Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:39, реферат
Описание работы
Цели ТК РФ в абз. 1 п. 1 ст. 1 устанавливает цели трудового законодательства, выраженные в следующем: • установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан; • создание благоприятных условий труда; • защита прав и интересов работников и работодателей.
международные принципы
трудового права международных региональных
сообществ-государств
свобода труда
свобода ассоциаций
равенство трудовых
прав
справедливости условий
труда
социального партнерства
запрет принудительного
труда
запрет дискриминации
обеспечение трудовых
прав социально незащищенных категорий
население
всемерная защита трудовых
прав
принципы, содержащиеся
в межгосударственных, межправительственных
и межведомственных международных договорах. [10]
Источники трудового права[править | править
вики-текст]
В ТК РФ законодатель
разграничил нормативный и договорный
уровни регулирования трудовых и иных
непосредственно с ними связанными отношений.
К договорному уровню относятся коллективные
договоры и соглашения, трудовые договоры.
Нормативный уровень включает в себя трудовое
законодательство и иные акты, содержащие
нормы трудового права. Согласно ТК РФ
(ст. 5) к нормативным источникам трудового
права относятся следующие:
Конституция РФ, федеральные
конституционные законы;
трудовое законодательство
(ТК РФ, иные федеральные законы и законы
субъектов РФ, содержащие нормы трудового
права);
иные нормативные правовые
акты, содержащие нормы трудового права
(указы Президента РФ, постановления Правительства
РФ
и нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной
власти, нормативные правовые акты органов
исполнительной власти субъектов РФ, нормативные
правовые акты органов местного само-
управления);
коллективные договоры,
соглашения;
локальные нормативные
акты.
Трудовой договор
как источник права[править | править
вики-текст]
Ряду ученых [11] представляется крайне
спорным выделение трудового договора
в качестве источника права, который по
своей природе является актом реализации
права. Легализация трудовых договоров
в качестве источника права чревато дисперсией
либо смешением ключевых правовых категорий.
Признание индивидуального договора правовым
означало бы автоматически признание
за его участниками статуса законотворца.
В ТК РФ так же получили
признание так называемые "квазинормативные"
источники (внутренние установления религиозных
организаций; положения(регламенты) о
спортивных соревнованиях, нормы (уставы)
общероссийских спортивных федераций).
Технические (технологические)
источники трудового права[править | править
вики-текст]
В современной науке
российского трудового права советская
теория технических инструкций как источников
трудового права (Ф.М. Левиант и др.) имеет
своих приверженцев. В рамках этой концепции
разграничиваются технические нормы,
которые не являются правовыми и технологические.
Технологические нормы определяются как
разновидность локальных, регулирующих
технологические отношения, возникающие
в процессе труда.
Мораль в системе
источников трудового права[править | править
вики-текст]
Моральные нормы оказывают
особое влияние на правовое регулирование
трудовых отношений. Сами по себе они не
являются источниками права, однако имеют
две формы закрепления: как юридически
норм в нормативно-правовых актах и как
обычаи, традиции.[12]
Обычай[править | править
вики-текст]
В настоящее время
ряд российских ученых-трудовиков ратует
за признание правового обычая (обыкновений
правоприменительной практики) в трудовых
отношениях в качестве источника права[13]. Примерами таких своеобразных
реальных регуляторов трудовых отношений
называют получившие на практике повсеместное
распространение письменные заявления
о приеме на работу, оформление обходных
листков при увольнении, примеры толкования
судебной практикой «свободного волеизъявления
работника» при увольнении по собственному
желанию и др. Приводимые сторонниками
трудоправового обычая примеры свидетельствуют
либо о случаях по сути снижения уровня
трудовых прав, установленных законодательством,
либо о толковании судами норм трудового
права.
Международные источники
трудового права[править | править
вики-текст]
Общепризнанные принципы
и нормы международного права и международные
договоры РФ являются в соответствии с
Конституцией РФ составной частью правовой
системы РФ (ст. 10 ТК РФ). Особое место в
системе источников трудового права этих
актов связано с тем, что они обеспечивают
гарантии реализации международно-правовых
стандартов трудовых прав работника.
