выступают работник и работодатель, а коллективного - все работники организации или их часть и работодатель.
Второе заключается в том, что индивидуальный трудовой спор может, и в большинстве случаев возникает, по поводу применения норм трудового законодательства, коллективного договора, соглашения, индивидуального трудового договора, в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда. Коллективный - связан исключительно с заключением, изменением или выполнением коллективного договора, соглашения, установлением и изменением условий труда (включая заработную плату), а также с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Оба критерия разграничения
трудовых споров должны применяться
одновременно. Это очень важно
для определения вида трудового
спора и порядка его
Например, спор об установлении условий труда или о выполнении коллективного договора может быть индивидуальным, если условия труда устанавливаются или коллективный договор не выполняется в отношении одного работника.
Если же разногласия возникли по поводу установления условий труда или невыполнения коллективного договора по отношению ко всем работникам, налицо коллективный трудовой спор.
То есть применение одного лишь предметного критерия не дает возможности точно определить вид трудового спора. Аналогичная ситуация складывается и в случае разграничения по субъектному составу. Так, нарушение законодательства может быть допущено по отношению ко всем работникам, однако это не может служить основанием отнесения возникшего трудового спора к коллективным.
Таким образом, классификация трудовых споров необходима для того, чтобы по каждому спору правильно определить его подведомственность, то есть, в каком органе по рассмотрению трудовых споров должен разрешаться спор, т.к. законодательством установлен разный порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
В основе любого спора лежит разногласие, которое может возникнуть в ходе применения несамостоятельного труда. При этом основанием коллективного трудового спора служат разногласия, которые возникают, как правило, в ходе установления новых (изменения существующих) условий труда. Основанием индивидуального трудового спора являются, главным образом, разногласия, возникающие при применении норм трудового права.
Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения. Трудовое правонарушение еще не считается трудовым спором. Различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты сами могут разрешить. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор лишь в том случае, когда оно внесено на рассмотрение юрисдикционного органа, т. е. оспорено в этом органе действие (бездействие) обязанного субъекта, нарушившего трудовое право другого субъекта. Поэтому надо различать трудовой спор и разногласие, не оспоренное в юрисдикционных органах5.
Итак, трудовыми спорами называются поступившие на разрешение органа по рассмотрению трудового спора неурегулированные разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства, установления новых или изменения существующих условий труда.
Правильное и быстрое разрешение трудовых споров способствует охране трудовых прав граждан и их трудовых коллективов, восстановлению нарушенных прав и укреплению законности, правопорядка в области труда. Подведомственность трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры, - это два тесно связанных понятия, но не идентичные и не равнозначные.
Подведомственность - это определение, в каком органе первоначально должен решаться данный спор по свойствам и содержанию трудового спора. Таким указателем в индивидуальных спорах является характер спора и то правоотношение, из которого вытекает спор, а также в некоторых случаях субъект и объект спора. Поэтому, определяя подведомственность каждого конкретного индивидуального трудового спора, надо сначала выяснить, какого вида спор, т.е. индивидуальный или коллективный, а если индивидуальный, то определить его характер. Если индивидуальный спор об установлении условий труда, то он теперь также подведомствен КТС и суду. Споры из правоотношений, тесно связанных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны. Решение же по спору, не подведомственному данному органу, подлежит отмене. Следовательно, это брак в работе юрисдикционных органов, затягивающий разрешение трудового спора.
Подведомственность трудовых споров надо отличать от права граждан на жалобу, которую они приносят в вышестоящий орган по отношению к тому, на который жалуются. Установленный порядок рассмотрения трудовых споров, включая их подведомственность, не лишает работника права обратиться в вышестоящий орган или администрацию с жалобой на действия (бездействие) конкретного руководителя.
Когда трудовой спор подведомствен
иному органу, то при обращении
работника с жалобой в
Правильное определение
подведомственности конкретного трудового
спора имеет большое
Все индивидуальные трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на следующие четыре группы:
Информация о работе Понятие и виды трудовых споров. Отличие споров от правонарушений и разногласий