Понятие, стороны, содержание и порядок заключения коллективного договора, соглашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 23:55, контрольная работа

Описание работы

Коллективный договор - локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.
Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).
Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель.
Представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства.

Файлы: 1 файл

КРабота.docx

— 46.72 Кб (Скачать файл)

1 Понятие, стороны, содержание и порядок заключения коллективного договора, соглашения

 

Коллективный договор - локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель.

Представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства.

Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители.

Представителями интересов нанимателя выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций.

Представительство интересов нанимателей на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях осуществляют соответствующие объединения нанимателей.

Содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также настоящим Кодексом в предусмотренных им случаях.

Коллективный договор может содержать положения об (о):

1) организации труда и повышении эффективности производства;

2) нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;

3) размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;

4) продолжительности рабочего времени и времени отдыха;

5) создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях государственного социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;

6) заключении и расторжении трудовых договоров;

7) обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;

8) регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

9) строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;

10) организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;

11) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

12) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;

13) создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;

14) минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;

15) ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;

16) гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;

17) ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;

18) других трудовых и социально-экономических условиях.

Коллективный договор может иметь приложения, являющиеся его неотъемлемой составной частью.

Коллективный договор, являясь локальным нормативно-правовым актом, все более приобретает черты своеобразного трудового кодекса, призванного регламентировать трудовые отношения между работниками и работодателем предприятия, приспосабливать общие нормы трудового законодательства применительно к его специфике. Следует отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой прочно утвердился институт, получивший название коллективно-договорной системы регулирования трудовых отношений между работодателем и работником на индивидуальной основе, регулированием трудовых отношений государством или третьим субъектом. Соотношение между этими субъектами на различных рынках труда различно. В США и Канаде, например, государство устанавливает только минимум законодательных норм относительно условий занятости; социальное законодательство во многих европейских странах охватывает широкий спектр вопросов, которые могут являться предметом коллективно-договорной системы.

В любом случае законодательные нормы, определяемые государством, служат отправной точкой для заключения соглашений, минимальным уровнем повышения которого является целью проведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров как закономерного следствия последних. В этом смысле коллективно-договорная система играет на рынке труда роль более активную, чем государственное регулирование.  
Заключению коллективного договора, как правило, предшествуют коллективные переговоры. Процедуру их ведения можно разделить на несколько этапов. 
1 этап: принятие решения о необходимости заключения коллективного договора и направление письменного уведомления другой стороне о начале коллективных переговоров.

Согласно части первой ст. 357 Трудового кодекса Республики Беларусь каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, которые другая сторона обязана начать в 7-дневный срок (или по соглашению сторон в иной срок). Стороны не вправе уклониться от ведения коллективных переговоров или прекратить их в одностороннем порядке.

2 этап: создание комиссии для ведения коллективных переговоров из уполномоченных представителей сторон.

Комиссия образуется на паритетной (равной) основе, что означает одинаковое количество представителей от каждой из сторон. Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами коллективных трудовых отношений.

Руководителем организации издается соответствующий приказ, определяющий представителей от нанимателя. Одновременно с приказом по этому же вопросу принимается решение представительного органа работников (например, на заседании профкома). Возможен вариант издания единого решения сторон, как правило, путем издания нанимателем приказа, согласованного с профсоюзом. Здесь же определяются порядок и сроки разработки проекта коллективного договора, а также его заключения.

До начала переговоров стороны тщательно подбирают нормативные правовые документы; анализируют результаты финансово-хозяйственной деятельности нанимателя, перспективы его развития; оценивают позитивные и негативные стороны предыдущего коллективного договора, а также коллективно-договорную практику прошлых лет в отрасли; организуют сбор предложений всех работников в проект коллективного договора; всесторонне и полно оценивают эти предложения, например, путем разделения их на «самые значимые и принципиальные», которые будут на переговорах отстаиваться до конца, и на «компромиссные», по которым можно уступить.

Представители сторон коллективных переговоров, разглашающие сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной, несут ответственность в соответствии с законодательством.

3 этап: обсуждение комиссией проекта коллективного договора.

Проект коллективного договора может быть подготовлен любой из сторон. Если свой проект предлагает каждая из сторон, комиссия определяет, какой из них принять за основу. Одновременно с обсуждением текста проекта комиссия рассматривает предложения, поступающие от работников по включению в коллективный договор дополнительных льгот и гарантий.

