Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:47, курсовая работа
Целью работы является анализ особенностей рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
В связи с поставленной целью задачами работы являются:
1. Рассмотреть понятие и виды трудовых споров;
2. Изучить подведомственность трудовых споров;
3. Проанализировать порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в КТС
Введение 3
1. Понятие и виды трудовых споров. Отличие споров от правонарушений и разногласий 5
2. Понятие подведомственности трудовых споров. Подведомственность трудовых споров КТС, суду, вышестоящим органам. 10
3. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в КТС 15
4. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в суде 18
5. Порядок разрешения индивидуальных споров в вышестоящем органе 21
6. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27
При рассмотрении спора в суде сторонами являются работник и работодатель. Представители прокуратуры и профессионального союза выступают как участники процесса. И если даже заявление подано профсоюзом, он не становится стороной спора. Работодатель (физическое лицо либо организация) в основном выступает в качестве ответчика, и лишь в случае предъявления иска к работнику о возмещении причиненного им материального ущерба работодателю он выступает в качестве истца.
В соответствии со ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов. К издержкам применительно к трудовым спорам могут быть отнесены суммы, подлежащие выплате свидетелям и экспертам; расходы, связанные с производством осмотра на месте; расходы, связанные с исполнением решения суда. Работник освобождается от судебных расходов, если даже решение вынесено не в его пользу.
На основании всестороннего изучения всех материалов, показаний сторон и других участников процесса судом выносится решение. В решении формулируется вывод суда об удовлетворении иска или об отказе в иске. При удовлетворении исковых требований суд четко формулирует, какие действия следует произвести ответчику во исполнение решения.
Решение районного суда может быть обжаловано сторонами спора в вышестоящий суд в течение десяти дней11.
В соответствии со ст.373 ТК РФ Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) на окончательное решение работодателя о расторжении трудового договора при несогласии выборного органа первичной профсоюзной организации рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Федеральная инспекция труда юридически является органом по рассмотрению и разрешению трудовых разногласий, но не трудовых споров. Условно ее можно назвать органом по урегулированию разногласий в сфере труда. Федеральная инспекция труда является тем органом, который не позволяет перерасти трудовому разногласию в трудовой спор12.
Так, особенности порядка разрешения индивидуальных служебных (а по сути - трудовых) споров установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"13. Данный Закон признает органами, полномочными рассматривать индивидуальные служебные споры, комиссию государственного органа по служебным спорам и суд (см. гл. 16).
Комиссия государственного органа по служебным спорам рассматривает индивидуальные служебные споры – неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
Еще одним органом может быть третейский суд, который действует на основании ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ. Для того чтобы доказать возможность субъектов трудовых отношений обратиться за разрешением спора в третейский суд, необходимо доказать следующую совокупность обстоятельств: 1) спор должен вытекать исключительно из гражданских отношений; 2) должно быть заключено письменное соглашение сторон о рассмотрении их спора в третейском суде, по сути, третейское соглашение; 3) не должно быть установлено федеральным законом запрета на рассмотрение спора в порядке третейского производства.
Применение данного способа урегулирования разногласий особо приветствуется в трудовых отношениях, где разногласия сторон могут негативно сказаться не только на собственных интересах сторон, но и на интересах третьих лиц, например в случае возникновения коллективного трудового спора.
В связи с чем Трудовой кодекс РФ содержит нормы об обязательном порядке урегулирования коллективных трудовых споров путем применения примирительных процедур, к числу которых относятся примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж.
Среди перечисленных способов исключительно примирительная комиссия и трудовой арбитраж являются обязательными. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника возможно по усмотрению сторон. Норм о возможном урегулировании индивидуальных трудовых споров примирительной комиссией с участием посредника, трудовым арбитражем ТК РФ не содержит14.
Индивидуальный трудовой спор, рассмотренный в суде, прекращается исполнением судебного решения. Исполнение судебного решения - это реальное осуществление содержащихся в нем предписаний. Решения судов по трудовым спорам подлежат исполнению по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Статья 396 ТК РФ предусматривает, что решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению. В случае несогласия с решением суда работодатель имеет право обжаловать решение суда, однако это не влияет на исполнение решения о восстановлении на работе. Работник должен приступить к исполнению своих обязанностей. При задержке работодателем исполнения такого решения (например, неиздание приказа работодателем о восстановлении работника на работе) орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.
Непосредственное исполнение решений судебных органов по трудовым спорам возлагается на судебных приставов-исполнителей.
Исполнение судебных актов по трудовым спорам не раз было объектом внимания Верховного Суда РФ. Так, решением Судебной коллегии Верховного Суда РФ был признан незаконным абз. 3 п. 29 "Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта"15. В абз. 3 п. 29 Положения указано, что перед восстановлением на работе, связанной с движением поездов и маневровой работой, работник должен выдержать установленные испытания. В случае если работник дважды не выдержал испытания, он переводится с его согласия на другую работу, а при отказе от перевода может быть уволен. Испытания не проводятся, если перерыв в работе, связанной с движением поездов и маневровой работой, не превысил трех месяцев.
Ссылаясь на ст. 396 ТК РФ о том, что решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению, и учитывая нормы Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"16, который предусматривает, что исполнительный документ о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника исполняется немедленно и исполнение исполнительного документа считается завершенным с момента фактического допуска указанного работника к исполнению прежних обязанностей, последовавшего за изданием приказа администрации об отмене своего незаконного распоряжения, а также сделав вывод, что вышеуказанные нормы федерального законодательства не устанавливают особенности восстановления на работе лиц, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала недействующим абз. 3 п. 29 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621. Решение оставлено в силе Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 18 сентября 2003 г.
Таким образом, суд еще раз подчеркнул, что решения по делам о восстановлении на работе подлежат немедленному исполнению независимо от квалификационных характеристик работ и должностей.
Кроме того, помимо обязательных оснований немедленного исполнения суд, руководствуясь ст. 212 ГПК РФ17, вправе обратить решение к немедленному исполнению полностью или частично, если судья сочтет, что вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для взыскателя либо что само исполнение может оказаться невозможным.
Под немедленным исполнением решения следует понимать восстановление нарушенных прав работника до вступления решения в законную силу.
Органом принудительного исполнения является исключительно Федеральная служба судебных приставов.
Принудительное исполнение решения, например, о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника, принятое органом по рассмотрению трудовых споров, производится на основании исполнительного документа.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве"18 определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо по совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
В соответствии с этим Законом принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов19.
В ч. 1 ст. 381 ТК РФ индивидуальный
трудовой спор определен как
Из приведенного определения
можно выделить следующие юридически
значимые обстоятельства, характеризующие
индивидуальный трудовой спор как правовое
понятие. Во-первых, наличие неурегулированных разн
В-третьих, перечисленные разногласия должны поступить на рассмотрение органа, имеющего полномочия по их разрешению.
Процедурой рассмотрения трудовых споров является установленная форма процесса разбирательства индивидуального трудового спора, начиная с подачи и принятия заявления по нему юрисдикционным органом и кончая вынесением и исполнением решения.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, N 7, 21.01.2009.
Информация о работе Понятие и виды трудовых споров. Отличие споров от правонарушений и разногласий