Акты Организации Объединенных
наций. Главным вкладом ООН в международно-правовое
регулирование социальной защиты является
определение каталога основных прав человека,
которые должны обеспечиваться в законодательстве
любой страны, претендующей считаться
цивилизованной. Всеобщая декларация
прав человека (1948 г.) в первую очередь
программный политический документ, в
котором сформулирован пакет основных
неотъемлемых и неотчуждаемых социально-трудовых
прав человека: право на труд, право на
свободный выбор работы, право на защиту
от безработицы, право на справедливые
и благоприятные условия труда и др;
Пакты и конвенции ООН, ратифицированные
государством, носят юридически обязательный
характер. Согласно Международному пакту
об экономических, социальных и культурных
правах (1966 г., ратифицирован СССР в 1973
г.2) участвующие в Пакте государства признают
право каждого человека на труд, безопасные
и здоровые условия труда, право на отдых,
на объединение в профсоюзы и т.д;
Акты Международной
организации труда. Ведущим источником
международно-правового регулирования
социально-трудовых прав являются акты
МОТ. Одним из основных направлений деятельности
МОТ является нормотворчество – разработка
и принятие международно-правовых актов
(деклараций, конвенций, рекомендаций),
содержащих международные социально-трудовые
нормы. На 1 июля 2006 г. МОТ объединяет 178 государств,
в которых проживает более 98% населения
мира. Конвенции и рекомендации МОТ как
результат ее нормотворческой деятельности
остаются главным средством осуществления
политики данной организации, ее целей
и задач. К началу 2008 г. было принято 188
конвенций и 199 рекомендаций МОТ. В настоящее
время МОТ концентрирует свои усилия и
усилия ее участников на активную ратификацию
и применение основополагающих конвенций.
К таковым относятся восемь конвенций: «О свободе ассоциации
и защите права на организацию» 1948 г. (№
87), «О применении принципов права на организацию
и ведение коллективных переговоров»
1949 г. (№ 98), «О принудительном или обязательном
труде» 1930 г. (№ 29), «Об упразднении принудительного
труда» 1957 г. (№ 105), «О дискриминации в
области труда и занятости» 1958 г. (№ 111),
«О равном вознаграждении» 1951 г. (№ 100),
«О минимальном возрасте для приема на работу» 1973 г. (№ 138), «О запрещении и мерах по искоренению наихудших форм детского труда» 1999 г. (№ 182);
Международные региональные
акты в сфере труда - акты, принятые региональными
организациями государств, например Советом
Европы, Европейским Союзом, СНГ и др. Конвенции
региональных международных организаций
государств – это разновидность многосторонних
международных договоров регионального
характера с ограниченным числом участников.
Совет Европы принял более 150 конвенций
по правам человека, в том числе содержащих
социально-трудовые стандарты. Среди них
лидирующее место занимают Конвенция
Совета Европы «О защите прав человека
и основных свобод» (ратифицирована РФ
в 1998 г.)2, Европейская социальная хартия
1961 г.(в ред. 1996 г.) (подписана,
но не ратифицирована Россией в 2000 г.3).
Основные региональные европейские стандарты
труда закреплены главным образом в этих
двух актах;
Международно-правовые
обычаи представляет собой именно международную
норму, которая призвана регулировать
взаимоотношения субъектов международного
права.
История возникновения и развития
трудового права[править | править
вики-текст]
Трудовое законодательство
в советское время уверенно выделилось
из гражданского, поскольку труд не рассматривался
как товар (услуга) и главным работодателем
стало государство, в связи с чем возросло
влияние административно-правовых приказно-надзорных,
мобилизационных, централизованно-нормативных
методов на наём труда (особенно явно последнее
проявилось в посленэповском законодательстве).
Поскольку главным
работодателем было само государство,
которое и составляло законы, для работника
советское трудовое право предоставляло
ряд возможностей (в отношении, например,
длительных оплачиваемых отпусков, гарантий
трудоустройства молодёжи, женщин детородного
возраста, крайне ограниченных оснований
увольнения и т. п.), которые трудноосуществимы
в рыночной экономике.