Каждое заседание комиссии должно протоколироваться.

Решение комиссии по обсуждаемым вопросам принимается на основе взаимного согласия сторон. Это означает, что «за» принятие кого-либо решения должно проголосовать большинство представителей от каждой из сторон (со стороны нанимателя и со стороны профсоюза).

Если комиссия так и не смогла принять согласованное решение по какому-либо пункту, то составляется протокол разногласий, который вместе с проектом уже согласованного комиссией коллективного договора выносится на собрание (конференцию) работников. По результатам принятого на собрании решения стороны могут подписать коллективный договор как в целом, так и по согласованным позициям, а неурегулированные разногласия могут быть по решению того же собрания предметом дальнейших переговоров или предметом коллективного трудового спора.

4 этап: обсуждение разработанного комиссией проекта коллективного договора с работниками в структурных подразделениях организации и последующая его доработка с учетом поступивших от работников замечаний и предложений. Обсуждение проекта осуществляется в порядке и сроки, определенные сторонами. При этом проект коллективного договора может быть размещен на стендах, опубликован в газете, или иным способом доведен до сведения работников.

5 этап: утверждение проекта коллективного договора на общем собрании (либо конференции) работников организации и подписание его уполномоченными представителями сторон. От имени нанимателя коллективный договор подписывает руководитель организации, от имени работников -как правило, руководитель представительного органа работников, т.е. соответствующего профсоюза.

6 этап: регистрация коллективного договора в местном исполнительно-распорядительном органе.

Данное требование установлено ст. 370 ТК. Обязательная регистрация коллективного договора означает, что без нее он не будет иметь юридической силы и не будет отражать действительных отношений между сторонами. Незарегистрированный в установленном порядке коллективный договор не может являться источником доказательств в случае коллективного или индивидуального трудового спора.

Порядок регистрации коллективного договора предусмотрен ст. 371 ТК. Для его регистрации наниматель представляет в регистрирующий орган следующие документы:

• заявление в письменной форме с просьбой о регистрации с указанием: юридического адреса, фамилии, имени, отчества (полностью), контактного телефона представителей сторон, подписавших изменения и дополнения в коллективный договор, даты подписания, отрасли (по основному виду деятельности), формы собственности, общей численности работников организации, в т.ч. профсоюзной организации, наименование вышестоящего профсоюзного органа;

• подписанный сторонами коллективный договор в количестве, соответствующем числу сторон коллективного договора, плюс 1 экземпляр для регистрирующего органа (при этом сторонами должна быть подписана каждая страница коллективного договора);

• копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора.

Все необходимые для регистрации документы направляются в регистрирующий орган в течение 1 месяца со дня заключения коллективного договора.

Регистрирующий орган не позднее 2 недель с момента подачи заявления делает соответствующую запись в специальном журнале и на первой странице представленного коллективного договора ставит штамп о регистрации.

Регистрирующие органы могут отказать в регистрации коллективного договора, если не все указанные документы представлены или если представленные документы не оформлены надлежащим образом. Отказ в регистрации может быть обжалован в вышестоящий орган или - в суд.

Порядок внесения изменений и дополнений в коллективный договор аналогичен порядку, установленному для заключения коллективного договора, включая регистрацию внесенных в коллективный договор изменений и дополнений в местном исполнительно-распорядительном органе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1

У  Бондаревой,  зарегистрированной   в  качестве  безработной  и  получающей  пособие  по безработице, родился сын. Она обратилась в орган по труду, занятости и социальной защите с просьбой увеличить ей размер пособия по безработице.

 Будет ли увеличен Бондаревой размер пособия по безработице?

 

В соответствии со статьёй 25 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»  от 15 июня 2006 г. № 125-З снятие с учета безработных производится, в случае если гражданин, осуществляет уход за ребенком в возрасте до трех лет.

Согласно Закону Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», пособие по уходу за ребёнком в возрасте до 3 лет женщинам, зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных назначается со дня, следующего за днём окончания периода, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам. 

Обращение Бондаревой в орган по труду, занятости и социальной защите с просьбой увеличить ей размер пособия по безработице в связи с рождением ребенка – правомерно, так как в соответствии с частью 14 статьи 24 вышеназванного Закона безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов.

Информация о работе Понятие, стороны, содержание и порядок заключения коллективного договора, соглашения