Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:44, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать законодательство, регулирующее вопросы времени отдыха работников.
Задачи исследования следующие: раскрыть понятие времени отдыха, рассмотреть виды времени отдыха, дать им характеристику, показать значение локального регулирования оплаты труда.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Общие положения
1.1 Понятие времени отдыха……………………………………………………4
1.2 Перечень видов времени отдыха…………………………………………..6
Глава 2. Характеристика видов времени отдыха
2.1 Перерывы в работе………………………………………………………….9
2.2 Ежедневный (междусменный) отдых………………………………………10
2.3 Еженедельный непрерывный отдых………………………………………..11
2.4 Нерабочие праздничные дни………………………………………………14
2.5 Отпуска: разновидности, их оплата. Способы исчисления отпускного периода. Локальное нормотворчество……………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………….30
С другой стороны, одним из
официально установленных в
Основываясь на этом Верховный
Суд РФ пришел к выводу, что работник
приобретает право
1) предоставление таких
дней является обязанностью
2) время их предоставления не зависит от его усмотрения (п. 39 Постановления от 17.03.2004 № 2).
Например, работник вопреки воле работодателя может самостоятельно реализовать свое право на отпуск без сохранения заработной платы в случаях регистрации брака, смерти близких родственников, рождения ребенка. Таким же образом он может воспользоваться правом на учебный отпуск, отпуск по уходу за ребенком и т.п.
Наряду с ТК РФ, иными федеральными законами, подзаконными нормативными актами органов государственной власти правовое регулирование отпусков может осуществляться и на локальном уровне.
Так, согласно ТК РФ работодатель обязан не позднее, чем за две недели до наступления календарного года с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации утверждать график отпусков (ст. 123 ТК РФ), устанавливать порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем (за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местного бюджета; ст. 119 ТК РФ). В то же время работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников (ст. 116 ТК РФ), увеличивать продолжительность ежегодного и дополнительных оплачиваемых отпусков по сравнению с установленной трудовым законодательством, предусматривать иные периоды для расчета средней заработной платы при оплате отпуска, если это не ухудшает положение работников (ст. 139 ТК РФ), предоставлять учебные отпуска при получении второго высшего образования и т.д.
Возможность локального регулирования отпусков связана с одновременным соблюдением трех условий:
1) локальные нормы не
должны ухудшать положение
2) улучшение положения
одной категории работников не
должно нарушать принцип
3) устанавливаемые на локальном уровне правила не должны выходить за пределы полномочий работодателя.
Заключение
В заключение хотелось бы привести основные выводы, сделанные в процессе изучения избранной темы.
В отношениях, касающихся предоставления
времени отдыха принимают участие
как государство, которое принимает
в этой сфере законы и иные нормативные
правовые акты, а также осуществляет
контроль за их соблюдением, так и
стороны трудовых отношений, устанавливающие
конкретные механизмы регулирования
в локальных нормативных актах
организаций через систему
Тенденция существенного
расширения сферы индивидуально-
Несмотря на многочисленные поправки к трудовому законодательству в сфере регулирования времени отдыха, некоторые вопросы остаются не урегулированными.
Можно сделать вывод, что назвать трудовое законодательство совершенным нельзя. В законодательстве имеются пробелы, в отдельных случаях законодателем допущены технические оплошности. Рассмотрим это, хотя бы, на примере отпусков.
Проанализировав положения
действующего трудового законодательства,
с сожалением приходится констатировать:
система источников, регулирующих отношения
в области предоставления отпусков
наемным работникам на современном
этапе, находится в
Основными проблемами являются:
1) многочисленность и
разрозненность норм, регулирующих
данный вид общественных
2) существенное отставание в развитии законодательства об отпусках по отношению к трудовому праву в целом;
3) отсутствие взаимосвязи
при правовой регламентации
4) нестабильность нормативного регулирования;
5) нечеткость законодательных
формулировок и недостаточная
конкретизация правового
Все это значительно осложняет процесс применения законодательства об отпусках на практике, вызывая огромное количество вопросов.
Так, около половины норм
гл. 19 «Отпуска» ТК РФ содержат отсылочные
правила, предлагающие правоприменителю
воспользоваться
Многие нормативные правовые акты об отпусках, действующие в настоящее время, были приняты еще в советский период. В соответствии со ст. 423 ТК РФ они применяются в части, не противоречащей современному трудовому законодательству. Из наиболее значимых могут быть названы Правила «Об очередных и дополнительных отпусках», утвержденные постановлением НКТ ССР 30.04.1930 № 169 (далее – Правила). Несмотря на то, что большая их часть утратила свою актуальность, некоторые правила являются не только своевременными, но и зачастую единственными, где регулируются отдельные вопросы предоставления отпусков. Именно данные Правила устанавливают, что при исчислении сроков работы, дающих право на пропорциональный дополнительный отпуск или на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.
Субсидиарное применение ст. 124 ТК РФ и п. 17 Правил позволяет сохранять за работником право на отпуск, который не был использован своевременно не только в связи с болезнью или выполнением им государственных или общественных обязанностей, но и по причине ареста работника.
Обновлению и унификации законодательства об отпусках отчасти должно способствовать принятие соответствующих перечней категорий работников, имеющих право на ежегодные дополнительные отпуска, работа над которым уже ведется в Правительстве РФ. Однако принятие названных перечней, к сожалению, не решит всех проблем, связанных с отсутствием систематизации в правовом регулировании данного вида отношений.
Несмотря на предоставление трудовым законодательством большого количества прав и гарантий работнику, на практике реализовать их работнику сложно.
В случае более подробного урегулирования вопросов о времени отдыха в законодательстве можно рассчитывать на то, что трудовых споров станет намного меньше.
И представляется не лишним в некоторых случаях, где урегулирование вопроса о времени отдыха в настоящее время является сферой локального регулирования, все-таки установить государственные гарантии работникам.
Список используемой литературы
1. Нормативные правовые акты
2. Учебная литература, статьи
3. Судебная практика