Вместе с тем, и в правовых
системах государств с рыночной
экономикой признаётся необходимость
повышенной нормативно-правовой защиты
наёмного работника как экономически
более слабой стороны отношений.
Все системы трудового
права прошли путь от исключительно индивидуально-договорного
регулирования труда (до 19 в.) к законодательному
вмешательству в свободные договорные
отношения, а затем к реализации коллективно-договорных
отношений в результате забастовочного
движения. В настоящее время
любая национальная система трудового
права состоит из того или иного сочетания
трёх основных элементов: индивидуальных трудовых
договоров, коллективных договоров
и законодательного регулирования. Существенную
роль также играют международные договоры
государств, прежде всего, конвенции Международной
организации труда (МОТ). Поэтому, когда речь
идёт о методе трудового права, в качестве
его черт принято называть сочетание договорного
и законодательного регулирования, а также
равенство сторон при заключении договора
с дальнейшим подчинением работника правилам
внутреннего трудового распорядка.
Для России исторически
характерно преобладание законодательного
регулирования.
Трудовое право как
отрасль сочетает в себе черты публичного
и частного права.
Коллективно-договорное
регулирование осуществляется на разных
уровнях — от уровня одной организации,
до всей страны или транснациональной
корпорации на территории разных государств.
В российской терминологии коллективным
договором называется договор между работниками
и работодателем на уровне организации,
а на более высоких уровнях соответствующий
акт называется соглашением.
Со стороны некоторых
специалистов по гражданскому праву в
течение долгого времени делаются предложения
о включении трудового права в предмет гражданского. Эти предложения отвергаются
учёными-«трудовиками» в связи с тем, что
в отличие от гражданского права, в трудовом
сильны публичные начала. Это связано
с необходимостью государственного вмешательства
в трудовые отношения для защиты работника.
Трудовые отношения[править | править
вики-текст]
Существует несколько
теорий. Первая концепция «несамостоятельного»
или «зависимого» труда разработана ещё Л. С. Талем до революции. Формально
свободный и равноправный работник включается
в хозяйственную деятельность чуждого
ему предприятия и становится в положение
несамостоятельного работника.
Трудовое
право. Трудовое право представляет
собой совокупность правовых норм, административных
решений и прецедентов, устанавливающих
права и обязанности для работников, работодателей
и организаций. По существу, оно регулирует
трудовые отношения между профсоюзами,
работодателями и работниками. В Канаде
трудовое законодательство, регулирующее
права и обязанности работников и работодателей,
являющихся членами профсоюза отличается
от законодательства, которое регулирует
права и обязанности работодателей и работников,
не являющихся членами профсоюза. В большинстве
стран, однако, такого различия не проводится.
Тем не менее, в трудовом праве выделяют
две основные категории. Первая — коллективное
трудовое право, регулирующее отношения
между работником, работодателем и профсоюзом
(коллективный трудовой договор). Вторая —
индивидуальное трудовое право, устанавливающее
права работников на труд при заключении
трудового договора (индивидуальный трудовой
договор). Рабочее движение сыграло ключевую
роль в процессе принятия законов, касающихся
защиты трудовых прав в 19 и 20 веках. С начала
промышленной революции трудовые права
являлись неотъемлемой частью социально-экономического
развития. Возникновение трудового права
представляет собой результат как борьбы
рабочего класса за улучшение условий
труда, получение права на объединение,
так и требований работодателей ограничить
полномочия объединений работников, не
допустить повышения расходов на оплату
труда. Расходы работодателей могут быть
увеличены в связи с удовлетворением требований
объединений об увеличении заработной
платы, а также с принятием законов, устанавливающих
высокие требования к здравоохранению,
безопасности и равные условия труда.
Объединения работников, такие как профсоюзы,
могут также участвовать в разрешении
трудовых споров и получить политическую
власть, которой вправе противостоять
работодатели. Вследствие этого, состояние
трудового законодательства в любой период
времени отражает результат борьбы различных
слоёв общества.