Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:29, контрольная работа
Права несовершеннолетних детей в семье впервые обозначились в российском законодательстве лишь с принятием нового СК РФ. Ранее права детей рассматривались через правоотношения родителей и детей, при этом дети в силу своей недееспособности часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской заботы.
Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоления такого подхода.
Введение
Права несовершеннолетних детей в новом семейном законодательстве
Лишение родительских прав и ограничение родительских прав.
Задание
Задача №1
Задача №2
Заключение
Содержание
Введение
Права несовершеннолетних детей в новом семейном законодательстве
Лишение родительских прав и ограничение родительских прав.
Задание
Задача №1
Задача №2
Заключение
Список литературы
Введение
Права несовершеннолетних детей в семье впервые обозначились в российском законодательстве лишь с принятием нового СК РФ. Ранее права детей рассматривались через правоотношения родителей и детей, при этом дети в силу своей недееспособности часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской заботы.
Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоления такого подхода.
Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более "сильных" взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), закрепленные за ними в действующих законодательных актах.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Условно совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; вторая группа - права на семейное благополучие; третья группа - права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
Цель данной работы: описать права несовершеннолетних детей в новом семейном законодательстве.
Для достижения указанной
цели в работе решаются следующие
задачи:
1. показывается право ребенка жить и воспитываться
в семье;
2. рассматривается право ребенка на общение
с родителями и другими родственниками;
3. описывается право ребенка на защиту;
4. показывается право ребенка выражать
свое мнение;
5. рассматривается право ребенка на имя,
отчество и фамилию;
6. описывается изменение имени и фамилии
ребенка;
7. показываются имущественные права ребенка.
Права несовершеннолетних детей в новом семейном законодательстве
Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось шагом на пути преодоления такого подхода.
Глава 2 Конституции Российской Федерации по сравнению с другими главами имеет особый механизм защиты, поскольку Российская Федерация приняла на себя обязательства соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, пакты о правах, ряд конвенций, среди которых Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка.
Правила, определяющие права ребенка в Российской Федерации, появились в семейном кодексе РФ после того, как 13 июля 1990г. Россия ратифицировала Конвенцию «О правах ребенка» принятую 20 ноября 1989г. Генеральной ассамблеей ООН.
Выполняя взятое на себя обязательство, РФ привела семейное законодательство в соответствии с требованиями, в Конвенции. В результате этого и появились в семейном кодексе РФ нормы, в которых регламентируются личные и имущественные права несовершеннолетних детей в РФ.
Включение в Семейный кодек РФ отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолевать традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Россия является участницей Конвенции о правах ребенка с 15 сентября 1990г. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите.
В соответствии с нормой, содержащейся в Конвенции и соответственно в Семейном кодексе РФ, ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетия. Оно как и любые граждане, с момента рождения обладает правоспособностью, то есть имеет конкретные субъективные права – личные и имущественные.
Принятый в 1998 году Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Личные права несовершеннолетних детей.
В качестве приоритетных можно выделить следующие личные права несовершеннолетнего:
- право жить и воспитываться в семье;
- право на общение с родителями и другими родственниками;
- право на свою защиту;
- право выражать свое мнение;
- право на имя, отчество и фамилию.
Закрепив эти права в гл. 11 Семейного кодекса РФ, государство тем самым, во-первых, подчеркивает их значение, во-вторых, создает гарантии их реализации. Соблюдение и защита перечисленных личных прав ребенка гарантируется государством, которое исходит из интересов и потребностей каждого ребенка. Но, разумеется, всякое личное право несовершеннолетнего имеет особенности, которые отражаются в конкретных статьях Семейного кодекса РФ.
Право жить и воспитываться в семье, предусмотренное ст. 54 Семейного кодекса РФ, означает, прежде всего, что ребенок может проживать прежде всего со своими родителями. Согласно п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей. Естественно вместе с ними проживают и несовершеннолетние дети более старшего возраста.
Если родители ребенка живут по разным адресам, ребенок имеет право на проживание с одним из них. При споре родителей на этот счет вопрос разрешается в судебном порядке.
Право ребенка жить и воспитываться
в семье заключается в
Совместное проживание несовершеннолетнего ребенка с родителями означает, что он воспитывается в семье и именно она служит главным источником формирования его человеческих качеств, его своеобразным убежищем. Если же ребенок почему-то утратил родительское попечение, предпринимаются попытки устроить его прежде всего в семью. К помощи детского учреждения прибегаю только тогда, когда обеспечить семейное воспитание почему-либо не возможно.
Теснейшим образом с правом жить и воспитываться в семье связано его право знать своих родителей, о котором прямо говорится в ст. 7 Конвенции «О правах ребенка» правда, с большой оговоркой – «насколько это возможно».
Отсюда следует, что:
- при установлении отцовства в судебном порядке принимается во внимание данное право несовершеннолетнего;
- ребенок вправе рассчитывать на помощь в розыске своих родителей со стороны своих законных представителей, а так же государственных и муниципальных органов, организаций так или иначе занимающихся розыском граждан.
Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей и право на их заботу обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей. Оно неразрывно связано с правом детей на совместное проживание с родителями, создающим наиболее благоприятные условия для проявления родителями всесторонней заботы о ребенке, его надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т. п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтах с другими детьми и так далее (то есть в обеспечении разнообразных интересов детей).
Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных) детях. В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разрешен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка (при применении методов искусственного оплодотворения человека).
Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, то есть осознание ребенком своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а так же всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором воспитания ребенка.
Еще одним аспектом, входящим
в сферу правового
Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей, включая бабушку и дедушку, как со стороны матери, так и со стороны отца. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в Семейном кодексе РФ отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию лиц не только близких родственников обоих родителей ребенка, но и родственников более отдаленных степеней родства. Под родственниками понимаются лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадед (прабабка), дядя (тетя), и т. д. В конкретных жизненных ситуациях вопрос об общении ребенка с теми или иными родственниками может быть решен в каждой семье по-своему, в том числе и в зависимости от существующих родственных связей в соответствии с семейными и национальными традициями. Определяющим условием здесь может быть только соблюдение интересов ребенка, целесообразность и необходимость для него общения с теми или иными родственниками. Что касается форм общения, то они могут быть самыми разнообразными (переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и т. п.) и зависят от возраста ребенка, места жительства ребенка и его родственников, наличие или отсутствие конфликтов в семье и от других конкретных обстоятельств.
Надлежащее воспитание ребенка в семье во многом зависит от отношений, сложившимися между его родителями, а так же дедушкой и бабушкой, братьями и сестрами и другими родственниками.
Регулярные личные контакты ребенка с родителями и другими его родственниками не только создают оптимальные условия для его воспитания, но и позволяют добиться всестороннего развития его личности, дают возможность ребенку в будущем стать полноправным членом общества.
В соответствии с п. 1 ст. 55 Семейного кодекса РФ на право ребенка общаться со своими родителями и другими родственниками не влияют:
- расторжение брака родителей;
- признание брака родителей не действительным;
Информация о работе Права несовершеннолетних в новом законодательстве